Методическая разработка по работе с родителями «Упрямство у детей»
методическая разработка

Методическая  разработка  по работе  с родителями

 «Упрямство у детей»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Светлячок» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

412600, Саратовская область, р.п. Базарный Карабулак ул. Красная 131

Тел.: (8845-91) 7-15-89

Методическая  разработка  по работе  с родителями

 «Упрямство у детей»

Воспитатель

Сычева Людмила Александровна

2019г.

Некоторые дети словно созданы только для того, чтобы изводить родителей своим упрямством. Но всегда ли упрямство — это отрицательная черта? Ведь для ребенка это может быть способом продемонстрировать свое желание думать самостоятельно и отстаивать свои убеждения. К тому же у таких детей лучше развита способность сосредотачиваться, а это повышает качество их обучения. Воспитание упрямого ребёнка становится испытанием для нервной системы родителей, но свою участь можно немного облегчить, зная, что первые звоночки упрямства появятся в возрасте двух лет, сопровождая кризис трехлетия. В этот период самое часто, что можно услышать от ранее милого и послушного ребенка – это протесты и негативные ответы, связано же подобное поведение с обнаружением собственных границ и отличием от окружающего мира, после чего рождается желание пробовать эти границы на прочность и закреплять свою отдельность через противопоставление и непослушание. Сохраняйте спокойствие. Ваша обязанность как родителя действовать ответственно, когда ваш ребенок упрямится. Не злитесь и не повышайте голоса. Крики только усугубят подобное поведение вашего ребенка. Чем упорнее вы себя ведете, тем больше ваш ребенок будет сопротивляться. Выступайте в качестве ролевой модели. Родители должны направлять своих детей, вы не можете ожидать от ребенка хорошего поведения, если сами не делаете то же самое. Поэтому не удивляйтесь, если ваш ребенок дуется и кричит, чтобы получить то, что он хочет, если вы всегда сами громко требовали желаемое. Вы как родитель не должны быть ни слишком мягким, ни слишком подавляющим. Любая крайность принесет неприятные результаты. Если ребенок встречается с постоянным "нет" даже без предоставления возможности выбирать, у него не будет развиваться способность принимать решения, не будет формироваться свое мнение. С другой стороны, если ребенок редко руководствуется требованиями родителей или всегда реализует только свой выбор, будет расти, скорее всего, неконтролируемый ребенок, и попытки управлять им не будут иметь никакого эффекта. Поэтому должны быть правила, которые будут помогать ребенку отказываться от своих неадекватных желаний. 

Выготский предлагает прежде всего рассмотреть социальную ситуацию развития и, в частности, симптомы возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, называется первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трех лет.

Выготский пишет – упрямство -  это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.

Дальнейшее усиление упрямства ожидается к следующему кризису (в районе пяти-семи лет), где мотивацией будет служить все то же желание утвердить свою позицию и ценность в мире, но если в младшем возрасте это были односложные протесты и отказы, то теперь ребенок начинает противостоять целыми предложениями, подчиненными своей логике, с которой часто сложно спорить, но при этом она довольно обидна для близких. Дети еще не умеют фильтровать свои высказывания, предвосхищая болезненную реакцию тех, кто дорог, при этом они ощущают собственную победу над взрослым и всемогущим видом, видя, как обессиливаются родители или становятся эмоционально побежденными.

Очень упрямый ребенок 5 лет способен своей энергией перевернуть всю семейную систему, поскольку в противостояние вступает при малейших намеках на ущемление его мнения, даже где это не планировалось. Для доказательства самостоятельности используются любые способы, при этом еще нет понимания, что любая самостоятельность несет не только постоянное потакание желаниям, но и ответственность, т.е. страх и ограничения при протестном поведении практически отсутствуют.

Появляться упрямство может вследствие нормального процесса развития, так очень упрямый ребенок 5 лет не хочет все делать наперекор родителям, просто сейчас он осознает свою самостоятельность и отдельность, начинает понимать свои личные желания и их удовлетворение становится сверхценной задачей в формировании личности. А когда подобные стремления встречают сопротивление, то доля упрямства возрастает.

Еще одним моментом появления упрямства являются любые изменения в жизни ребенка (режим дня, место жительства, новые люди, много впечатлений) – подобное происходит как адаптационный механизм и если вернуть ребенка в привычную среду, то и упрямство пропадет, либо необходимо время для привыкания. Плохое настроение, усталость, голод, недостаток сна делают малыша очень чувствительным, капризным и упрямым, и послушаться он не может, пока не удовлетворит свои базовые физические потребности. Большое количество запретов, особенно немотивированных, без объяснений провоцируют упрямство, но также вызывают и вседозволенность, вызванную отсутствием внимания родителей (тут упрямство выступает способом привлечения внимания).Первое, что необходимо сделать родителям – это пересмотреть собственные стили воспитания, поскольку некоторые из них только провоцируют агрессивное и упрямое поведение у подобных детей. Так, авторитарный стиль, где за основу взята сила, ребенок воспитывается подчинением и страхом является довольно твердым, но в нем отсутствует уважение. Для мягких и послушных детей подобное отношение является слишком непереносимым, и они выбирают подчиниться, когда те, кто сильнее эмоционально не терпят подобного отношения и устраивают бунт, отвечая на неуважение неуважением, а на запугивания злом и протестом. Вашей задачей будет строгое соблюдение своих границ, при этом необходимо предоставить ребенку область влияния. Большая часть упрямства вызывается отсутствием выбора, поэтому вы можете его предоставлять, но в ограниченных вами пределах. Т.е. вы не спрашиваете ребенка, куда он хочет пойти, чтобы потом молча выполнять его прихоти или запрещать недоступный вам выбор – все это находится в области насилия. Вы предоставляете ему выбор из того, что вас будет устраивать изначально, т.е. два конкретных места на выбор, посещение которых вы готовы осуществить. Точно так же должно происходить с одеждой, если вы понимаете, что необходимо одеться тепло, то не пускаете процесс выбора на самотек, отдавая ребенка, а предоставляете ему возможность самому решить – идти в теплой куртке с капюшоном или в шапке. Подобный стиль формирует партнерские отношения, где есть четкое главенство ваших границ, но ребенок не выступает безмолвной подчиняющейся игрушкой. Если ребенок упорствует и вредит себе, расскажите ему, что, например, машина не заводится или коляска не может двигаться, пока он не будет нести сам свои игрушки или пока он не наденет шапку. Что-то может не работать или может вдруг ломаться. Главное, что все это должно мешать  ребенку делать то, что он очень хочет (например, попасть на игровую площадку или в магазин).

К.Д. Ушинский считал,  что упрямство само по себе зародиться не может. Душе человека свойственно врожденное стремление к деятельности. Деятельность – это преодоление препятствий, где нет стремлений, нет и деятельности. Для того чтобы преодолеть препятствия необходима определенная сила, выражающаяся в настойчивости, упорстве, целеустремленности.

На первый взгляд упрямство сходно с настойчивостью и твердостью характера. Но сходство это внешнее, по существу упрямство и настойчивость противоположны друг другу.

К.Д Ушинский писал, что «стремление души к самостоятельной деятельности под влиянием внешних обстоятельств может извратиться в упрямство». Сила правильного и сила извращенного стремления могут выражаться одинаково в настойчивости  желаний и действий, направленных к одной цели, но «извращение нормальной силы стремления к предмету в упрямство начинается тогда, когда человека менее увлекает уже самый предмет, чем преодоление препятствий, закрывающих его собою»
К.Д. Ушинский выделяет следующие причины упрямства: 1. Одной из них является чрезмерное самолюбие - человек понимает разумность требований, видит свою ошибку, но не хочет сознаться в ней, не готов уступить и признать свою неправоту.  Образование  чрезмерного самолюбия зависит во многом от стиля воспитания, как при гиперопеке «слишком нежные заботы о ребенке почти неизбежно ведут к глубоко заложенному узкому самолюбию», так и при авторитарном стиле или при эмоциональном отвержении (игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое, тиранское обращение с ним). Также такое упрямство может происходить от ложного стыда, которое часто проявляется в школе, когда ребенок перед своими товарищами стыдится уступить правильным требованиям наставника или другого товарища.

2. Большую роль в проявлении упрямства играет чувство недоверия, нелюбви (возможно и ненависти) к тому, кому необходимо уступить, - это уже упорство, очень вредный вид упрямства, легко развивающийся в злобу.

3. Часто скрытой причиной упрямства бывает врожденное человеку чувство права (или равноправности), сопровождаемое ложным или верным представлением.
В этом случае ребенок считает себя вправе поступать по своей воле и настаивать на своем поступке, хотя содержание его сделалось для него уже безразличным, - это своеволие, которое развивает в нем неуступчивость, неуживчивость, придирчивость. Своеволие может перейти в хроническую форму.  Или наоборот, воля ребенка будет подавлена, он станет безынициативным, неспособным к творчеству и даже к принятию очень простых самостоятельных решений.

 4.Часто чрезмерная настойчивость желаний есть прямое следствие раздражения нервной системы, которое, «будучи вызвано препятствием, действует уже потом само по себе в данном направлении, хотя самый предмет желаний, закрываемый этим препятствием, перестал уже привлекать душу. Это уже каприз, и раскапризившееся дитя начинает бросать и тот предмет, из-за которого капризилось». Ушинский поясняет, что капризное упрямство происходит не от силы, а от слабости воли, которая не может совладать с расходившимся нервным организмом.

5. Все эти виды упрямства более или менее невольные, непредумышленные, но бывает еще упрямство, прямо рассчитанное на то, чтобы своим надоедающим выражением добиться желаемого. Такое продуманное упрямство развивается только тогда, когда ребенку удалось уже несколько раз криком, слезами, истериками и тому подобными проделками достигнуть желаемого результата. 

Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития. Другими словами, практика контроля над собой — лучший способ научить самоконтролю детей.

Литература:
Лимонцева Г. В. К.Д. Ушинский о сущности и причинах детского упрямства  Психологические науки: теория и практика г. Москва, февраль 2012 г.
К.Д. Ушинский ; «О сущности и причинах детского упрямства» К.Д. Ушинский ; Избранные труды. Человек как предмет воспитания. Опыт  педагогической  антропологии. М.: Дрофа, 2005.

Журнал "Растим ребенка" 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Упрямство и капризы детей"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7423807","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"427","width":"283"}}]] картинка взята с поисковика  https://www.google.ru/...

Консультация для родителей "Упрямство детей"

Что необходимо знать родителям об упрямстве детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Упрямство детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Упрямство детей раннего возраста"...

Консультация для родителей «Упрямство и капризы детей 3-4 лет"

Данная консультация поможет родителям справиться с упрямством и капризами детей 3-4 лет....

Консультация для родителей: "Упрямство и капризы детей".

В статье раскрываются вопросы:1. Проявление упрямства и капризов.2. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве. 3. Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у дет...

Консультация для родителей "Упрямство и капризы детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Упрямство и капризы детей дошкольного возраста"...