Рекомендации для родителей "Читайте с удовольствием!"
консультация (старшая группа)

Морозова Марина Николаевна

Художественная литература воспитывает интерес и любовь к чтению, желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Развивает литературную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitayte_s_udovolstviem_dlya_rodit.docx829.4 КБ

Предварительный просмотр:

                       Рекомендации   для   родителейhttp://clipart-library.com/img/1926985.jpg

                            «Читайте  с  удовольствием!»

     Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)
http://sochi-sad.ru/wp-content/uploads/2017/05/chto_ya_vizhu.png

     Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги?

     Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться. Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах.

    Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты. 

  •  Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом http://clipart-library.com/img/1926985.jpg

или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее - книги о природе, животных, приключениях и т,д.

  • Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому.  Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку.  Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих  родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.
  • Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.
  • Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.
  • Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и

послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

  • Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10 - 15 минут),
  • Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. 

   Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой http://clipart-library.com/img/1926985.jpg

точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.http://clipart-library.com/img/1926985.jpg

               Что из литературы Xl X века можно почитать ребенку?

  • А, С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.
  • С. Т, Аксаков, сказка «Аленький цветочек». 
  • В. Ф. Одоевский; сказки «Городок е табакерке», «Мороз Иванович».
  • И. А. Крылов; басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак да щука» и др.
  • В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «Привередница».
  • П. П. Ершов; сказка «Конек -горбунок»
  • В. М. Гаршин: сказка «Лягушка - путешественница».
  • Д, Н. Мамин - Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».
  • Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли»,. «Три калача и одна Баранка».
  • К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».
  • Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И 3 Сурикова, М. Ю. Лермонтова,

        Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам.

Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика -  золотой фонд детской литературы - литература XX веча, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей. 

Стихи классиков детской литературы:

С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д. Берестова.

    Особое место в поэзии для дошкольников занимает игровая поэзия - поэзия, где играют словом.

    Игровая поэзия —это стихи Д. Хармса (« Врун» , «Миллион»), Ю. Д Владимирова («Ниночкины покупки»), А И. Введенского («Лошадка»), Б Заходера («Кит и кот»), Э. Успенского («Пластилиновая ворона». «Память»), Г. Сапгира («Принцесса и людоед»), А. Усачева («Звукарик»), Тима Собакина и др.http://clipart-library.com/img/1926985.jpghttp://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10705_f79814dc9890c73a5eae9c55f3160a4d.jpg.jpg

                  …Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

Ехал Ваня на коне.

Вел собачку на ремне.

Ну а кактус в это время

Мыл старушку на окне.. (Э. Успенский «Память»);

    В настоящее время стихотворения поэтов XX века и современников можно найти достаточно легко как в сборниках (например, «Лучшие стихи для чтения в детском саду»), так и в книгах отдельных авторов.    

   Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор понравится, можно найти: книгу его стихотворений. Прозаических произведений XX века для дошкольников огромное количество. Вот только некоторые из них:

  • М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка» «Самовар»
  • Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква –Ты».
  • М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» {из цикла «Лёля и Минька») 
  • К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».

     Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально - нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми.  В. А.. Осеева: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.http://clipart-library.com/img/1926985.jpg

   В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему -рассказ, стихотворение, сказку.    

  Однако общее направление оставалось единым -воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.

  • Е, Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.
  • С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае».

    Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической   ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.

  • В В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др.
  • В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).
  • Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса».

     Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов.

  • В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок».
  • Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником

 иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к    

 своим.

  • Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».http://clipart-library.com/img/1926985.jpg
  • Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.
  • Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».
  • С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др.
  • Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки».

        Природоведческие рассказы:

 Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают

почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

    В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке.

И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.

  • А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
  • А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».
  • Т. Александрова: "Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).
  • Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».
  • В. Катаев: «Цветик –семицветик». «Дудочка и кувшинчик».
  • Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».
  • Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».
  • М, Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки».
  • С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы», «Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой».
  • С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».
  • Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково». 

                               Советы для родителей.
Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
 Чаще устраивайте семейные чтения.http://clipart-library.com/img/1926985.jpghttps://nfdou7.edumsko.ru/uploads/2000/1430/section/338944/95be9f1df14b17d4f99ca236ad871538.png?1473406950078

http://data.pixiz.com/output/user/frame/preview/api/big/4/5/9/8/1728954_dbba2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В детский сад с удовольствием и радостью"

Проблема адаптации детей в нашем детском саду стоит особенно остро, так как у ребенка с ОНР процесс адаптации к условиям детского сада нередко протекает достаточно тяжело и болезненно. Одним из услови...

Дышим с удовольствием

Большинство детей дышат не носом , а ртом. Из-за этого они часто простужаются, отстают в развитии, быстро утомляются. Специальные дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательн...

Памятка для родителей. "Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?"

Памятка для родителей. "Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?" 1.Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. 2.Не спешите обвинять учи...

Рекомендации для родителей "Что делать, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу"

Рекомендации для родителей воспитанников подготовительных групп...

Рекомендации для родителей "Лето в удовольствие"

Рекомендации для родителей "Лето в удовольствие"...

Рекомендация для родителей: "Лето в удовольствие"

Рекомендация для родителей: "Лето в удовольствие"...