Консультации для родителей
материал

Сафронова Ольга Николаевна

Сборник консультаций для родителей по разнообразным тематикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях

Развитие творческих способностей ребенка.

Ребенок открыт миру, готов к движению вперед, но у него мало опыта – источника творческих идей. Творческий потенциал пары ребенок – взрослый определяется фантазией ребенка и критичностью взрослого. Возможны разные сочетания этих свойственных разным возрастам качеств, приводящим к неодинаковым последствиям для каждой пары взрослый – ребенок. Если в паре ведущим будет взрослый, то ребенок, начав интенсивно развиваться и проявив не свойственную возрасту творческую активность, быстро впитает особенности восприятия и представления взрослого и будет создавать то, что нравится взрослому. Так часто бывает с вундеркиндами, поражающими общественность недюжинными возможностями в раннем детстве, но позднее ничем не выделяющими из основной массы людей. В паре с таким ребенком обычно находится сильный талантливый отец или учитель.

Если в паре главенствовать будет ребенок, то, даже в раннем детстве не проявив каких-либо выдающихся способностей, весьма скоро он остановится в развитии как личность творческая. Ребенок бесконечно любит все, что он делает. Не получая адекватную обратную связь от взрослого, он будет воспроизводить одни и те же рисунки и поделки, которые постепенно перестанут соответствовать его растущим требованиям к себе и другим, утратят свежесть и непосредственность, но приобретут нарочитость и примитивность. Поскольку в этой паре взрослый не смог научить ребенка интенсивно работать, чтобы достигать результата, творческая активность с наступлением подросткового возраста резко прекратится.

Наконец, возможно уникальное гармоничное  сочетание лучших качеств каждого возраста, когда лидерство взрослого будет проявляться лишь в направлении, которое будет увлекать ребенка, но не ограничивать его.

В каждом ребенке просыпается художник. Вообразим ситуацию, в которой друг пришел к художнику. Видя, что художник упорно трудится, желая облегчить ему жизнь, друг приносит готовую картину. В лучшем случае художник выразит недоумение, а в худшем обидится. Эта ситуация является аналогом некоторых типов взаимодействия взрослого и ребенка. Желая облегчить ребенку путь в постижении мира, взрослый слишком рано дает ему наводящие советы или даже преподносит уже готовые решения, ограничивая возможности ребенка собственным, уже достаточно стереотипным мироощущением. Каким же образом ребенок может учиться, оставаясь художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом, то есть творческой личностью?

Творчество взрослых  - это  созидание, большой труд и самоотдача. Именно этому должен учить ребенка взрослый: желанию творить, а не разрушать, получать удовольствие от сделанного, доводить начатое до конца, преодолевать себя на этом пути, получать удовольствие от процесса дарения. Взрослый не ускоряет и не тормозит процесс осознания ребенком картины мира. Он оберегает его, в том числе от самого себя, от попыток навязать ребенку свое видение мира. Именно будущая уникальная картина мира, созданная собственными усилиями малыша, ляжет в основу его уже взрослой творческой активности. Желая облегчить ребенку,  этот нелегкий путь первого творческого достижения – создания собственной картины мира – взрослый препятствует его росту, как создателя.

В совместном с ребенком творчестве взрослый имеет уникальную возможность вновь увидеть мир детскими глазами, не ограниченными штампами общества. Взрослый может адаптировать детские идеи, встраивать их в конкретные культурные рамки, а не структурировать их в соответствии со своими представлениями. Принимая созданное ребенком, не оценивая его с точки зрения качества, но поощряя вложенный труд, он предоставляет ему выбор двигаться вперед, подчеркивая важность заинтересованности в процессе, а не в продукте. Ведь результатом детского творчества является не конкретный рисунок или выученный танец, а изменения, которые произошли с личностью ребенка в процессе созидания. Наблюдая за увлеченным взрослым, малыш тоже увлекается, выбирает те целостные представления, которые разделяет наставник. Видя упорство взрослого, он тоже будет упражнять свою волю, доводя начатое дело до конца.

В совместном творчестве взрослый может обрести новое видение мира, а ребенок – свою личность. Результат любого воспитательного воздействия на ребенка будет зависеть от силы воздействия и способности ребенка гибко принимать его. Укрепляя личность ребенка, взрослый придает ей устойчивость в будущем взрослом творчестве.

Развод родителей – это серьезно

Характер взаимоотношений в семье создает основу ее эмоционального климата и условия для развития – или не развития ребенка. Ссоры, конфликты, недопонимание между супругами, развод – это признаки неблагоприятной семейной ситуации, а для ребенка это еще и риск появления различных форм личностной дизаптации. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают закладываться.

Эти разногласия напрямую не касаются ребенка, но оказывают на него влияние. И даже если нет открытых конфликтов, могут возникнуть напряженность в отношениях, недовольство, взаимные претензии. У ребенка появляются такие негативные качества, как тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность, что может привести его к внутри личностным конфликтам.

Развитию «Эго» ребенка, его целостности способствуют механизмы психологической защиты, которые возникают в ситуации стресса, страха и тревоги.

Защитный механизм – это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Рассмотрим наиболее распространённые защитные механизмы, используемые детьми.

Отказ – уход (физически или мысленно) от сложной ситуации. Ребенок использует этот механизм защиты, если его базовые потребности не удовлетворяются взрослыми. У маленьких детей это бывает при разлуке с матерью, при невнимательном отношении родителей. В таком случае ребенок может прекратить разговаривать, отказывается от еды, перестает играть. Такие дети пассивны при коллективной форме обучения, но могут показать прекрасные результаты при индивидуальном обучении.

Отказ как психологическая защита характерен и для взрослых. Воспитатели часто встречаются с такой ситуацией: родители стараются уйти от разговора по поводу поведения своих детей. При этом они даже не знают, о чем пойдет речь. Но чтобы избежать возможных неприятных переживаний, стараются не встречаться с педагогом, бессознательно уходят от тревожащей их проблемы.

Отказ является основой формирования более глобальной защиты – отрицания.

Отрицание – это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-либо события имеют место.

Механизм отрицания является нормальным источником психического развития ребенка только в том случае, если при этом не нарушается реальность.

Данные проблемы вызывают тревогу и у родителей, и у окружающих. Если они вовремя обращаются за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту), появляется возможность нормализовать обстановку. Развитие ребенка, конечно, сложный, определяемый многими факторами процесс, но опыт свидетельствует: особенности отношений между супругами – одно из важнейших условий формирования его личности. Учет этого в коррекционно-консультативной работе психолога с семьей позволит более точно выявлять причины, приводящие к проблемам в развитии ребенка, и решать эти проблемы. Поэтому коррекционную работу следует проводить в первую очередь с супружеской парой.

Умения и навыки при работе с бумагой, которыми должен владеть ребенок шестого года жизни

Ребенок шестого года жизни может:

  • Разрезать бумагу на короткие и длинные полоски,
  • Вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников,
  • Преобразовывать одни геометрические фигуры в другие,
  • Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции,
  • Вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам,
  • Использовать в работе с бумагой способ обрывания,
  • Создавать  простые  поделки из бумаги способом оригами,
  • Понимать слова – линия сгиба, пополам, угол, сгибать, разгибать,
  • Вносить дополнения в готовые поделки из бумаги,
  • Придумывать поделки из бросового материала (коробок, киндер-сюрпризов).
  • Создавать поделки по выкройкам.

Что должен знать ребенок старшего дошкольного возраста по ПДД

  • Ходить по тротуару с правой стороны,
  • Знать, что прежде чем переходить дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо,
  • Переходить дорогу только шагом,
  • Необходимо подчиняться сигналам светофора,
  • Играть можно только во дворе,
  • Входить и выходить из транспорта можно только тогда, когда он стоит,
  • В транспорте вести себя спокойно.

Родители! Вам необходимо

  • Воспитывать у детей привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным,
  • Наблюдать за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждать с ребенком увиденное,
  • Читать ребенку художественную литературу и беседовать о прочитанном,
  • На прогулке, по дороге в детский сад и домой закреплять полученные знания,
  • Чаще задавать ребенку проблемные вопросы, беседовать с ним, обращать внимание на свои действия: почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т.д.

Берегите детей!

Уважаемые родители, помните, что Ваша безопасность и безопасность ваших детей зависит во многом от Вашей бдительности!

  • Обращайте внимание на подозрительных людей, подозрительные предметы,
  • Не принимайте от незнакомцев на хранение сумки и пакеты и не оставляйте свой багаж без присмотра,
  • У каждого из членов семьи должны быть номера телефонов друг друга,
  • Не поддавайтесь панике,  ни при каких обстоятельствах,
  • В случае объявленной эвакуации всегда держите на виду документы и предметы первой необходимости.

Если вы обнаружили подозрительный предмет, придерживайтесь правил:

  • Как можно скорее сообщить службам экстренного реагирования,
  • Не совершать  с предметом никаких действий,
  • Вблизи подозрительного предмета ни в коем случае не пользуйтесь средствами связи,
  • Обращайте внимание на людей, проявляющих нервозность без видимых причин, либо пытающихся скрыться при появлении сотрудников полиции,
  • Будьте предельно внимательны при следовании на разных видах транспорта.

Как книга может обогатить речь ребенка

Чтобы  легко и свободно пользоваться своей речью, необходимо расширять словарный запас. Именно это необходимо ребенку для уверенного общения. Родители как никто должны помочь ребенку в этом.  Книга, чтение художественной литературы в этом первые помощники. Именно книга способна и расширять словарный запас и учить его прекрасному. Также, слушая сказки и рассказы, ребенок слышит красивую, правильную речь.  После прочтения, необходимо побудить ребенка выражать свое отношение к прочитанному, говорить правильно, внятно, не торопливо.  Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел вашу мимику, артикуляцию, правильность произношения звуков. Разговаривая с ребенком, не торопитесь говорить за него, подскажите ответ жестом, мимикой, словом противоположного значения или, наконец, предложите выбор из нескольких вариантов. Малышу надо не только причитать, но и убедить его, увлечь идеей настолько, чтобы он прислушался, стал думать над ней. Ребенка  в первую очередь необходимо научить думать, получать удовольствие от умственной работы: это имеет огромное значение для его личностного развития.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается в дошкольном  детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в малыше формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.

Чтобы расширялся  словарный запас  ребенка и ребенок пользовался им в активной речи, необходимо:

  • Повторять обобщающие слова,
  • Различать прилагательные, существительные, чтоб ребенок понимал, на какой вопрос они отвечают, знать относительные прилагательные,
  • Повторяйте названия предметов,
  • Помогите ребенку научиться различать единственное и множественное число существительных,
  • Повторяйте уменьшительно-ласкательные формы существительных,
  • Играйте в слова и картинки,
  • Повторяйте времена года, признаки времен года,
  • Повторяйте и научите ребенка различать части суток.

Читая, занимаясь с ребенком, будьте заинтересованы, собраны, терпеливы. Настройтесь на радостное, добросердечное общение. Чаще улыбайтесь и хвалите ребенка за любую, даже самую маленькую удачу!

Наши помощники и враги дома

Цель воспитателей и родителей обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям. Даже дома нас подстерегают опасности. Именно поэтому, во-первых, необходимо дать детям необходимую сумму знаний об опасных предметах дома. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома и, в-третьих, развить у детей самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

Решение задач обеспечения безопасного поведения дома возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

В мире опасных предметов

Предлагаем детям причитать сказку:

Жили-были старик со старухой, и было у них два сына. Младшего звали Иван, а старшего – Митрофан. Старший был ленив, а младший трудолюбивый, веселый, приветливый. У мастера Ивана был волшебный ящик, и жили в нем его друзья, которые очень помогали ему в работе. Любил их Иван, дружил с ними, берег, заботился о них. Он говорил: «Каждой вещи – свое место». А люди говорили: «У мастера Ивана – золотые руки». Рассердился Митрофан на Ивана за то, что все Ивана хвалят, а над ним насмехаются, взял у него ящичек с инструментами и заперся в сарае, решил с ними поиграть. Как вы думаете, что случилось дальше? Придумайте сказку дальше.

Подведите к выводу о том, как важно уметь правильно обращаться с опасными предметами, чтобы они стали друзьями, а не врагами.

Электроприборы

Расскажите детям в доступной форме об электричестве (покажите его природу на примере молнии), о его значении, об опасности тока. Вместе с детьми сформулируйте правила пользования электроприборами:

  • Никогда не дотрагивайся до включенных электроприборов мокрыми руками (вода пропускает ток через себя),
  • Не пользуйся водой вблизи включенных электроприборов (не поливай цветы в кашпо, висящим над телевизором),
  • Не пользуйся самостоятельно розеткой, просо взрослых включить или выключить электроприбор,
  • Не дотрагивайся до включенных электроприборов металлическими предметами (отвертками, ножницами, шпильками),
  • Не трогай электропровод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...