Роль родителей в развитии ребенка
консультация

Чекалова Мария Викторовна

Роль родителей в развитии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей75.67 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Andrey\Desktop\13446a06d6223d867ae4b69a1a0f33cc.jpg

Роль матери и отца в развитии ребенка.

Привязанность к родителям 

и будущее отношение ребенка к миру.

      Каждому родителю следует помнить, что именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру и основную роль в этом  процессе  играют они, родители!

     Привязанность к определенным людям начинает  проявляться у ребенка  с 6 месяцев.  Объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша, младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением,  в его присутствии ребенок реже испытывает страх. Такая привязанность играет огромную роль в жизни ребенка.  Прежде всего она дает малышу чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым, неизвестным.
    В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения у малыша складывается определенный тип привязанности к отцу и матери. Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт, который получил название «Незнакомая ситуация» и состоял из нескольких трехминутных эпизодов: ребенок остается в непривычной обстановке один; наедине с незнакомым взрослым; с незнакомым взрослым и матерью.  Через несколько минут она возвращается. О характере привязанности судят на основании степени огорчения ребенка после ухода матери и его поведения после ее возвращения.

    В результате исследования были выделены три группы:

- Дети, которые не очень огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней, условно назвали «надежно привязанные». 

- Те, кто не возражал против ухода матери и продолжал играть, не обращая внимания даже на ее возвращение, назвали «индифферентными, ненадежно привязанными». 

- Дети, которые очень огорчались уходу матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали «аффективными, ненадежно привязанными».
        Последующие исследования показали: тип привязанности ребенка к родителям влияет на его дальнейшее психическое и личностное развитие. 

        Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Она с первых лет жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с таким типом привязанности в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.

      Дети с ненадежной привязанностью (аффективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют больше внимания взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

    Как формируются привязанности?  

    В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и отцом у ребенка формируются так называемые «рабочие модели себя и других людей». В дальнейшем они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях и соответствующим образом реагировать на них.

      Родители, своевременно реагирующие на инициативы и чувства ребенка, одобряющие его поведение, поддерживающие, внимательные и заботливые  формируют чувство базисного доверия к миру, создают позитивную рабочую модель окружающих. При позитивной модели  у ребенка формируются инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе.

     В случаях, когда на ребенка мало обращают внимания, все самостоятельные проявления инициативы малыша отвергаются или вызывают неприятные для него последствия, поведение получает негативное подкрепление и впоследствии будет скрываться. Такой ребенок избегает открыто выражать свои эмоции и потребности, как бы скрывает свое состояние, переживания - его привязанность является «избегающей». Возможно, в годовалом возрасте такие дети имели опыт отвержения со стороны матери ил отца при попытках эмоционального взаимодействия: их редко брали на руки, не проявляли нежности к ним, отстраняли при желании приласкаться, при попытках малыша протестовать против такого поведения к отвержению прибавлялся гнев взрослого. Так малыш усвоил, что результаты эмоциональных проявлений, любви по отношению к родителям могут вызвать непредсказуемые и опасные последствия, и научился быть сдержанным. Дисгармоничные отношения  приводят к формированию негативной модели. На примере взаимоотношений с матерью и отцом ребенок убеждается в том, что другие люди так же, как и они, не являются надежными, предсказуемыми партнерами, которым можно доверять. Результатом такого взаимодействия и общения является также «рабочая модель себя», пассивность, зависимость от других, искаженный образ Я.


Каким же образом привязанность, заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем?

       

          Сформированная в первые годы жизни привязанность к близким является достаточно устойчивой. Большинство детей демонстрируют этот же тип привязанности в школьном возрасте в контактах со сверстниками. Во взрослой жизни в межличностных отношениях также можно увидеть характерные черты первичной привязанности. Так, отношения, которые устанавливаются с лицами противоположного пола, так же, как и отношение к пожилым родителям, можно определить как надежные, двойственные и избегающие. Для первого типа характерны хорошие отношения между родителями и взрослыми детьми, основанные на доверии, понимании, помощи. При этом у детей отмечалась надежная привязанность в первые годы жизни. В случае второго типа дети вспоминают о своих родителях, только когда те заболевают - в раннем возрасте у них отмечалась двойственная, аффективная привязанность. При третьем типе (ненадежная привязанность избегающего типа) взрослые дети почти не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них.
     Различие в качестве привязанности оказывает влияние и на романтические межличностные отношения взрослых. Так, надежная привязанность оказалась связанной с переживанием счастья, дружбы и доверия, избегающий стиль - со страхом близости, эмоциональными взлетами и падениями, а также с ревностью. Аффективная двойственная привязанность к матери в детстве соответствовала навязчивой поглощенности любимым человеком, желанию тесного союза, эмоциональным крайностям и ревности.
    Кроме того, было доказано, что стиль привязанности, складывающийся в раннем детстве, влияет на отношение человека к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы личные отношения мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечаются большая зависимость от похвалы, страх отвержения; они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Избегающие привязанности взрослые используют работу, чтобы отстраниться от социальных взаимодействий, и, даже когда в финансовом отношении дела у них идут хорошо, они менее удовлетворены своей работой, чем люди с надежным уверенным стилем привязанности.

Рекомендации родителям:

1. Старайтесь отвечать на  инициативы малыша. Не прерывайте насильно его игру, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его целенаправленной деятельности.

Пример:
    Дима, мальчик полутора лет, играет на полу с игрушками. Мама заканчивает работу по хозяйству, подходит к нему и наблюдает за игрой: «Какие красивые машинка и кубики! У тебя получился настоящий гараж, молодец !». Мальчик улыбается и продолжает играть. Мама берет книгу, начинает читать. Через несколько минут Дима  берет детскую книжку, подходит к матери и пытается забраться к ней на колени. Мать сажает малыша на колени, спрашивает: «Хочешь, чтобы я почитала тебе эту книжку?» Ребенок отвечает «да», она начинает читать.

      Другой полуторагодовалый мальчик, Саша, играет с игрушками. Закончив свои дела, мама говорит ему: «Подойди ко мне, я почитаю тебе интересную книжку». Ребенок оборачивается, но продолжает увлеченно катать машинку. Мать подходит к малышу, берет его на руки и говорит: «Давай почитаем». Саша вырывается, протестует и возвращается к своим игрушкам. Позднее, закончив игру, он берет детскую книжку, подходит к маме, пытается влезть к ней на колени. «Нет, - говорит она, - ты не хотел читать, когда я тебе предлагала, а теперь я занята».

      В первой ситуации мать была отзывчива и внимательна к ребенку, она ориентировалась на его потребности (дала возможность доиграть), чутко реагировала на собственную инициативу малыша (просьбу почитать книжку). Во второй ситуации мать больше склонна «подстраивать ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.

2. Оценивая малыша,  не пользуйтесь безличными оценками «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать ребенку критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле.  Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контролю  за собственными действиями.

3. Создавайте условия для развития образа  Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.  Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени, показывайте различные части лица (глаза, нос, щеки и пр.), тела (руки, ноги, живот и пр.) Родители, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, как бы авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой ценностью. Именно такие проявления взрослого  способствуют формированию у ребенка положительного самоощущения, помогают определить свою значимость для других. Позитивное эмоциональное самоощущение становится основой для открытого, доверчивого отношения к миру.

4 . Хвалите малыша за успехи. Если у него что-либо не получается, помогите справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность.

Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку успешности.  Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве с взрослым.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.

Консультация для родителей в вопросе семейного воспитания....

Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания

В статье рассмотрены вопросы воспитания ребенка и роль родителей, а также некоторые ошибки воспитания....

Роль родителей в развитии ребенка раннего возраста

1. Социализация детей раннего возраста.2. Адаптация ребенка к условиям ДОУ.3. Список литературы....

Роль родителей в развитии ребенка

Ошибки семейного воспитания.Независимость ребенка.Цели воспитания ребенка.Как формировать определенные качества.Воспитание как реализация определенной системы.Воспитание и потребность достижения....

Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания

Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания...

Консультация для родителей Тема: «Роль родителей в развитии ребенка».

В консультации для родителей на тему: «Роль родителей в развитии ребенка» раскрывается то, что семья играет важную роль в развитии и воспитании ребенка....

Консультация для родителей : "РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА"

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одни...