Развиваем логическое мышление.
консультация

Поплавская Алла Александровна

Консультация для родителей, как можно быстро развить логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развиваем логическое мышление»

В раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления «вплетено» в практическую игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Однако вначале значение слова (понимание его) слито с конкретным предметом, т.е. еще не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым, объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи «по-своему», действенным путем. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются через практические действия. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма – наглядно-образное мышление, которое проходит в своем развитии две стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий. Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышления тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим. Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами-представлениями ребенка есть существенные различия. С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. http://www.vdetstve.net/wp-content/uploads/2015/08/e2b15c5cae6e.png

Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия. Для этого предлагаются лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников. Вашему вниманию предлагается некоторые задания для развития логического мышления.

ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ!»

     Цель: учить детей пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию.

   Оборудование: картинки с изображением предметов: продуктов, посуды, и т.д (по восемь каждого вида).

   Ход : Педагог показывает детям набор картинок и просит их разложить на несколько групп

так, чтобы в каждой группе картинки были чем-то похожи.

     В случае затруднения      педагог дает ребенку в качестве основания группировки инструкцию: «Выбери все     картинки с изображением посуды. А теперь давай посмотрим, где здесь продукты» и т.д.C:\Users\User\Desktop\логика\451767_1010195.jpg

      Затем  как ребенок разложит все картинки,           необходимо помочь ему сформулировать принцип группировки: «В одной группе все картинки с изображением посуды, в другой – продукты. 

           «ЧТО БЫВАЕТ ВНИЗУ, А ЧТО БЫВАЕТ НАВЕРХУ?»

       Цель: учить детей пользоваться наглядной   моделью при решении   элементарных логических задач на  классификацию.

         Ход:  Педагог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. F:\карточки по мышлению стребелева Троф\логика картинки\abb3aacd91a93e764fbf8680e2a18049.jpg

 В случае затруднения  педагог подсказывает: «Давайте посмотрим вверх, над нами - небо. Оно бывает внизу? Нет, оно бывает всегда только вверху. А что еще бывает только вверху? Облака где бывают? (звезды, луна). А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. Трава где растет? Она где бывает? » (растения, водоемы, земля, песок, камни и т.д.).Затем  дети самостоятельно перечисляют объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к проведению развивающих игр с дошкольниками "Умники и умницы. Развиваем логическое мышление" (младшая группа)

Материал к проведению психологом развивающих игр "Умники и умницы" (младшая группа). Развитие логического мышления...

Бюллетени для родителей "Развиваем логическое мышление ребенка"

Варианты игр и упражнений с помощью логических фигур и блоков Дьенеша...

Буклет "Развиваем логическое мышление"

игры на развитие мыслительных процессов старших дошкольников...