Консультация для родителей: "Фонематический слух - основа правильной речи"
консультация
Фонематический слух - это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова, различать близкие по звучанию фонемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_sluh.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Фонематический слух – основа правильной речи»
Речь и слух неразрывно связаны. Фонематический слух – это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова, различать близкие по звучанию фонемы. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка.
По разным причинам у многих детей, имеющих нормальный физиологический слух, не вырабатывается привычка прислушиваться к речи. Они не могут определить из каких звуков состоит слово; путают слова, близкие по звучанию; не могут выделить начальный и конечный звуки в слове и т. д.
Дети, посещающие логопедическую группу, в той или иной степени страдают нарушением фонематического слуха. Это приводит к недостаткам звукопроизношения.
С самого раннего возраста надо «показывать» ребенку, что речь, слова состоят из отдельных звуков, воспитывать умение слушать и слышать. Воспитывая внимание и интерес к речи, нужно научить ребенка определять, есть ли такой-то звук в слове, где он находится, выделять первый и последний звук. Эти знания и умения могут быть усвоены только в процессе обучения под руководством взрослых.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
Упражнения на фонематический слух довольно легкие и выполнять их можно в домашних условиях.
Упражнения выполняются по принципу «От простого к сложному».
1. Узнавание неречевых звуков (является фундаментом развития фонематического слуха).
Упражнение «Угадай что звучало»
Что нужно делать? Играть! Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги. Или подобрать несколько игровых музыкальных инструмента (барабан, колокольчик, погремушка, бубен) и попросить ребенка угадать что звучало, предварительно погремев какой-либо из них.
2. На следующем этапе нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.
Упражнение «Три медведя»
Это упражнение-имитация. Почитайте своему ребенку сказку про трех медведей, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.
Упражнение «Громко или тихо»
Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком. Например: когда мама говорит тихо, ребенок хлопает в ладоши, а когда мама говорит громко, ребенок топает ногами.
3. На третьем этапе идет узнавание слов – большая работа для головного мозга.
Упражнение «Правильно-неправильно»
Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте их ребенку и называйте, то правильно, то неправильно, заменяя первую букву слова на другую. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка. Услышав правильное слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши или поднять руку.
4. На четвертом этапе ребенку необходимо научиться различать слоги.
Упражнение «Кто лишний?»
Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.
5. Пятый этап – один из важных, различение звуков на слух.
Упражнение «Поймай звук»
Одно из наиболее часто используемых логопедами. Родитель произносить цепочку звуков, например гласных: А, Э, А, Э, Ы,А, О,А. И просит ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук «А». Постепенно задание усложняется, можно перейти к согласным звукам, затем звукам близким, например такой цепочке (С,З,Ц,С,Ш,С,З,С) и попросить ребенка хлопнуть, когда он услышит звук «С» из цепочки звуков.
6. Шестой этап – самый сложный – аналитический.
Упражнение «Назови звук»
Родитель предлагает ребенку назвать первый звук с которого начинается слово. Например: Аня, окно, улыбка, эхо. Затем: Шапка, сани, кошка, мыло и другие слова. Задание постепенно усложняется: можно попросить ребенка назвать не первый, а последний звук в слове, затем второй звук, третий и так далее.
Развитый фонематический слух – залог успешного овладения
чтением и письмом!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»
Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...
Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень важно научиться различать, анализировать и дифференцировать на ...
Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»
Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»...
Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи!"
Консультация учителя-логопеда для воспитателей дошкольных отделений...
Консультация для педагогов «Фонематический слух - основа правильной речи »
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш про...
Консультация на тему: «Фонематический слух - основа правильной речи».
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей «Фонематический слух — основа правильной речи».
Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове....