Консультация для родителей " Семья на пороге школы"
методическая разработка (подготовительная группа)

Захарова Наталья Владимировна z

Формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения детей при подготовке их к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы                                             Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                        города Москвы «Школа №1056» 

Дошкольное отделение 5

Подготовительная группа 3

Консультация для родителей детей подготовительной группы

«СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

                                                                          Авторы  и провели воспитатели:

Бубырева Вера Владимировна

Захарова Наталья Владимировна

город Москва

2019год

Консультация для родителей детей подготовительной группы

«СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения детей при подготовке их к школе.

I. Этап введения в проблему

ПЕДАГОГ. Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Современная школа предъявляет к ребёнку повышенные требования: придя в первый класс, ребёнок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. Как определить, готов ли ваш ребёнок к школе интеллектуально и эмоционально? Мы – педагоги, Вы – родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Что же должен знать будущий первоклассник.

 1.Свой адрес и название города, в котором он живет;

 2.Название страны и ее столицы;

3.Имена и отчества своих родителей, информацию о времена года, их последовательность и основные признаки;

 4.Названия месяцев, дней недели;

5.Основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Так же  у будущего первоклассника должна быть, мотивационная готовность.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

 ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ предполагает наличие у ребенка:

1.способностей ставить перед собой цель,

2.принять решение о начале деятельности,

3.наметить план действий,

4.выполнить его, проявив определенные усилия,

5.оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять    не   очень привлекательную работу.

 Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».

  Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

2. Этап

ПЕДАГОГ: И так мы  переходим к второй части нашей консультации                                                                      

                           «Портрет» первоклассника, не готового к школе:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно- моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научит простым правилам детского общежития.

  • НЕ отнимай чужого, но и не всё своё отдавай.
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  • НЕ дерись без обиды.
  • НЕ обижайся без дела.
  • Сам ни к кому не приставай.
  • Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
  • НЕ дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  • НЕ ябедничай за спиной у товарищей.
  • НЕ будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети и не любят чистюль.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе домой пойдём.
  • И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
  • Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
  • Дорогу переходи внимательно, не торопись.

                      Памятка родителям в процессе подготовки ребенка к школе

  • Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
  • Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
  • Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
  • Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
  • Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
  • Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
  • Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
  • Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
  • Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

                   

                            Памятка для родителей по подготовке детей к школе

  • Избегайте   больших  нагрузок  на  ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).
  • Не  пугайте  ребенка  школой («Вот  пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).
  • Не допускайте  резких  изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).
  • С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.
  • Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным  особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его  достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
  • Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.
  • Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.). 
  • Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
  • Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.

 3.этап заключительный

Педагог  Ну вот мы и пошли к заключительной части нашей консультации.                                                                        Как дошкольник становится школьником?

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто поступает в школу. Но это иллюзии , не так  просты. Есть дети, которые  обучаясь в первом и даже во втором классе , остаются  дошкольниками. А есть и такие ,что поступив в школу ,теряют черты дошкольника ,но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником – не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем ,как ребенок относится к другим людям –взрослым, сверстникам , к заданиям которые  он выполняет  и тем , насколько развиты у него психические качества, необходимые для  систематического усвоения знаний. Для начала попробуем набросать психологический портрет младшего школьника ,и не просто школьника. А так сказать ,идеального школьника, то есть ребенка ,который любит ходить в школу, успешно учится и главное под влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном развитии. И первое ,что нас интересует- это отношение ребенка к школе ,учению, учителю, сверстникам, то есть так называемая « позиция школьника». По определению известного психолога Л.И. Божович .

Школа – это особое место , где учат  и учатся ,то есть делают важное ,необходимое и почетное дело. Учится - это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают ,что твоя учеба – это когда тебе задали урок ,ты имеешь право попросить ,чтобы выключили радио, телевизор,  тебе не мешали работать. И хорошо ,когда задают уроки потруднее, лучше чувствуешь ,что к тебе относится всерьез.  Учитель –самый знающий ,самый уважаемый человек. То ,что он говорит ,всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый ,любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то ,что ты знаешь и как стараешься. Очень приятно получать пятерки, но если это не всегда получается значит надо стараться больше  и в конце концов  обязательно получится. Самые лучшие дети   – это те ,кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам. Чувствуете ,что у нас начал вырисоваться некий эталон ученика ,на которого остается  только мечтать учителям  и родителям. Ни чего не поделаешь ,это  и есть позиция школьника в ее чистом виде. Да и в самом деле многие  младшие школьники достаточно явно ее придерживаются. Нередко удивляя  родителей своим педантизмом в соблюдении школьных установлений. Но пойдем дальше в составлении задуманного портрета. Что еще должно войти в портрет школьника отличника? Конечно ,на уроках он весь внимание. Не ерзает, не болтает с соседом по парте и уж во всяком случае, не вскакивает с места и не отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и  любимой игрушки, в которую время от времени можно потихоньку играть. Он уже научился управлять собой ,быть внимательным, не отвлекаться ,даже если рядом что –то необычное .Умеет следить за ходом рассуждений учителя и других детей ,своевременно заучивать заданное . Но  одной произвольности мало. Ведь нужно не только внимательно читать учебник ,но и представлять себе то ,о чем в нем написано .А значит  ни как не обойтись без развитого восприятия ,мышления, воображения. Их тоже необходимо включить в портрет младшего школьника ,особо подчеркнув логическое мышление – умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать .делать выводы. Ребенок мог бы  продержаться  на сознательности и произвольности. Но практически это невозможно , и  ему на помощь приходит  интерес к самому учебному материалу – к тому ,как жили люди в старину,  живут в разных странах и к тайнам  математических вычитаний. Пожалуй ,на этом можно закончить. Большое всем спасибо.

                                                                                                                                             

       

Провели и подготовили воспитатели :

Захарова Н.В.

Бубырева В.В.

Москва

2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг для родителей "Семья на пороге школы"

Цель: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффе...

Консультация для родителей «Вы на пороге школы?»

Поступление в школу – важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы, прежде всего, интересуют родителей: сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школь...

Консультация для родителей «Дошкольник на пороге школы»

Когда ребенку исполняется 6-7 лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, был хорошим учеником? Есть ли критерий, кото...

консультация для родителей "Ребенок на пороге школы"

Поступление ребенка в школу- это важнейший этап для родителей и детей. То. как адаптируется ребенок в школе, с каким настроением будет поещать школу, все зависит и его успеваемость. В данной консульта...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"

 -Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.    Л. А. Венгер...

Памятка для родителей "Семья на пороге школы"

Памятка для родителей "Семья на пороге школы"...