Консультация для родителей «Ребенок и природа»
консультация
Дошкольное детство- это тот период, когда ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе, получает первоначальные представления об окружающем, т. е. у него формируются основы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_prirode.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по экологии «Ребенок и природа»
Дошкольное детство- это тот период, когда ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе, получает первоначальные представления об окружающем, т. е. у него формируются основы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.
Экологическое воспитание дошкольников предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
• развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Чувства сострадания, сопереживания определяют отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Главное, всегда помнить - прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного, надо развивать их эмоциональность, так как чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями.
О чем же беседовать с ребенком! Прежде всего, необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например, познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, растений, животных).
Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Необходимо объяснить ребенку, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки, при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Расскажите ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому.
Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Им нужно объяснить, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, ребенок должен усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.
Одним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.
Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.
Вы все прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу, и помните, что главное – это ваш пример.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Ребенок и природа"
Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями. О чем же беседовать с ребенком?! Об этом вы узнаете в данной консультации....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Ребенок и природа»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Ребенок и природа»...
консультация для родителей " Ребенок и природа"
Даны рекомендации родителям как воспитывать у детей бережное отношение к природе....
Консультация для родителей "Ребенок и природа"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Ребенок и природа"
"Ребенок и природа"...
Консультация для родителей "Ребенок и природа"
Рекомендации родителям о привитии любви к природе у детей, воспитании бережного отношения к ней, желания сохранять окружающий мир....
Консультация для родителей "Ребенок и природа"
Консультация для родителей...