Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
консультация
Формировать потребность родителей грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как отвечать на детские вопросы»
Цель:
- Дать родителям знания о сущности детских вопросов, их видов;
- Формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности.
Комментарий воспитателя
Общение – одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать серьезно относиться к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. К сожалению, можно привести немало негативных примеров, когда родители «гасят» детскую любознательность.
Приведем пример:
Ребенок играет машинкой – цистерной, мама занята беседой с подругой. Ребенок тщательно обследует машинку и делает «открытие»: «Мама, я понял, что в эту машинку можно заливать воду, молоко, бензин!» Мама недовольно прерывает беседу и строго говорит: «Ты что? Она же пластмассовая!»
Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают недовольство: «Замучили твои «почему?» и «зачем?», перестань спрашивать, займись делом!»
Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? – вот над чем задумываются родители. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого – задает его. Вопросы, которые показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребенка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе. Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение – это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них желание узнавать новое.
Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.
Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли «Откуда взялся первый человек? Отец принялся рассуждать об эволюции в животном имре и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснение отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: «Я знаю, мой дедушка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня». Много подобных примеров описано в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти».
Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ взрослого вызывает новый, более сложный вопрос: «Откуда все взялось?»
Маленький ребенок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?» На такие вопросы детей не сложно ответить. Даже маленького ребенка интересует не только то, как называются предметы, но и для чего они нужны.
Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения между «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создает предметы. Огромное количество вопросов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровождать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дошкольников о мироздании: «Почему солнце не падает?», «Почему воздух ночью черный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на пример. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, чтобы многое знать. Опасно делать из ребенка всезнайку. Иногда следует показать ребенку само явление и провести с ним игры с разными предметами, материалами, инструментами.
Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные «Зачем?», «Почему?» и др.
Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, поплывет ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ребенку самому проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет.
Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться какой– нибудь бессмыслицей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.
Рубрика иллюстрации.
Можно предложить родителям послушать детские суждения, умозаключения и вопросы в магнитофонной записи. Сделать соответствующие выводы.
Среди детских вопросов бывают и сугубо познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Кто его толкает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?» и др.
Представляют интерес и детские высказывания, направленные на понимание окружающего мира, самостоятельные умозаключения, пусть и неверные. Например, дочка что-то ищет в календаре. На вопрос папы, что она там хочет найти, девочка отвечает:
- А я еще, когда будет еще 8 марта.
- В этом календаре больше не будет, - говорит папа.
А может, будет, я все же поищу.
Или дети загадывают загадки, пусть и наивные, например: «Пишут и рисуют, хорошенькие, цветные».
О конкретности детского мышления говорят высказывания детей. Ребенок, услышав, что молоко убежало, отвечает: «А ты его догони». Или спрашивает: «А сливочное масло – из слив?» Увидев, как из яблока выползает червяк, вскрикивает: «Ой, витамин ползет!» Один мальчик делится с другим планом пригласить воспитательницу к себе в гости. Другой возражает: «Кто же нас тогда воспитывать будет?» Можно привести примеры из творения К.И. Чуковского «От двух до пяти». На вопрос: «Обо что ты оцарапался?» - ребенок отвечает: «Об кошку». Или такой диалог:
- Мама, крапива кусается?
- да.
- А как она лает?
А вот еще забавный вопрос:
- Что ли ножик вилкин муж?
Предлагаем обсудить
Дайте характеристику детского вопроса. Как бы вы на него ответили?
Примеры приводятся из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти».
Ребенок спрашивает о радио:
- А как же дяди и тети с музыкой влезли?
И о телефоне:
_ Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же туда в трубочку, забрался?
Можно привести вариант ответа. Трехлетнему мальчику тетя, физик по образованию, тотчас принялась объяснять устройство телефонного аппарата. Он внимательно выслушал ее, но после всех объяснений спросил:
- А как же папа оттуда вылез?
- Петух может совсем – совсем забыть, что он петух, и снести яичко? – спрашивает малыш.
Пришли гости, и кто-то спросил про трехлетнюю Валю:
- Чьи у Вали глаза?
- Папины, - отвечают гостю.
_ пап, бедный, значит, без глаз остался, - подумала Валя. И тут же она сочинила такую гипотезу: «Когда я еще не родилась, у папы было много глаз: и большие, и маленькие; а когда мама меня купила, папа отдал мне большие глаза, а себе оставил маленькие».
Эти примеры свидетельствуют о конкретности детского мышления, о небольшом жизненном опыте детей.
Рекомендации
Можно предложить родителям собирать детские высказывания и обсуждать их на совместных встречах.
Можно в качестве иллюстрации к сказанному показать родителям фрагмент занятия с детьми.
Литература
Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/ О. Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис – пресс, 2009. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : "КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?"
Ребенок часто задает такие вопросы родителям, воспитателям, своим друзьям... Что стоит задуматься... Предлагаю вашему вниманию несколько полезных советов....

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
«И спросила кроха:Что такое хорошо?И что такое плохо? »Цель данной консультации:- Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии любознательности ребенка.- Дать родителям ре...
Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы?»
Консультация для родителей "Как отвечать на детские вопросы?"...

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» может быть использована как материал для размещения на информационном стенде для родителей дошкольников....
Консультация для родителей "Как отвечать на детские вопросы"
консульация для родителей...
Консультация для родителей "Как отвечать на детские вопросы"
Консультация для родителей...