Использование загадок, как средство формирования речи. Консультация для воспитателей.
консультация

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Одной из малых форм устного творчества, в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, является загадка.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Использование загадок, как средство формирования речи.

Консультация для воспитателей.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Одной из малых форм устного творчества, в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, является загадка.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

  Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу, которая отражает жизнь человека, растительный и животный мир, предметы труда и быта. Отгадать загадку-совершить сложную логическую операцию.

Для этого необходимо всматриваться в окружающую действительность, быть наблюдательным, уметь сосредоточить внимание на каком-то предмете или слове, звуке, что поможет отгадать загадку. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи.

Чаще загадка строится на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение)

Пример: С виду он как рыжий мяч,

                Только он не мчится вскачь,

                В нем полезный витамин-

                Это спелый (апельсин)

Для отгадывания следует придерживаться следующих условий:

-системность в наблюдении (за листьями, ягодами)

-понимание содержания загадки

-обучения объяснению и доказательству отгадки

-проведение опыта (снег)

-дидактические игры («Кому что нужно?», «Что для чего?», «Что из чего сделано?»)

-непосредственные действия с предметами в труде, игре.

 На основе соответственных признаков и выявленных связей при формировании вывода-отгадывается загадка.

Разгадывание загадок - это действительно сложный ряд мыслительных операций. Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу по обучению следует начинать с младшей группы. В младшей группе можно использовать загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета и, возможно, способа действия или назначение). Такие «загадки» вполне доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец - зеленый). Словарный запас детей младшего дошкольного возраста включает достаточное количество прилагательных, глаголов. Загадки-описания, предлагаемые детям младшей дошкольной группы, разбиты по темам. Эти загадки используются в дидактической игре «Узнай по описанию».

К 5 - 5,5 годам дети уже могут выделить первый и последний звуки в слове, сосчитать количество слогов, поделить слово на слоги, найти похожие по фонетическому составу слова, подобрать рифму к слову. Этим и объясняется то, что в работе с детьми 4-5 лет следует использовать загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму. 

В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Дети владеют достаточным объемом словаря, который содержит все категории слов, но ребенок еще не в состоянии проводить сложные аналогии между объектом и его описанием, ассоциации возникают только по внешнему сходству, качествам, действиям. Поэтому загадки должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на отвлеченном, а на чувственном уровне.

Постепенное усложнение содержания предлагаемых детям загадок позволяет в разных возрастных группах активизировать все большее число мыслительных операций. Поэтому к подготовительной группе дети научены выделять существенные признаки предметов, объединять предметы в группы по назначению, качествам, действиям, выделять нужные объекты при условии достаточного их описания. Причем, в младшей группе, загадка сводится исключительно к описанию (часто нерифмованному), в средней - частичное описание с рифмой – подсказкой,  в старшей - рифмованное, достаточно полное описание.

Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова. Таким образом, под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только речевую подготовку ребёнка, но и развивает его мыслительные способности.

Хочется пожелать, чтобы каждое занятие стало для наших детей праздником, чтобы они узнавали как можно больше нового и интересного. И помните, что загадок для детей никогда не бывает много!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по самообразованию "Использование загадок, как средство формирования выразительности речи"

Использование загадок, как средство формирования выразительности речи...

Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»

Консультация для родителей " Использование загадок как средство формирования выразительной речи"...

Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольн...

Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»

К старшему дошкольному возрасту у детей появляется осмысленное восприятие. Дошкольники начинают понимать содержание и нравственный смысл произведения, способны выделить и заметить средства художествен...

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка.Речь взрослого – это главный источник информации для детей.Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое отве...

Консультация для родителей «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

Консультация для родителей "Использование загадок, как средство формирования выразительности речи"...

Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведени...