Консультация для родителей " Семья на пороге школы"
методическая разработка (подготовительная группа)
Формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения детей при подготовке их к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1056»
Дошкольное отделение 5
Подготовительная группа 3
Консультация для родителей детей подготовительной группы
«СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
Авторы и провели воспитатели:
Бубырева Вера Владимировна
Захарова Наталья Владимировна
город Москва
2019год
Консультация для родителей детей подготовительной группы
«СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения детей при подготовке их к школе.
I. Этап введения в проблему
ПЕДАГОГ. Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Современная школа предъявляет к ребёнку повышенные требования: придя в первый класс, ребёнок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. Как определить, готов ли ваш ребёнок к школе интеллектуально и эмоционально? Мы – педагоги, Вы – родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Что же должен знать будущий первоклассник.
1.Свой адрес и название города, в котором он живет;
2.Название страны и ее столицы;
3.Имена и отчества своих родителей, информацию о времена года, их последовательность и основные признаки;
4.Названия месяцев, дней недели;
5.Основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Так же у будущего первоклассника должна быть, мотивационная готовность.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ предполагает наличие у ребенка:
1.способностей ставить перед собой цель,
2.принять решение о начале деятельности,
3.наметить план действий,
4.выполнить его, проявив определенные усилия,
5.оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».
Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.
2. Этап
ПЕДАГОГ: И так мы переходим к второй части нашей консультации
«Портрет» первоклассника, не готового к школе:
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками;
- трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно- моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научит простым правилам детского общежития.
- НЕ отнимай чужого, но и не всё своё отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
- НЕ дерись без обиды.
- НЕ обижайся без дела.
- Сам ни к кому не приставай.
- Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
- НЕ дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
- НЕ ябедничай за спиной у товарищей.
- НЕ будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети и не любят чистюль.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе домой пойдём.
- И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
- Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
- Дорогу переходи внимательно, не торопись.
Памятка родителям в процессе подготовки ребенка к школе
- Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
- Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
- Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
- Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
- Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
- Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
- Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
- Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
- Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
Памятка для родителей по подготовке детей к школе
- Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).
- Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).
- Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).
- С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.
- Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
- Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.
- Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).
- Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
- Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.
3.этап заключительный
Педагог Ну вот мы и пошли к заключительной части нашей консультации. Как дошкольник становится школьником?
Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто поступает в школу. Но это иллюзии , не так просты. Есть дети, которые обучаясь в первом и даже во втором классе , остаются дошкольниками. А есть и такие ,что поступив в школу ,теряют черты дошкольника ,но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником – не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем ,как ребенок относится к другим людям –взрослым, сверстникам , к заданиям которые он выполняет и тем , насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний. Для начала попробуем набросать психологический портрет младшего школьника ,и не просто школьника. А так сказать ,идеального школьника, то есть ребенка ,который любит ходить в школу, успешно учится и главное под влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном развитии. И первое ,что нас интересует- это отношение ребенка к школе ,учению, учителю, сверстникам, то есть так называемая « позиция школьника». По определению известного психолога Л.И. Божович .
Школа – это особое место , где учат и учатся ,то есть делают важное ,необходимое и почетное дело. Учится - это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают ,что твоя учеба – это когда тебе задали урок ,ты имеешь право попросить ,чтобы выключили радио, телевизор, тебе не мешали работать. И хорошо ,когда задают уроки потруднее, лучше чувствуешь ,что к тебе относится всерьез. Учитель –самый знающий ,самый уважаемый человек. То ,что он говорит ,всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый ,любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то ,что ты знаешь и как стараешься. Очень приятно получать пятерки, но если это не всегда получается значит надо стараться больше и в конце концов обязательно получится. Самые лучшие дети – это те ,кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам. Чувствуете ,что у нас начал вырисоваться некий эталон ученика ,на которого остается только мечтать учителям и родителям. Ни чего не поделаешь ,это и есть позиция школьника в ее чистом виде. Да и в самом деле многие младшие школьники достаточно явно ее придерживаются. Нередко удивляя родителей своим педантизмом в соблюдении школьных установлений. Но пойдем дальше в составлении задуманного портрета. Что еще должно войти в портрет школьника отличника? Конечно ,на уроках он весь внимание. Не ерзает, не болтает с соседом по парте и уж во всяком случае, не вскакивает с места и не отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимой игрушки, в которую время от времени можно потихоньку играть. Он уже научился управлять собой ,быть внимательным, не отвлекаться ,даже если рядом что –то необычное .Умеет следить за ходом рассуждений учителя и других детей ,своевременно заучивать заданное . Но одной произвольности мало. Ведь нужно не только внимательно читать учебник ,но и представлять себе то ,о чем в нем написано .А значит ни как не обойтись без развитого восприятия ,мышления, воображения. Их тоже необходимо включить в портрет младшего школьника ,особо подчеркнув логическое мышление – умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать .делать выводы. Ребенок мог бы продержаться на сознательности и произвольности. Но практически это невозможно , и ему на помощь приходит интерес к самому учебному материалу – к тому ,как жили люди в старину, живут в разных странах и к тайнам математических вычитаний. Пожалуй ,на этом можно закончить. Большое всем спасибо.
Провели и подготовили воспитатели :
Захарова Н.В.
Бубырева В.В.
Москва
2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой тренинг для родителей "Семья на пороге школы"
Цель: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффе...
Консультация для родителей «Вы на пороге школы?»
Поступление в школу – важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы, прежде всего, интересуют родителей: сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школь...
Консультация для родителей «Дошкольник на пороге школы»
Когда ребенку исполняется 6-7 лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, был хорошим учеником? Есть ли критерий, кото...
консультация для родителей "Ребенок на пороге школы"
Поступление ребенка в школу- это важнейший этап для родителей и детей. То. как адаптируется ребенок в школе, с каким настроением будет поещать школу, все зависит и его успеваемость. В данной консульта...
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»
Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...
Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"
-Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. Л. А. Венгер...
Памятка для родителей "Семья на пороге школы"
Памятка для родителей "Семья на пороге школы"...