Консультация для родителей "Можно ли обойтись без наказания?"
консультация (старшая группа)
В этом материале указаны правила обращения с ребенком и способы наказания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Можно ли обойтись без наказаний?»
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства — вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребенка. Нормативными документами о защите прав ребенка являются «Конвенция о правах ребенка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ», закон РФ «Об образовании», Семейный и Уголовный кодексы. Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.
Например, ударить ребенка — означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.
Есть ли педагогически оправданные наказания? Смысл наказания — воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.
Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендуются:
- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
- Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
-Наказания не должны быть слишком частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.
- Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан — прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках — ни слова.
- Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
- Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
- Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
-Наказание не должно вредить здоровью.
- За один проступок — одно наказание.
К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:
Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
Выговор — серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др. , но важно, чтобы он знал, за что наказан.
Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил — убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки — меньше времени останется на занятие любимым делом.
Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.
Рекомендуется отвлечь малыша. Так, ребенку можно напомнить, что он хотел рассказать о чем-то, предложить вместе чем-нибудь заняться и т. д. но если этот метод не помогает и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно, важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребенка, разрешить сделать то, за что поругали, как весь эффект наказания будет нивелирован.
У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребенка.
Наказание — сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: " Можно ли обойтись без наказания"
Данная консультация поможет родителям правильно подойти к вопросу наказания ребенка, ведь можно обойтись и без него....
Можно ли обойтись без наказаний (Консультация для родителей)
За что можно наказать, и как можно наказать, и чего мы хотим добиться наказанием? А подготовлен ли малыш к наказанию? А можно обойтись без наказания? Почему малыш «треплет нер...
Консультация для родителей "Надо ли наказывать ребенка или можно обойтись без наказаний?"
Для того, чтобы маленький человек стал взрослым, ему необходимо пройти определенные ступени развития и узнать, "что такое хорошо и что такое плохо". И в этом процессе родители играют огромную роль. Им...
Консультация для родителей "Можно ли обойтись без наказаний"
консультация о наказании и поощрении...
Консультация для родителей «Можно ли обойтись без наказаний?»
В конвенции о правах ребенка сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счасть...
Консультация для родителей " Можно ли обойтись без наказания"
Наказание — сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с вывод...
"Можно ли обойтись без наказаний?" Консультация
Консультация для родителей«Можно ли обойтись без наказаний?»Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах ипоговорках русского народа отражена необходимость физиче...