Публикации
статья
В статьях и публикациях представлен опыт работы с педагогами, детьми и родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК
Виды и формы оказания
психолого-педагогической помощи детям
в критической ситуации
Доброгорская Елена Витальевна
В материалах представлены некоторые наиболее эффективные виды и формы работы с детьми от 3 лет, которые могут стать основой при составлении реабилитационных и психокоррекционных программ.
Ключевые слова: игротерапия, гештальттерапия, арттерапия, музыкотерапия, логотерапия, библиотерапия, метод свободных словесных ассоциаций, психодрама, моритатерапия.
Types and forms of provision
psychological and pedagogical assistance to children
in a critical situation
Elena Vitalievna Dobrogorskaya
MADOOU "General developmental kindergarten No. 45", Nizhnekamsk
The materials present some of the most effective types and forms of work with children over 3 years old, which can become the basis for drawing up rehabilitation and psychocorrection programs.
Key words: play therapy, gestalt therapy, art therapy, music therapy, logotherapy, bibliotherapy, method of free verbal associations, psychodrama, moritatherapy.
Я хочу познакомить с некоторыми эффективными видами и формами работы с детьми от 3 лет, которые могут стать основой при составлении реабилитационных и психокоррекционных программ.
Игротерапия. Использование разного вида игр является основной формой работы психолога с детьми, пережившими критическую ситуацию. Для этого могут быть использованы игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т. п.
Использование образов в игровой деятельности имеет ряд психологических преимуществ. Создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему «Я», повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.
Использование игры как терапевтического средства идет по двум основаниям:
- использование игры как инструмента для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т. д.);
- «навязчивое поведение» - свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации.
Из этого видно, что игра помогает раскрытию и лечению искажений в развитии ребенка. Данный метод ценен тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить.
Арттерапия. Метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение арттерапии имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Один из них направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Другой взаимодействует с природой эстетической реакции позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта в сторону формирования позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с детьми педагог, используя игротерапию, дополняет ее различными приемами.
Различают несколько видов арттерапии: драмтерапия, библиотерапия, рисуночная, основанная на изобразительном искусстве и музыкальная терапия. В качестве терапии средствами искусства целесообразно применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с определённым материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т. д. Педагог предлагает детям задания на свободную тему с самостоятельным выбором материала.
Наиболее плодотворным для решения коррекционных и реабилитационных задач является изображение художественных образов, способствующий ребенку реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как, например, каракули, нерасчлененные предметы, низкий потенциал возможностей символизации, не дают ребенку в полной мере реализовать задачу и осознать свои чувства и продвинуться в разрешении своей проблемы.
Музыкотерапия. Отдельным видом психологической помощи может быть специально организованная деятельность с использованием музыкальных произведений и инструментов. Данный вид работы направлен на организацию умения слушать музыку. Удлинение времени слушания музыки от 3-5 минут до 1-1,5 часов требует специально подобранного приема организации детей. Продолжительность времени использования музыкального произведения позволяет детям слушать музыку, испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия, радости, снятия напряжения. При этом музыку можно воспринимать закрыв глаза, зажмурившись, в различных позах, главное – ее слышать!
Работая с детьми, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение, можно изменить задание. Например, при слушании спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, ребенку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревогу и т. д. Можно предложить детям упорядочивать страшные ситуации от минимальных до самых сильных.
Взрослый может показать личным примером, как надо слушать музыку. С этой целью необходимо сесть рядом с ребенком, вместе слушать музыку, можно обнявшись и т. д. Предварительно, перед слушанием музыки, можно спросить, что ребенок хочет почувствовать, слушая музыку: радость, приятные ощущения, хорошее настроение, теплоту, приятные воспоминания?
Слушание классической музыки поможет малышу поупражняться в навыках социальной осведомленности: умении считаться с чувствами других, не мешать другим, уважать чувства других детей, сопереживать вместе с другими под музыку и т. д.
Библиотерапия. Это метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. Для этого подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для детей ситуации. Использование произведений данной тематики учитывает возрастные особенности детей: понимание, заражаемость чувствами других и т. д. Прослушав произведение, дети понимают, что такие чувства, как страх, тревога, бывают у многих детей, они понимают, чем вызваны такие чувства, различают разного вида угрозы, угрожающие ситуации, причины страха. Вместе с героями литературных произведений дети переживают те же состояния и одновременно учатся, как можно поступить в той или иной ситуации, что позволяет детям расширить свою социальный опыт.
Логотерапия. Данный метод является разговорной терапией. Он отличается от разговора по душам, направленного на установление доверия между взрослым и ребенком. Логотерапия предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний может вызвать положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признанию ценности личности другого человека, Ребенок не всегда проявляет меру включенности в беседу. Ее можно определить как минимальную, когда на ряд вопросов ребенку предлагают ответить кукле или использовать куклы, персонажи (мишка, Катя, зайка, петушок и т. д.). Дети могут использовать для этой цели свою любимую игрушку. Использование данного метода предполагает появление самоконгруэнции. А именно, совпадения внешней словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда дети делают акцент на личные переживания, мысли, чувства, желания. Для проведения такой работы специалист может предложить ребенку разговор о том, что он чувствовал, когда играл с другими детьми, что ему понравилось в игре с отдельными детьми, что он испытывал, когда ходил в гости к другу и т. д.
Метод свободных словесных ассоциаций. Данный метод используется как метод искусства придумывания историй. Детям можно предложить по набору слов придумывать разные истории. Предлагаются слова, между которыми присутствует смысловая связь: бабушка, девочка, волк, поезд и т. д. Детям дают возможность придумать любую историю, главное, чтобы истории не повторялись.
Вариацией применения такого метода является придумывание историй с использованием какого-то одного свойства предмета: например, придумать историю про страну, где все из пластика, из мыла, из киселя, из конфет и т. д. Как вариант метода словесных ассоциаций можно предложить детям придумывать истории про то, где всё наоборот, чем на самом деле. Хороший эффект дает использование такого метода, где дети представляют себе страну, в которой с неба без остановки падают конфеты, игрушки, дождь, снег, деньги, цветы и т. д.
Психодрама, или драмтерапия. Использование кукольной драматизации. Взрослые (или дети постарше) разыгрывают кукольный спектакль, «проигрывая» конфликтные и значимые для ребенка ситуации, предлагая ему как бы со стороны посмотреть на данную ситуацию и увидеть себя в ней. С детьми, проявляющими тревогу, страх, пережившими стресс, различного вида травмы, наибольший эффект дает применение метода биодрамы. Главное в том, что дети готовят представление, но все действующие лица в нем животные. Дети самостоятельно распределяют между собой роли животных, проигрывают конфликтные и жизненные ситуации на примере зверей. Разыгрывая спектакль, представление или ситуацию, дети действуют и говорят по-другому, чем с куклами. Переживания детей, реализуемые через образы животных, отличаются от человеческих и в то же время помогают понять чувства других.
Как варианты использования данного метода можно рекомендовать обмен ролями со взрослыми или другими детьми; ребенок рассказывает за воспитателя, психолога, учителя, сверстника и т. д. Хороший прием – это использование зеркала: ребенок рассказывает о себе другим, глядя на себя в зеркало.
Моритатерапия. Это метод, с помощью которого педагог ставит ребенка в ситуацию необходимости производить хорошее впечатление на окружающих. Психолог предлагает ребенку высказать свое мнение о чем-то, а затем корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно принимать позу, использовать мимику, жесты, интонацию и т. д. Он помогает воспитывать правила хорошего тона, соответствовать нормам и правилам культуры общества, в котором находится ребенок в настоящее время.
Гештальттерапия. Данный метод применим для индивидуальной работы с детьми, проводится он как преобразование рассказа ребенка в действие. Примером может служить такой вид работы, как «Незаконченные дела», «У меня есть тайна», «Мои сновидения». Метод хорошо работает в ситуации коррекции страхов, стрессовых переживаний, тревог и т.д.
Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и объяснять родителям, что семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Следовательно, вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо дли развития их собственного ребенка.
Несмотря на то, что специалисты по дошкольному образованию понимают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, в некоторых вопросах взаимоотношений воспитателей и родителей присутствует определенная дисгармония. Препятствовать развитию их взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы. Это и нехватка времени, несостоятельность, чувство обиды, поведенческие шаблоны и стереотипы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. При этом, в ситуации кризисного переживания все субьективные факторы необходимо максимально сравнить, понимая, что и ребёнку и взрослым для восстановления психологической нормы и полноценного психоэмоционального здоровья необходима единая поддерживающая среда, не разделённая содержательно и эмоционально на «дом» и «детский сад».
Литература:
1. Бохан Т.Г., Стоянова И.Я., Ульянич А.Л., Шабаловская М.В., Скавинская Е.Н., Кузин А.Ю., Терехина О.В., Боженкова К.А. Психологическое консультирование: учебно-методическо пособие. – Ч. 1: Методологические и методические основы психологического консультирования. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. – 98 с.
2. Исханова, С.В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения: Логопедическое пособие для родителей и педагогов / С.В. Исханова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 45 c.
3. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 c.
4. Перлз Ф. Теория гештальттерапии. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. – 384 с.
5. Савенков, А.И. Педагогическая психология: В 2 т.Т. 1 / А.И. Савенков. - М.: Academia, 2018. - 272 c.
Об авторах:
Доброгорская Елена Витальевна, старший воспитатель, МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 45», г. Нижнекамск, Республика Татарстан, Российская Федерация;
Доброгорская Наталья Алексеевна, студент, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, г. Нижнекамск, Республика Татарстан, Российская Федерация.
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ КАК УСЛОВИЕ
СОЗДАНИЯ ОБЩНОСТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
В соответствии с ФГОС ДО родители являются полноправными участниками образовательного процесса и здесь речь идёт в первую очередь о возможности участия и вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Главное в контексте отношений «семья – дошкольная образовательная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, что невозможно без «открытости» ДОО.
Поэтому мы хотим поделиться формами работы с родителями, которые используем в своей работе.
Педагоги предлагают родителям ту поддержку, которую они могут получить в детском саду. И здесь главная задача педагога состоит в информировании родителей о важных событиях в жизни ребёнка, его трудностей и радостей, успехах и неудачах, демонстрируют готовность помочь в вопросах воспитания детей. В детском саду всегда на связи онлайн-общение посредством сайта и паблики в социальной сети «ВКонтакте».
Воспитатель онлайн. Педагог всегда может оказать родителям консультативную помощь, повысить педагогическую компетентность в вопросах воспитания и обучения детей в различных формах (онлайн и оффлайн).
Старшее поколение. Мы стараемся привлекать к сотрудничеству старшее поколение семей воспитанников (бабушек и дедушек). Старшее поколение семей так же посещает родительские собрания и различные мероприятия, организованные дошкольной организацией.
Клубный час. Это свободная деятельность детей вместе с родителями на территории детского сада. Дети могут перемещаться в течение одного часа по всему зданию, соблюдая определенные правила поведения. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы, предлагать свою тематику. Наши «клубные часы» включены в ситуацию месяца. Детям и родителям объясняются правила: куда они могут ходить, где могут поучаствовать в играх. Каждой семье в начале выдается план - карта, где отмечены названия групп, кабинеты, уголки детского сада. После каждого «клубного часа» проводится рефлексия, когда воспитатель с детьми и родителями обсуждают итоги прошедшего. Иногда дети экскурсию проводят сами.
Читаем вместе. Раз в неделю один из родителей, бабушек, дедушек группы читает сказку вместе со всеми детьми. Это позволяет детям повысить самооценку, почувствовать свою значимость в группе, когда его мама или папа читают не только для него, но и для других. Это не только развивает речь, память, но в первую очередь социализирует ребенка в обществе. Да и родители могут на короткое время вернуться обратно в детство и пообщаться не только со своими детьми, но и с другими, увидеть, как ребенок выстраивает взаимоотношения со сверстниками.
Акции. Это интерактивная форма работы направленная на сотрудничество семьи в решении проблем воспитания и образования детей, повышение роли ответственности родителей. Акция охватывает всех родителей группы, но при этом имеет индивидуальную направленность. Она экономична, практична, поднимает настроение детям, сплачивает коллектив, объединяет семью и детский сад. Акции могут иметь различные направления. Так у нас прошли акции «Дедушкина медаль», «Каждой птице свой дом», «Лента памяти».
Фотогазеты из жизни группы. В ней представляется информация об интересных событиях жизни группы и семей наших воспитанников. Газета хороша тем, что здесь совершенно исчезает элемент «принуждения». Дети делятся новостями, готовят материал, размещают на газете, задают вопросы. Выпуски газет бывают и тематические, когда ребенок вместе с родителями собирает информацию и размещают ее.
Выставки семейных реликвий. В детском саду ежемесячно организуются выставки творческих работ и не только детей, но и родителей. Они делятся своим опытом воспитания, семейными традициями.
Теле-студия. Мы практикуем выпуск телевизионных новостей и событий детского сада. Педагоги вместе с детьми обсуждают тему, выбирают ленту новостей, берут интервью (у родителей, педагогов, сверстников). Это занимательно и увлекательно. И родители видят итог работы.
Мастер-классы. Они помогают проводить с родителями воспитанников не только теоретическую просветительскую работу, но и на практике поделиться умением организовывать деятельность, досуг детей. Как интересно проходит практическая деятельность по направлениям развития, когда ребенок вместе с мамой или папой лепит, рисует, мастерит, решает задачи. Он чувствует поддержку близких, что способствует укреплению авторитета родителей.
Дежурный взрослый. В нашем саду каждый родитель может прийти в группу и рассказать о своей профессии, увлечениях, а также организовать с детьми совместную практическую деятельность. Периодичность и количество встреч определяется взрослыми. Тематика может повторяться. Например, «Для чего нужны очки, и как их изготовить?», «Чем занимается химик лаборант?», «Учимся играть в шахматы», «Моя мама - повар».
Таким образом, мы можем сделать родителей нашими помощниками.
Список литературы:
- Березина В.А., Виноградова Л.И., Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. - С.-Пб.: Каро, 2005. - 205 с.
- Михайлова-Свирская Л.В.: Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС. - Просвещение, 2018. - 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...
Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...
Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...
X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...