"Возраст упрямства или кризис 3-х лет у детей"
методическая разработка (младшая группа)
"Не хочу!" "Я сам!", "Нет!" эти фразы слышат родители от еще вчера послушного и покладистого ребенка. А ещё капризы, крики, требования и отказ ложиться спать в привычное время. Ему или ей всё нужно сейчас и немедленно. Многие родители ужасаются и отчаиваются видя столь неприятные изменения в характере своего ребенка.
На самом деле, это не вздорный характер, а естественный процес, возрастной кризис. Успешно пройдя его ребенок станет уверенным в себе, целеустремленным. Об этом подробнее,расскажет теоретическая часть консультативной встречи. В практической части родители смогут найти выход из часто встречающихся сложных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_konsultatsii_s_elementami_treninga_dlya_roditeley.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект консультации с элементами тренинга для родителей
«Возраст упрямства или кризис 3 -х лет у детей»
Цель: познакомить родителей с особенностями протекания кризиса трех лет. Знакомство со способами оценки деятельности и поведения ребенка, повышение психологической и педагогической грамотности.
Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас на нашей встрече посвященного актуальной теме кризису 3-х лет у детей.
Мы сегодня поговорим о наших детях, их капризах, и как их преодолеть.
Игра «Наш малыш»
Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».
- Наш малыш стал очень любопытным.
- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
- Наш малыш отказывается спать в привычное время.
- Наш малыш капризничает во время еды.
- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.
- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
- Наш малыш любит с нами играть.
Младший возраст - важнейший период в развитии ребенка, как и детство в целом. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с миром.
Этот возраст хорошо характеризует стихотворение:
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система "Я" кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я - самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс- это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. В этот период важно помнить, что в первую очередь тяжело ребенку, также как было тяжело в момент рождения и как будет тяжело в подростковом возрасте.
Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то момент она ему необходима. Но малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а сознательно ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие – открытие себя. Часто в этот период хочется помочь ребенку получить желаемое, организовать для него достижение и его маленькие победы.
В 3 года ребенок просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми. Его трудность состоит в том, что, начиная отделятся от взрослых ребенок проявляет всевозрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство. Это говорит о том, что привычные формы взаимоотношений взрослого и ребенка уже не работают. Нужны новые и еще не известные.
Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов».
1 симптом - ярко выраженный негативизм - Вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать, то что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.
При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию.
Главный мотив – сделать не так, как просят, а наоборот.
Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей. С остальными он может быть послушным и покладистым.
2 симптом - упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).
Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, не хочет отступать от своего слова и менять решение
3 симптом – строптивость - (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый). Безлична и не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.
4 симптом – своеволие - ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.
Остальные три симптома встречаются реже:
5 симптом - Бунт против окружающих - (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно). Поведение ребенка носит протестующий характер. Ребенок находится «в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Выливается в частые ссоры с родителями.
6 симптом - Обесценивание ребенком личности близких - Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное, например, может назвать маму «дурой».
7 симптом – деспотизм - Ребенок изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было на раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
Упражнение «Есть мнение…»
Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием проблемной ситуации: группе необходимо разобрать ситуацию, презентовать ее и дать решение данной проблеме…
1. во время разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание.
2. ребенок плюнул в бабушку.
3. ребенок падает на пол и кричит, требуя
4. ребенок назвал маму «дурой»
Обсуждение актуальности ситуаций, что чувствовали участники, как себя вели.
Когда капризы и истерики ребенка заставляют родителя терять терпение и самообладание Людмила Петрановская рекомендует следующее:
- Спросите себя: сколько мне сейчас лет? И если ответ не соответствует вашему возрасту – просто признайтесь сами себе, что Вам сейчас 3, 5 и т.д.
- Пожалейте себя. Уйдите туда, где вам никто не помешает обнимите себя и пожалейте. Бедная моя девочка, ты устала, не выспалась, а тут еще раскиданные игрушки, немытая посуда, кричащие дети и далее по тексту. Это займет пару минут, но вам станет значительно легче.
- Вернитесь в позицию взрослого человека. Из нее вы поймете, что ребенку трудно, и он хочет отстоять себе и свои желания. Вы сможете принять правильное решение, как вам поступить.
- Делегируйте и просите о помощи. Супер-мама не та, которая все успевает. Есть понятие «достаточно хорошая мать» это та, которая любит ребенка, понимает, принимает, и делиться с ним своей любовью и заботой.
Без чего важного мы не сможем быть понимающими, принимающими и мудрыми? – без хорошего самочувствия. Это не только физическое, но и психологическое здоровье, гармония с собой и удовольствие от той жизни, которой мы живем. Важно позаботится о себе в первую очередь. Невозможно дарить любовь и тепло близким, если в душе боль и недовольство.
А сейчас я предлагаю вам заполнить «Ладошки мудрости»
Каждый из родителей написал имя своего малыша на ладошке и к каждой букве имени подобрали положительное качество, которое характерно для своего ребенка.
На эти лучшие качества нужно опираться в период кризиса 3 лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.
Чтобы кризис прошел благополучно, любите, уважайте и берегите своего ребенка!
Он в своем роде один, неповторимый, ваш самый близкий человек!
Успехов вам в воспитании детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис 3 лет у детей (возраст упрямства)
Статья содержит практические рекомендации для родителей, которые помогут с наименьшими потерями преодолеть этот непростой период жизни каждого ребенка....
Возраст упрямства, или о кризисе трёх лет
Возраст упрямства...
Консультация «Возраст упрямства или кризис трех лет»
Описывется суть кризиса 3 лет....
Возраст упрямства или кризис трех лет.
Возраст упрямства и как его пережить...
Статья на тему " Возраст упрямства или кризис трех лет ".
В статье подробно описываются все трудности этого возраста, обьясняются причины....
Родительское собрание в младшей группе: «Кризис трех лет — возраст упрямства и строптивости»
Цель: актуализировать среди участников образовательных отношений проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения.Задачи:1. Повышать психолого-педагогическую...
Консультация для родителей: "Возраст упрямства. Кризис трёх лет"
В данной консультации рассматривается данный кризисный период в развитии ребёнка. Как меняется ребёнок, его поведение, что принципиально новое появляется в этот период, что лежит в основе всего "...