Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры в жизни детей".
консультация
Русские народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_igry_v_zhizni_detey.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
« Русские народные подвижные игры в жизни детей»
Русские народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
Русские народные подвижные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу».
Народные игры имеют игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.
“Считалка” – это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре.
Примеры старинных считалок
Конь ретивый,
С длинной гривой,
Скачет, скачет по полям.
Тут и там! Тут и там!
Где проскачет он –
Выходи из круга вон!
Считалка-заменка
Ходит бабка с длинным носом,
А за нею дед.
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей!
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь – ты!
Считалка-числовка
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били.
Притом денежки платили!
Кто не хочет платить – тому и водить!
Семка тощий, не валися!
Степка толстый, берегися!
Савка шустрый, становися!
Санька слабый, оставайся!
Сенька малый, не качайся!
Родион, выходи вон!
«Жребий» в игре выполняет функцию высшей справедливости. Решению жребия при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам: Мати, мати, что вам дати? И спрашивают, кто из них кого выбирает: Какого коня: сивого или златогривого? Сахару кусочек или красненький платочек? За печкой заблудился или в стакане утопился? Постепенно все игроки делятся на команды. Сам процесс формирования двух команд – это «игра перед игрой»
Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.
Русские народные игры делятся:
- игры, отражающие отношения человека и Природы
- игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
- игры на находчивость, быстроту и координацию
- игры на силу и ловкость
- военные игры
Еще один большой «плюс» русских игр – игровой инвентарь можно в избытке найти в любом доме.
Игры, отражающие отношения человека и природы
Жизнь человека в старину была более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать. Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники: медведь, волк, лисица – главные действующие лица.
Для игр можно изготовить и маски зверей. Игры подобной тематики: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Дедушка Мазай», «Пчёлы», «Игра в коршуна», «Волк и утки», «Иван-косарь и звери», «Селезень и утка» и др.
Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя, на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Своеобразные диалоги в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости. Игры данной тематики: «Бояре», «Невод», «Удочка», «Птицелов», «Охотники и утки» и др.
Игры на находчивость, быстроту и координацию
Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр. Сильных и ловких людей уважали во все времена и в любом обществе. Игры данной тематики: «Салки», «Золотые ворота», «Горелки», «Жмурки», ««Городки», «Лапта» и др.
Военные игры
Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас почти в первозданном виде. Игра в войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей. На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. Игры данной тематики: «Кулачный бой», «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», «Всадники и кони» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Народная подвижная игра и ее значение в жизни ребенка"
Народная подвижная игра и ее значение в жизни ребенка...
Консультация для воспитателей : "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"
Подвижная игра как развитие физ. качеств и воспитание детей...
Консультация для воспитателей "Роль подвижной игры в жизни детей"
" Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это ис...
Консультация для воспитателей "Народные подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного воспитания"
Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует...
Консультации для родителей «Значение народных подвижных игр в жизни детей»
Консультации для родителей: «Значение народных подвижных игр в жизни детей»...
Консультация для воспитателей "Народные подвижные игры - средство развития детей дошкольного возраста"
В помощь воспитателю...
«Русские народные подвижные игры в жизни детей»
Русские народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственно...