Консультация для родителей
статья

Капустина Анна Владимировна

Многие взрослые не любят и не умеют готовить, потому что их в детстве родители выгоняли из кухни и все делали сами. Но когда вы полны желания вместе соорудить что-нибудь эдакое, то незаметным образом малыш учится у вас целому списку вещей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Готовим вместе с детьми»

Возня на кухне – просто роскошное пространство, чтобы научить ребенка новому, а заодно приготовить еду для семьи. В общем, и волки сыты, и овцы счастливы. Но нужно помнить, что готовка с детьми – это настоящая дзенская практика для родителей, которая развивает терпимость и философское отношение к жизни. Ребенок на кухне обеспечивает повышенную нервозатратность для мамы или папы. Ведь во время готовки мы просто вынуждены пристально следить за чадом (у него в руках нож! За спиной горячая плита! Он может ровным слоем рассыпать салат по полу кухни!) Мы должны постоянно поправлять детку, если он что-то делает не так, показывать, учить, и делать все это доброжелательно. Так что для совместных кухонных приключений просто необходим особый родительский ресурс: хорошее настроение и запас сил. Если вы этим не располагаете, то лучше честно сказать себе, что именно сегодня я все сделаю сама – легко и быстро (заодно отдохну в одиночестве на кухне).

Многие взрослые не любят и не умеют готовить, потому что их в детстве родители выгоняли из кухни и все делали сами. Но когда вы полны желания вместе соорудить что-нибудь эдакое, то незаметным образом малыш учится у вас целому списку вещей.

Незаметная польза

Важные бытовые навыки: правильно держать нож и резать продукты – на кубики, соломку или пластики, пользоваться теркой, аккуратно размешивать тесто или салат; отмерять продукты ложками и мерным стаканом, убирать за собой использованные инструменты на место и поддерживать порядок во время готовки, пользоваться плитой и электроприборами.

Самостоятельность: все эти бытовые навыки как раз дают ребенку возможность быть в чем-то самостоятельным. Чтобы он сам, независимо от взрослых, мог налить себе молока или отрезать кусочек хлеба, сделать бутерброд себе или маме-папе, настрогать нехитрый салатик. И чем больше ребенок знает и умеет, тем больше возможностей перед ним открывается: его деятельность становится все разнообразнее, и ему все интереснее с вами сотрудничать.

Проба новых блюд и продуктов: есть такое наблюдение, что даже капризные и придирчивые детишки охотно едят то, что сами приготовили. Так малыша-привереду можно приучать и к новым продуктам: купили в магазине тыкву, сделали из нее вместе суп-пюре – и в рационе появилось еще одно полезное блюдо.

Мелкая моторика, координация, планирование, память: малыши, дети постарше и подростки во время возни на кухне развивают мелкую моторику, учатся выполнять сложные тонкие движения. Для трехлетней крохи научиться разбивать яйца на сковородку – это супер - достижение и тренировка! Для подростка новая вершина – научиться резать продукты на весу, двигая нож на себя, а не просто на дощечке. Еще приготовление пищи – это всегда планирование: что мы сделаем сначала, что потом и что получим в самом конце, какие ингредиенты и инструменты нам нужны. Подключается память: нужно запомнить последовательность действий, место каждого инструмента на кухне или продуктов в холодильнике.

 

Уверенность в себе: чем больше умеет ребенок (как мама или папа), тем надежнее он себя чувствует. Психологи называют это набором компетенций и говорят, что от объемов этого набора зависит, насколько уверенно ребенок ощущает себя в мире и среди других людей, насколько он смел и открыт новому опыту и контактам. Особенно активно дети наращивают свои компетенции в дошкольном возрасте. И если человечек умеет чистить картошку, делать горячие бутерброды и варить пельмени – то даже психологически это очень хороший задел на будущее.

Значимость для семьи: когда ребенок знает, что он может делать нужные вещи, помогает родителям и вносит свой вклад в жизнь семьи, это очень здорово работает на ощущение его собственной важности для семьи, укрепление отношений и доверия.

Уважение к работе на кухне: когда сам замешиваешь тесто или хотя бы помогаешь маме перекладывать нарезанные продукты с дощечки в салатник, то прекрасно видишь, что приготовление еды требует труда и времени, что булки не растут на деревьях. Детишкам постарше можно рассказать о стоимости продуктов, посчитать, какой процент дневного заработка уходит на еду, сколько такие же блюда стоят в кафе или отделе готовых блюд в супермаркете. Так волей-неволей рождается здоровое уважение к домашней работе на кухне.

Творчество: в тесто для шарлотки можно добавить и корицу, и лимонные корочки, и орешки. Салат можно украсить укропом и огуречными кружочками. В молочный коктейль добавить не только банан, но и шоколад. Мой сын до сих пор вспоминает, как мы вместе вырезали из кусочка маасдама сырного человечка, и как он спал с ним (это был способ «подсадить» двухлетку на сыр, от которого он раньше отказывался, обрезки человечка съедались).

Новые знания: во время стряпни и готовки всегда случаются беседы о происхождении продуктов, об условиях хранения и правилах полезного питания. Возникают темы от истории еды и географии до ядерной физики, лишь бы родители охотно пускались в такие разговоры.

Тепло родительского очага: когда ваш малыш вырастет и сам будет воспитывать детей, отвечать за семью и решать взрослые вопросы, - то много тепла, сил и поддержки он сможет черпать именно из вашей совместной возни на кухне. Эти воспоминания будут подпитывать его в любом возрасте: как вы вместе лепили пельмени, как с папой жарили мясо, как он варил картошку утром в выходные, пока родители досыпают, раскладывал ее по тарелке и чувствовал себя таким важным…

Правила готовки с детьми

Если вы решили позвать на кухню ребенка, то лучше немного подготовиться к процессу. Во-первых, блюдо должно быть несложным и вкусным для ребенка – тогда ему будет радостно вам помогать. Во-вторых, в процессе должны быть действия, которые малыш сможет полностью выполнить сам: катать колобки для булочек, размешивать тесто, выкладывать начинку в пирожки или ингредиенты на пиццу. В-третьих, надо иметь в виду, что на весь процесс готовки у малыша, скорее всего, не хватит терпения, и время от времени он будет на что-то переключаться. И вот это «что-то» можно предусмотреть заранее: игрушки, мультик на планшете, возможность попрыгать на мячике в соседней комнате и потом вернуться на кухню. Конечно, чем старше становятся дети, тем дольше они сохраняют включенность в общее дело, их нужно подбадривать и помогать доводить дело или какой-то этап до конца. Но насильно удерживать на кухне точно не стоит, это только посеет отвращение к готовке. В-четвертых, необходимо обеспечить ребенку рабочее место (высокий стульчик у стола) и держать его подальше от опасных розеток, острых ножей, кипятка, жгучих и едких жидкостей.

Детки с 1,5-2 лет и старше вполне могут делать нехитрые вещи:

 

  • Насыпать или наливать в посуду отмеренные взрослыми ингредиенты и смешивать их в миске ложкой или венчиком.
  • Перекладывать нарезанные мамой кубики картошки или колбаски в салатницу с дощечки.
  • Мыть ложки (и неважно, что их потом нужно перемывать).
  • Резать мягкие ингредиенты столовым ножом.
  • Молоть на мясорубке или ручной мельнице.
  • Мять мялкой.
  • Раскатывать тесто скалкой.
  • Выкладывать начинку ложкой в пирожки.
  • Вырезать из теста печенье формочками.
  • Накрывать на стол и убирать со стола.
  • Чистить вареные яйца и картошку.
  • Мазать готовые коржи кремом. Отбивать мясо молотком.
  • Катать шарики из фарша (котлеты, тефтели).
  • Открывать упаковки с продуктами.
  • Выкладывать печенье на противень.
  • Заворачивать в фольгу.

 

Детки с 4-5 лет и старше ко всему предыдущему могут:

 

  • Доставать из холодильника или шкафчика что-то нужное и убирать обратно.
  • Мыть овощи и фрукты.
  • Мыть ложки и тарелки (ну, да, поначалу придется перемывать).
  • Резать овощи, фрукты и хлеб острым ножом.
  • Делать бутерброды.
  • Смешивать блендером или миксером (лучше в закрытой посуде).
  • Закладывать вариться пельмени (можно использовать ложку на длинной ручке, чтобы детские пальчики не находились над кастрюлей с кипятком.
  • Разбивать сырые яйца для яичницы или теста.
  • Тереть на терке мягкие продукты.
  • Собирать и разбирать миксер, блендер, мясорубку.
  • Наливать на сковородку тесто для оладий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...