Конференция для пап
методическая разработка

Трапезникова Надежда Энгельсовна

Роль отца в воспитании и развитии ребенка очень велика, но из опыта работы в ДОУ, взимодействие педагогов с папами остается недостаточно востребованное, обычно папы принимают участие лишь в благоустройстве дошкольного учреждения или группы. Очень редко видим пап на собрании, открытых мероприятиях, поэтому решили с коллегами провести конференцию. Это слово " конференция" звучит как -то пугающе, можно назвать её и мини- конференция. Основнрой целью этого мероприятия является привлечение к вопросам воспитания , включать их в работу образовательного процесса, в реализации проектов, участии в акциях, творческих мероприятий и др. Пробудить активность в совместной деятельности по воспитанию и развитию наших детей. Может этот материал кому - то из коллег пригодится, или его идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_dlya_pap.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конференция  для  пап

Тема: « Роль отца в современной семье».

Подготовила: Трапезникова Н.Э., старший воспитатель

осп «Шалакушский детский сад»

Шалакушской СШ

2018 г

  Тренинг « Знакомство».

Звучит лёгкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из пап и прикрепляет « Визитку» ( имя, отчество).

Ведущий: Добрый день, дорогие папы. Я благодарю Вас за то, что мы собрались в первый раз на нашу встречу. Первая часть встречи пройдёт в виде тренинга. Психологический тренинг – это тренировка души, разума и тела. Человек усваивает 10 % того, что слышит, 50 % того, что он видит, 70 % того, сам проговаривает, 90 % того, что сам делает. Участники тренинга всё делают сами. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Тема тренинга:« Родительская любовь и роль отца в современной семье».

Цель: Обогащение эмоционального опыта, развитие чувства эмпатии, формирование критического отношения к стереотипам воспитания.

« Давайте познакомимся».

-Сейчас я предлагаю Вам познакомиться друг с другом. Можно представиться так, как бы Вам хотелось бы, чтобы к вам обращались. Если захотите, можно рассказать о себе. ( по кругу, представляемся и передаём шляпу следующему.).

- Спасибо. Предлагаю задать Вам вопрос соседу справа. ( передаём по кругу  в обратную сторону шляпу).

- Продолжаем знакомство. Закончите, пожалуйста, такое предложение : « Мне нравится в себе…».

- Предлагаю Вам выбрать друга одного из четырёх – Атоса, Портоса, Арамиса, Д.Артаньяна. Далее объясняю выбор, что он означает. По одной из версии, люди выбирают себе в друзья того, кто обладает такими качествами, которых у них самих в жизни не хватает; по другой версии – родственную душу.

        Краткая характеристика каждого:

       

         Атос – человек скрытых, тайных загадочных знаний;

         Портос – добрейшей души человек;

          Арамис – романтическая натура;

          Д.Артаньян – ловкий, предприимчивый человек, легко находит выход

                                  из любой ситуации.

- Спасибо всем за участие.

 Основная часть : Беседа  - круглый стол .

« Папа в семье, конечно,  главный….?».

                                                     

                                                     Анализ анкет , проведенные с детьми.

1. - Ты любишь папу?

2.- Чему тебя научил папа?

Ведущий: Ребёнку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребёнка лаской и добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремлённости, настойчивости, смелости – эта забота отца. Мужское отношение к миру, своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчика своим примером именно отец.

Вопросы к папам:

- Какие интересы объединяют вас с детьми?

- Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребёнком?

- Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?

- Бывает ли так, что вы собрались с ребёнком, но отложили это, потому что нашли себе другое занятие?

Ответы детей на вопросы анкеты:

3.- Кто с тобой больше занимается в свободное время, папа или мама?

4.- Чем вы занимаетесь в свободное время с папой?

5.- Чем папа занят вечерами?

Чтение статьи У. Ливингстона Лардена  « Раскаяние отца».

- Не бойтесь выражать свои чувства к ребёнку, говорите ему, что вы его любите.

- Маленький ребёнок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен. Главное тут – не опоздать! Главное – буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребёнке потребность как можно больше  времени проводить вместе.

Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините сломавшую игрушку, собираете подъёмный кран из пластинок конструктора, соединяете, проводки радио схемы, разыгрываете на полу бородинское сражение, гоняете по двору футбольный мяч, читаете по очереди вслух, обсуждаете последние новости.

Во время этих игр, не отдавая себе отчёта, вы внушаете своему ребёнку чувство защищённости, уверенности в себе. С ним идёт через детство, через трудную пору отрочества, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец всё может, всё умеет.

Пока воспитание детей протекает спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребёнка дружеские отношения с раннего детства, где ребёнок уверен – отцу всё интересно в его жизни.

Представьте себе ситуацию: отец ведёт ребёнка из детского сада. « Ну, как дела» - спрашивает он с теплотой в голосе. « Хорошо», - односложно отвечает сын.- Что было на обед? – спрашивает отец. – Чем занимался? Как вёл себя?

Вопросы отцам:

- Как вы оцениваете эту беседу?

- Верно ли отец повёл разговор с ребёнком?

- Есть ли у вас трудности в общении с ребёнком?

Ответы детей на вопросы анкеты:

6.- Кем работает папа?

7.- Что он делает на работе?

8.- О чём вы беседуете с папой, когда идёте в детский сад или возвращаетесь домой?

- Нужно завоевать доверие ребёнка. Он должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно только  в том случае, если вы сами идёте ему навстречу.

По дороге из детского сада домой расскажите ребёнку, что тревожило вас на работе, что удалось сделать за день, вспомните людей, с которыми вы встречались, поделитесь  с своими  заботами и мыслями, что вас затронуло в прочитанной газете.

Говорите с ребёнком обо всём: о семейных проблемах, планах на выходной день, последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребёнок мал и ничего не поймёт. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как  к взрослому.

Чаще спрашивайте ребёнка: что сегодня произошло? Во что играли? Кто выиграл? Что вам читали? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Как бы ты поступил на моём месте? Не рубите с плеча, не будьте категоричны в оценке вкусов и пристрастий ребёнка. Вспомните, какие песни, стихи, игры  любили в детстве.  

- Представьте себе ситуацию. ( можно использовать игру « Педагогические ситуации» или « Угадай ситуацию в картинках», или зачитывается проблемная ситуация – папы её должны разрешить и т.д.)

Пример: отец кричит на сына: « Куда идёшь?! Ты весь в снегу! Мать только что вымыла пол… вернись, говорю!» Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную горку построили во дворе дети.

Отцам вопрос: - Как бы вы поступили в этой ситуации?

-Один ребёнок поймёт ситуацию, если вы возьмёте за руку, молча выведете из кухни, попросите снять обувь и верхнюю одежду. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме. Четвёртого….. Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребёнка, вы должны выбрать соответствующий приём, но нужно исключить грубость, резкие жесты, приказной тон.  Иначе всё это вызовет протест и ответную грубость.

Отцам вопрос: - Какими средствами вы добиваетесь от ребёнка выполнения своих требований?

                             - Доброта или строгость ваши помощники в воспитании?

Ответы детей на вопросы анкеты:

9.- Какой твой папа: добрый или строгий?

10.- Почему ты так считаешь?

- В семье подчас следят за каждым шагом ребёнка. Отец не даёт ему ни в чём спуску: запрещает играть в шумные игры, требует неусконительного соблюдения режима дня. Не дай бог, если малыш разбросает игрушки или устроит беспорядок на столе для занятий.

- В воспитании нужна мера. Для того, чтобы ребёнок был спокойным в детском саду, надо дать возможность « разрядиться» дома.

Вы должны оценивать не ребёнка, а его поступки.

- Слушая ответы детей, вы обратили внимание, что их любовь к вам чувствуется в каждом слове. Вы дороги своим родным, любимы ими.

Пожелания детей своим папам и доверительные письма – признания от жён.

Приложение

Статья У. Ливингстона Ларнеда « Раскаяние отца».

« Послушай сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щёчку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула волна раскаяния. Я пришёл к твоей кроватке с сознанием своей вины.

Вот я о чём думал, сын: я сорвал на тебе плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем, я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил  что – то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил на стол локти. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: « До свидания, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: « Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, всё началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят, и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошёл затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздражённый тем, что мне помешали,……… ты в нерешительности остановился у дверей. « Что тебе нужно?» - резко спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне , обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твоё сердце и которую даже моё пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А  затем ты ушёл, семеня ножками, вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мною сделала привычка? Привычка придираться, распекать заставила меня забыть, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, всё дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.

А в твоём характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твоё маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далёкими холмами. Это проявилось в твоём стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет значения, сын. Я пришёл к твоей кроватке в темноте и , пристыженный, преклонил перед тобою колени!

Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал всё это, когда ты проснёшься. Но завтра я буду настоящим отцом. Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеёшься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздражённое слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: « Он ведь только мальчик, маленький мальчик!»

Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съёжившего в твоей кроватке, я понимаю, что ты ещё ребёнок. Ещё вчера ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на её плече. Я требовал многого, слишком многого».

Анкета   для детей :   « Мой  папа»

  • Ты любишь папу?

  • Кто с тобой больше занимается в свободное время?

  • Чем Вы занимаетесь в свободное время с папой? Чем папа занят вечером?

  • Кем работает папа? Что он делает на работе?

  • Какой твой папа: добрый или строгий? Почему ты так считаешь?

  • Чему тебя научил твой папа?

  • Что ты хочешь пожелать своему папе?

Выставка детских рисунков « Мой папа».

Мамы – « Моя семья» или «Герб семьи». ( экспромт)

« Советы психолога для пап по установлению доверительных отношений с ребёнком».

  1. Не ждите, что ваш ребёнок будет таким, как вы, или таким, каким вы хотите его видеть. Помогите ему стать собой.

  1. Не требуйте от ребёнка платы за всё, что вы для него делаете. Вы дали ему жизнь. Как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот третьему: Это необратимый закон благодарности.

  1. Не вымещайте на ребёнке свои обиды: что посеешь, то и пожнёшь.

  1. Не относитесь к проблемам ребёнка свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его ноша не менее, чем ваша, а может быть, и больше, потому что у него нет привычки.

  1. Не унижайте ребёнка.

  1. Не мучь себя, если не можете чего-то сделать для своего ребёнка, мучьте – если можете и не делаете.

  1. Помните – для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

Алан Фром  « Азбука для родителей».

Пути проявления любви к ребёнку:

- Уважение его желаний.

- Проявлять любовь постоянно.

- Отдавать всё своё свободное время без остатка.

С.А.Соловейчик « Педагогика для всех».

Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: « Мне послан ребёнок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребёнка. Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу , не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своём».

                                                          ж. « Школьный психолог» № 7 – 2000

                                        ( мысли известных педагогов и психологов)

Практическая часть. Занятия по формированию позиции любящего взрослого. Я тебя понимаю!.

Цель: Обогащение эмоционального опыта родителей, развитие эмпатии, формирование критического отношения к стереотипам воспитания.

« Ребёнок, какой он?»

Цель: Актуализация положительного и негативного образа ребёнка.

Составляется общий портрет ( обсуждение 3 мин.)

« Родители, какие Вы?»

Цель: Актуализация положительного и отрицательного образа родителя.

Аналогично предыдущему упражнению.

« Диалог». ( развитие эмпатии)

Цель: Закрепить активный тренинговый стиль общения, осознать значение позиции в общении.

Участники делятся на 4 пары и в течении 4 мин. ведут диалог.

1 минута: стоя спиной друг к другу;

2 минута: один участник диалога сидит, другой стоит;

3 минута: участники меняются местами;

4 минута: сидя напротив друг друга.

Лучше сесть и послушать ребёнка. Если вы хотите слышать своего ребёнка, повернитесь к нему лицом,  чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение ( вы в другой комнате, читаете газету, лежите на диване) оп отношению к ребёнку говорит о том, насколько вы готовы его слушать и слышать. Избегайте вопросов, пусть ребёнок выскажется. Держите паузу.

« Почувствуй себя ребёнком».

Цель: Снятие напряжения, вывод на осязаемый уровень ощущений, впечатлений от своего детства.

Участники садятся поудобнее, закрывают глаза и вспоминают детство, каким оно было, что радовало, огорчало. 3 мин. Рефлексируют свои чувства.

«За что я себя люблю, за что я себя ругаю».

Цель: Создание условий для объективной рефлексии положительных и нежелательных проявлений.

Участники делят лист бумаги на две линии. 3 мин. Анализируют, в какой колонке высказываний больше, меньше, рефлесируют свои чувства.

«Клубочек».

Цель: Создание условий для определённого уровня эмоциональной близости с ребёнком.

Участники вспоминают и произносят ласковые слова, которыми называют ребёнка в семье. Рефлексируют свои чувства.

« Информация. Правила жизни ребёнка».

Цель: Выделение основных принципов организации жизни ребёнка.

Участник рисует круг, делит его на 4 части : « Я разрешаю..», « Я запрещаю», « Я разрешаю, но ставлю условия..», « Я не разрешаю, но иногда уступаю».

Анализируется, что доминирует во взаимоотношениях с ребёнком: запреты, ограничения, уступки, вседозволенность, разумность… и т.д.

« Я – высказывание» .

Цель: Создание условий для осознания стилей общения.

Участники анализируют, насколько они готовы к разрешению конфликтов в системе детско – родительских отношений. Предлагаются ситуации, когда ребёнок: - не убрал разбросанные игрушки, отказывается надеть разбросанные вещи, часто обижает брата, сестру, мучает собаку.

« Устами младенца».

- Это делают после бани.

- Её ставят в щётку, которую смазывают краской и ведут, а на листе получают брызги и бывает красиво.

- Надо чёлку лаком побрызгать и этим поправить.

- Это такая штучка с зубчиками. Расчёска.

- Это волосы у Джины.

- Это длинные – предлинные волосы до пояса.

- Это служит для того, чтобы не узнали, кто это.

- Это волосы не настоящие, делают из каких – то штук. Парик.

-Это те, у кого шляпа, они живут и ничего не боятся.

- На лошади скачет всегда в шляпе, на поясе ремень и два пистолета. Ковбой.

- Танец такой, всегда танцуют медленно.

- У танцовщицы на голове белая штука, юбка к верху поднята, танцует на носках.

Балерина.

В конце встречи отцам предлагается выразить своё  отношение к состоявшей встрече с помощью пиктограмм – эмоций.

Родительская любовь принесёт ребёнку гораздо больше счастья, когда он будет видеть, что она постоянно проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг другу.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Информация о правилах, которая поможет найти родителям « золотую середину при воспитании детей.

- Правила ( ограничения, запреты, требования) должны быть в жизни ребёнка обязательно.

-Правил ( ограничений, запретов, требований не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребёнка.

- Правила ( ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы между взрослыми.

- Требование, запрет должен быть сообщён тоном скорее дружественным, разъяснительным, чем повелительным.

- Наказывая ребёнка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

                                                                                                         Ю.Б.Гиппенрейтер

Литература: Гурьева О.Т., Комарова О.Н., Салтыкова Л.И., Терехова Л.П. На пути к сотрудничеству. Информационно – аналитические материалы для организации работы с семьёй. Архангельск., 2002 г. – 138 с.

О маме ( дополнительный материал)

А.Я.Варга по характеру отношения к детям выделяет 4 типа мам.

Спокойная уравновешенная мама – настоящий эталон материнства. Она всегда всё знает о ребёнке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.

Тревожная мама – вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребёнка. Она во всём видит угрозу его благополучию. Тревожность и мнительность матери создают тяжёлую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех членов семьи.

Тоскливая мама – вечно всем недовольна. Её беспокойство и нервозность вызывают думы о ребёнке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребёнку с такой мамой не повезло.

Уверенная и властная мама – твёрдо знает, что хочет от ребёнка. Жизнь ребёнка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. « Создавая» ребёнка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче – к инициативе.

Литература: Давыдова О.И., Богуславец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ « Сфера», 2005. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5-я Международная конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста" Тезисы к конференции

5-я Медународная конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста" проодила в МГУ имени М.В.Ломоносова 12-14 мая 2016 года.Тема доклада:  "Русское народное творчество в формировании раз...

Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск

Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...

«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций» Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции

laquo;Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций»Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука:...

«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.

laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...