"Играя - развиваем речь"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КИРЕЕВА ВАЛЕНТИНА КУАТОВНА
Методическая разработка родительского собрания «Играя - развиваем речь» первая младшая группа в форме игры.
Цель: Расширение представлений родителей о развитии речи детей через дидактические игры.
Задачи:
Познакомить родителей с особенностями развития речи детей раннего возраста, методами , приемами ее развития.
Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность
Пробудить интерес к созданию собственных дидактических игр по развитию речи детей раннего возраста.
Средства:
1. Мультимедийная система.
2. Картинка - солнышко.
3. Фотографии детей.
4. Дидактические игры.
5. Памятки.
Этапы родительского собрания.
1.ИГРА
2. Дискуссия.
3. Анализ собственного опыта
4. Работа в группах.
5. Игротека.
Предварительная работа:
1.Выставка дидактических игр, изготовленных родителями.
2. Выставка педагогической литературы по данной теме.
3. Подготовить памятку «Развитие речи ребенка 2-3 лет»
4.Подготовить разные виды дидактических игр.
Ход родительского собрания:
I. Организационный момент.
1. Игра «Солнышко».
2. Введение в проблему.
II. Основная часть.
1. Теоретическая часть
а) Игра «Вопрос - ответ»
б) Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
2. Практическая часть
а) Игротека «Давайте поиграем» (дидактические игры по развитию речи)
б) Анализ собственного опыта «Ты мне, я тебе».
в) Изготовление дидактической игры «Чудо – дерево»
г) Работа с памятками: «Развитие речи ребенка 2-3 лет».
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
2. Решения родительского собрания
Ход собрания.
Здравствуйте, дорогие родители! Приветствуем вас в стенах нашего дошкольного учреждения! Сегодня состоится очень ответственное мероприятие – родительское собрание. Эта встреча послужит
продолжением нашего дальнейшего плодотворного сотрудничества. Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети, родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, что я умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломиться одна ножка? Он упадет! Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме – дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня наш разговор лойдёт о развитии одного из важнейших процессов человека – речи.
Сейчас я вам предлагаю поиграть.
1. Игра «Солнышко»
Цель: Сплочение родителей нашей группы, снятие эмоционального напряжения.
Все становятся в круг. У каждого на груди – бейджик с именем и отчеством. В руках у воспитателя - картинка солнышко.
Воспитатель: «Я рада видеть всех вас и вас (И. О.) (поворачивается к соседке слева, передает ей солнышко). Передавая игрушку, родитель обращается, к стоящему рядом, с такими же словами и т. д. Солнышко передается по кругу и возвращается к воспитателю.
2. Введение в проблему.
Цель: Познакомить родителей с проблемой по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
Проблема многих детей - это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны.Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Не секрет, что родители в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями.
II. Основная часть
а) Игра «Вопрос – ответ»
Цель: Получение информации от родителей по вопросам развития речи детей.
А сейчас я предлагаю вам ответить на мои вопросы:
- Поднимите руку те родители, которые считают, что их ребенок говорит в соответствии с возрастными возможностями
Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
-Предлагаю поднять руку тем, кто дома играет с детьми в игры, которые способствуют развитию речи.
- Как часто занимаетесь с ребенком развитием речи в домашних условиях?
каждый день по возможности по выходным
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна .Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
б) Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
Цель: Информирование родителей о видах дидактических игр.
Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослым. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры.
Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. В игре осваиваются правила человеческого общения. Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
Игры с предметами: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)
В играх с предметами мы используем игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач . По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, нам удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно печатные игры: (с демонстрацией данного вида игр на выставке) Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – развивать у детей логическое мышление и умение составлять целый предмет из отдельных частей.
Словесные игры: (с демонстрацией данного вида игр на выставке)
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В младших группах игры со словом направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребёнка наиболее подходящей формой обучения.Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в дошкольных учреждениях, где оно приобретает важное значение.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность:
- обогащать и закреплять словарь,
- формировать грамматические категории,
- развивать связную речь,
- расширять знания об окружающем мире,
- развивать словесное творчество,
- развивать коммуникативные навыки.
2. Практическая часть
а) Игротека «Давайте поиграем» (дидактические игры по развитию речи)
Цель: Развитие интереса родителей к дидактическим играм.
Родителям предлагается разделиться на три группы, каждая группа знакомит со своей дидактической игрой, которую родители сделали своими руками.
(Родители делятся опытом: что у них хорошо получается и на что необходимо обратить внимание)
б) Анализ собственного опыта «Ты мне, я тебе».
Цель: Включение родителей в обсуждение темы, формирование умения анализировать факты, опираясь на свой опыт.
.
1 Изготовление дидактической игры «Чудо – дерево»
Цель: Пробуждение интереса родителей к созданию собственных
дидактических игр вместе с детьми дома.
Родителям предлагается вырезать фотографию своего ребенка и прикрепить на дерево.
2. Работа с памятками: «Развитие речи ребенка 2-3 лет».
Цель: Повышение компетентности родителей по обсуждаемому вопросу.
- На ваших столах памятки. Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?
III. Заключительная часть.
Подведение итогов собрания.
Сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям овладеть навыками общения через их основной вид деятельности - игру.
Решения родительского собрания
1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним, играя в словесные игры, настольные игры, игры с предметами.
2. Принимать активное участие в работе детского сада по развитию речи детей.
Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"
Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...
«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет.«Играя, развиваем речь»Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, од...
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь».
Особенности развития речи детей старшего возрастаРечь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллек...
Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»
Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром....