консультация
консультация
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_vozniknoveniya_kaprizov_i_upryamstva_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Причины возникновения капризов и упрямства у детей дошкольного возраста»
Период дошкольного детства – одно из прекраснейших периодов. Именно в это время развиваются все психологические процессы: внимание, память, мышление, но так же это период становления личности ребенка. А личность человека многообразна. Наряду с положительными качествами существуют и негативные.
Что же такое капризы ребёнка? Почему дети бывают упрямыми?
Все взрослые имеющие дело с маленькими детьми, не один раз сталкивались с капризами. Капризы могут проявляться по разному: иногда ребёнок выражает своё недовольство, на все на свете - он всё время хнычет и ноет, скажем, ребёнок отвечает характерными вспышками гнева на любое требование взрослого, независимо от того, велят ли ему или запрещают что- либо сделать. Детское упрямство проявляется в том, что ребенок противоречит во всем взрослому и старается всё сделать и даже сказать наоборот. И возникает оно чаще всего тогда, когда взрослые ограничивают малыша в проявлении его самостоятельности и невнимательны к успехам или неудачам ребенка. Больше всего родители жалуются на упрямство детишек в возрасте около трёх лет. И это не случайно. Именно в этот период в ребенке начинает формироваться его самосознание и у него появляется стремление к самостоятельности, потребность в уважении и одобрении его поступков взрослыми. Это выражается в том, что малыш все хочет сделать сам. Недаром этот период в детской психологии называют возрастом «Я сам». Этот возраст самый трудный для воспитания и требует особо чуткого подхода к ребенку. Нередко и родителям и воспитателям приходится иметь дело с детьми, которые плохо поддаются воспитательным воздействиям. Эти дети нарушают распорядок дня, портят домашние вещи, не в чем не знают удержу. Они заводилы драк, грубят. Главные причины, проявления такого поведения - это:
1. Неблагоприятные условия жизни и неправильное воспитание в семье. Между отцом и матерью, родителями и детьми существуют не нормальные отношения: нет дружбы, каждый живет только своими интересами, детям не уделяют внимания. Взрослые подают дурной пример отношения к окружающим людям. Отец или мать обрушиваются на ребенка с упреками и наказаниями, оскорбляют его. Он выражает свой протест грубостью и неповиновением. Постепенно такое поведение приобретает устойчивый характер, становится для ребенка обычным при любых обстоятельствах.
2. В такой же мере, как неблагоприятные условия и невнимание к ребенку, капризным делает его чрезмерное благополучие: избыток внимания. Бывают такие семьи, в которых взрослые на перебой спешат выполнить любое желание, любую прихоть баловня, ни в чем не ограничивают его. У него создается убеждение, что ему всё дозволено. Попытки родителя остановить ребенка, образумить его робки и не решительны.
В чем ошибки родителей, у которых капризные дети?
С одной стороны, в излишней избалованности, в потаканию ребенку, а с другой в излишней строгости. Если родители таких детей припомнят, как складывалось самое раннее детство их детей, то они увидят многие свои родительские слабости, вспомнят, как не раз они уступали требованиям ребенка, выражаемым крикам.
Вот как образно сказал об этом французский мыслитель Жан-Жак Руссо – «Первые слезы детей - их просьбы, если не сберечься, они вскоре станут приказаниями… » Позже требования будут расти вместе с требованием ребенка, и родители, не замечая этого, постепенно будут сдавать перед детьми одну позицию за другой.
Совершенно не допустимо строить так воспитание, чтобы оно состояло из одних запретов. Поставьте себя на место ребенка- живого, пытливого и подвижного, которому хочется побегать, порезвиться, многое узнать, а он только и слышит: «не кричи», «не трогай» и. т. д.
Для ребенка так же важно, чтобы к нему был единый воспитательный подход со стороны всех членов семьи. Постоянное подчеркивание родителями недостатков ребенка вызывает у него озлобление, сопротивление, что нередко так же выражается в капризах и упрямстве. Иными словами, наша неверная реакция на капризы- наиболее частая причина, из-за которой они повторяются. Бывают случаи, когда родители принимают за капризы и упрямство то, что на самом деле им не является. Для маленького ребенка характерна одна важнейшая особенность - то, к чему он привыкает в своей повседневной жизни, кажется ему приятным, а всякое нарушение установленного распорядка вызывает у него недовольство и раздражение. Таким образом, специфика личности родителей, их нежелание учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, излишняя требовательность и малая эмоциональная близость с ребенком являются наиболее частой и основной причиной детского упрямства и капризов. Но есть и другие причины, более редкие, но тоже влияющие на появление упрямства, биологические особенности функционирования центральной нервной системы. Так у детей с сильной центральной нервной системой наблюдаются проявления упрямства и негативизма: дети обидчивы, часами могут не разговаривать, настаивают на своем, любыми способами. Склонность к капризам связана с особенностями возраста. Дети дошкольного и младшего школьного возраста сильно возбудимы, их нервная система ещё не окрепла, воля не развита, они очень эмоциональны и впечатлительны. Не случайно маленький ребенок капризничает, когда слишком разбалуется или когда он устал и хочет спать. В словаре для родителей «Семейное воспитание», авторами описываются случаи, способствующие проявлению капризов у ребенка.
Это может быть:
Переутомление, недосыпание, болезнь. В этом случае ребенку нужен отдых, разгрузка от некоторых обязанностей, а то и помощь врача. Однако основная причина капризов считает автор это неправильный результат воспитания. Это можно проследить на простом примере:
Ребенок просит: «Дай игрушку», «Пусти погулять». На эту спокойную просьбу думать, не отрываясь от дела, отвечает холодным отказом. Ребенок просит снова и снова, получая равнодушный отказ. Тогда он начинает кричать, топать, бросаться на пол, стучать кулачками. Мать, которая не выполнила спокойную просьбу ребенка, пугается: «Какой он нервный». Или ей становится жаль его: «Как он расстроился». Она стесняется соседей: «Что подумают, услышав такие крики». И вот по тем или иным причинам она говорит: «Ну, хорошо возьми игрушку, только перестань кричать». Или «Пусть будет по-твоему, иди гулять». Ребенок получает опасный жизненный урок: спокойной просьбой он не мог добиться желаемого, но достаточно прибегнуть к капризу, как желания выполняются. Сначала он прибегает к капризам полусознательно, просто старается разжалобить взрослых, но затем такое поведение становится привычным. Стоит чего-нибудь пожелать, и уже не обойтись без криков, топанья, капризов. Дурная привычка все больше и больше закрепляется, становится чертой личности и доставляет уже взрослому человеку много различных осложнений и тягот. Необходимость профилактики негативных качеств заключается в том, что капризы и упрямства тормозят развития ребенка, нарушают психологические процессы, ещё только начинающие формироваться в маленьком, неопытном человечке. И поэтому необходимо на начальных этапах их проявления осуществлять профилактическую работу. Настоящая проблема актуальна, родители часто испытывают затруднения в общении с детьми, в организации их деятельности. В современном мире является острой, так как капризы и упрямства могут привести к детской лживости, к расстройству нервной системы, к неврозам, к раздражительности и легкой возбудимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....