Консультация для родителей "Речь как средство общения"
консультация

Бикмаева Алла Николаевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_kak_sredstvo_obshcheniya.docx12.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Речь как средство общения»

  Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребёнком.

Первое и особо важной формой совместной деятельности является - предметная, основы которой закладываются в младенчестве, в период эмоционально – личностного общения взрослого с ребёнком.

 В раннем возрасте, когда на смену ситуативно – личностному общению приходит ситуативно – деловое (познавательное, предметная деятельность становится ведущей. Без овладения ею у малыша не возникает и потребности в речевом общении, оно не наполняется конкретным содержанием.

 При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Конечно, малыш понимает лишь часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям, её эмоциональный тон определяет настроение, направленность общения, а то, чего ребёнок не понимает, восполняют не речевые средства коммуникации – указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности.

 Большую роль играет при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми в этот период детства носит положительно – эмоциональный, предметный и деловой характер, становятся основной и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее.

 При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

 В жизни человека нет другого такого бурного всестороннего развития, как в первые три года жизни.

 В развитии детей раннего возраста необходимо предупредить возникновение и укрепление отрицательных чувств, таких, как страх, гнев, зависть и др., и всячески содействовать возникновению и укреплению положительных эмоций – радости, любви к окружающим взрослым и детям.

 Причины речевых нарушений.

 1. Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал е с выполнением тех или иных действий в игре.

 2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.

 3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искаженного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.

 4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное небо и др.

 5. Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

 6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда - отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.

7. Если у ребенка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает, если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребенок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться врачу.

 Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребёнка, взрослому необходимо чётко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

 Уровни развития речи детей на этапах своего взросления.

 К 2 годам:

 • Обладает запасом в 200 – 300 слов;

 • Пользуется в речи двух-, трёхсложными словосочетаниями;

 • Прислушивается к словам и понимает их смысл;

 • Называет предметы, изображённые на картинках;

 • Хорошо знает своё имя, произносит его;

 • Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;

 • Выражает просьбу словами, а не только жестами;

 • Использует существительные в разных падежах;

 • Согласует предмет и действия («машина едет», «я хочу»)

 К 3 годам:

 • Самым значимым отличием речи трёхлетнего ребёнка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи;

 • Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребёнок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи;

 • Звукопроизношение ещё не полностью соответствует норме;

 • В речи ребёнка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твёрдые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей;

 • В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова – обобщения. Ребёнок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями;

 • Если родители ребёнка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он ещё не может.

 • Ребёнок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

 К 4 годам:

 • К 4 годам словарный запас ребёнка достигает 2000 слов;

 • Словарный запас уже обогащён за счёт наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;

 • У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих ;

 • Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей;

 • В речи всё меньше ошибок на словоизменение основных частей речи;

 • В активной речи появляются слова второй степени обобщения;

 • В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь ещё не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследственность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

 К 5 годам:

 • Обладает словарным запасом около 3000 слов;

 • Знает свой адрес;

 • Пользуется предложениями из 5 – 6 слов;

 • Умеет пересказывать;

 • Правильно произносит практически все звуки;

 • Определяет «право – лево», у себя, но не у других;

• Знает простые антонимы (Большой – маленький, твёрдый – мягкий)

 • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;

 • Считает до 10;

 • Знает значение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

 К 6 годам:

 • Обладает словарём около 4000 слов;

 • Практически все звуки произносит правильно;

 • Умеет рассказывать и пересказывать;

 • Помнит и может описать прошедшие события;

 • Пользуется сложными предложениями;

 • Употребляет все части речи;

 • Использует абстрактные и отвлечённы понятия;

 • Рисует, заштриховывает и обводит;

 • Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги;

 • Различает и дифференцирует звуки речи.

Что необходимо помнить воспитателю при развитии речи у детей.

 • Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов.

 • Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

 • Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда.

 • В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

 • Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями.

 • Речь воспитателя является примером для детей.

 • Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают.

 • Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.

 • Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

 Речь является не врождённой способностью ребёнка, Приобретённой. Поэтому надо, Чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребёнком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять усечённые слова. Ребёнок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Консультация для родителей. Речь - как средство общения.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное развитие речи. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим важное значение приобретает...

Консультация для воспитателей «Разговорная речь взрослого, как игровое средство общения с ребенком»

“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них- средство воспитания, игра для дошкольников- способ позна...

консультация для родителей "Речь как средство общения "

В старшем дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное развитие речи....

Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников»

Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников»...

консультация "Домашний кукольный театр - средство научить ребенка общению"

консультация "Домашний кукольный театр - средство научить ребенка общению"...