Консультация для родителей «Правовые основы противодействия коррупции. Антикоррупционная политика в области образования»
консультация

Сарсания Алла Эдуардовна

Представление  о правовых основах противодействий коррупции и антикоррупционной политики в области образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Правовые основы противодействия коррупции.

Антикоррупционная политика в области образования»

Автор: воспитатель ГБДОУ №2

Петродворцового р-на

Сарсания А.Э.

Цель: систематизировать представление  о правовых основах противодействий коррупции и антикоррупционной политики в области образования.

В словаре русского языка Ожегова коррупция трактуется как "моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".

Международные нормативно-правовые акты трактуют понятие коррупции в как злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. Безусловно, данное понятие шире, чем определение российского законодательства, это позволяет охватить больший круг противоправных деяний.

Современные исследователи стремятся уточнить содержание понятия «коррупция», проанализировать и систематизировать основные подходы к ее исследованию; осуществить типологию коррупционных действий и отношений; охарактеризовать влияние коррупции на функционирование и развитие общественных систем; раскрыть социокультурные основания коррупционных действий и отношений в современной России; проанализировать и систематизировать формы проявления коррупции в современном российском обществе; оценить праксеологические возможности различных антикоррупционных концепций и программ.

Коррупция, рассматриваемая в первую очередь, как социальный феномен, представляет собой использование государственными служащими их должностного положения в личных корыстных целях и приносящее ущерб государственным и общественным интересам. Она является специфическим компонентом изменчивой структуры отношений между государством и обществом.

Аномально высокий уровень развития коррупционных отношений в современной России обусловлен как жестким доминированием, господством интересов государственного аппарата над интересами общественных (гражданских) структур и частных лиц, так и доминирующими в общественном сознании субъективными оценками и ценностными установками, рассматривающими совершение коррупционных действий в качестве обычного, «нормального» вида поведения.

Нынешний этап развития системы властных отношений в российском обществе характеризуется воспроизводством множества форм проявления коррупционной деятельности, к которым относятся взяточничество, теневой лоббизм, фаворитизм и непотизм (использование личных связей и влияния), коррупционный протекционизм, различные способы незаконного присвоения публичных средств для частного использования и - политическая коррупция. Наличие этого видового многообразия коррупционных моделей и их устойчивого воспроизводства в значительной степени задано теми социокультурными основаниями, которые следует учитывать в процессе реализации антикоррупционной деятельности в современном российском обществе.

Виды действий квалифицируются как взяточничество.

  • имущественный характер выгоды;
  •  незаконность ее предоставления;
  • предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;
  • получение ее должностным лицом.

Уголовную ответственность влечет взятка, которая может быть как явной, так и прикрытой (замаскированной, завуалированной).

Прикрытая взятка дается, например, под видом подарков родственникам. «Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки».

Если в качестве предмета взятки используются материальные ценности и вещи, оборот которых в РФ запрещен или ограничен, это ставит в обязанность правоприменителю дополнительно квалифицировать взяточничество по совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями УК РФ, которыми установлена ответственность за их незаконный оборот.

Когда предметом взятки являются предметы, изъятые из оборота, то содеянное квалифицируется по совокупности с преступлением, представляющим собой незаконный оборот соответствующих предметов.

предмет взятки — драгоценные металлы

В случаях, если взяткополучатель является должностным лицом, в обязанности которого входит контроль за оборотом предметов, изъятых из оборота, то содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по ст.ст. 285 и 286 УК РФ, поскольку взяткодатель совершает еще и злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти. Здесь обязанности должностного лица определяются его служебными полномочиями и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Формы коррупционных и экономических преступлений в образовании.

  • Формы коррупционных и экономических преступлений в образовании: нецелевое использование и хищение бюджетных средств;
  • злоупотребление и превышение должностных полномочий; мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения;
  • получение и дача взятки; изготовление и сбыт поддельных документов об образовании; использование заведомо подложных дипломов о высшем образовании;
  • совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях и др.

В Докладе Общественной палаты «Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2012 год», отмечено, что в сфере образования имеются следующие области, где наиболее ярко заметны проявления коррупции:

– прием в образовательные организации (в детские сады, коррекционные детские сады, школы, образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего образования);

– перевод обучающихся внутри образовательных организаций и между образовательными организациями; отчисление обучающихся из образовательных организаций в связи с не освоением ими образовательной программы;

– подготовка и сдача курсовых, дипломных работ, подготовка и защита диссертаций;

– проведение промежуточной и итоговой аттестации, в первую очередь ЕГЭ, проведение итоговой аттестации в высших учебных заведениях;

– привлечение дополнительных финансовых средств, связанное с получением необоснованных финансовых выгод за счет обучающегося, в частности, получение пожертвований на нужды детских садов и школ, как в денежной, так и в натуральной форме, расходование полученных средств не в соответствии с уставными целями некоммерческой организации и т.п.;

– создание преференций детям из обеспеченных семей, из семей чиновников в детском саду или школе в ущерб иным обучающимся детям;

– лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций;

– распределение государственных (муниципальных) заданий между подведомственными учреждениями, реструктуризация сети образовательных учреждений;

– утверждение в качестве рекомендованных структурами Министерства науки и образования учебников и учебных пособий;

– прием работников в образовательную организацию, привлечение исполнителей по гражданско-правовым договорам;

– использование имущества образовательных организаций;

- повышенные коррупционные риски при принятии решения о назначении стипендий, переводе с платной формы обучения на бесплатную;

- существенно повышаются коррупционные риски в случаях, когда родственники, члены семьи выполняют в рамках одной образовательной организации исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Что относится к основным причинам коррупции в образовании.

Основные причины коррупции в образовании:

- несовершенство законодательства и пробелы правового регулирования в области образования;

- недостатки организационно-контрольных механизмов;

- ряд социально-экономических проблем, не разрешаемых на протяжении нескольких лет;

- отсутствие последовательного и системного подхода в борьбе с коррупцией в отрасли;

- неразвитость институтов гражданского общества, гражданская пассивность (инфантилизм), правовой нигилизм граждан;

- непрозрачность системы образования в целом, эффективности расходования бюджетных средств (отсутствие общественной экспертизы принимаемых решений);

- отсутствие реальных механизмов участия общества в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием;

- разобщенность школы и общественных организаций, призванных обогатить опыт детей и молодежи реальной практикой гражданского служения обществу.

Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 27.11.2013 г.)
  2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28.11.2014 N 1806 «Об организации работы "телефона доверия" по вопросам противодействия коррупции».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Государственная политика в области образования в Российской Федерации".

Реферат  "Государственная политика в области образования в Российской Федерации"....

Консультация для родителей "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"

Правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. ...

консультация для родителей "Правовое воспитание дошкольников" 2016 г

Право – это совокупность, устанавливаемых и охраняемыхгосударственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей, вобществе....

Как изменилась политика в области образования в России с 2012 года.

Как изменилась политика в области образования в России с 2012 года....

Реализация государственной политики в области образования

Презентация на тему Реализация государственной политики в области образования для педагогов на КПК...

Консультация для родителей «Правовые знания для родителей!»

Специальным документом, посвященным правам детей, стала Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, на принципах которой должна была базироваться госуда...

Консультация для родителей "Правовые знания для родителей"

Специальным документом, посвященным правам детей, стала Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, на принципах которой должна была базироваться госуда...