Мелкая моторика
статья (младшая группа)
Статья посвящена проблеме развития мелкой моторики ребенка и средствам ее устранения. Отражены основные виды работ с ребенком, способствующие развития данного показателя готовности к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_rannego_vozrasta_vo_vzaimodeystvii_s_semey_v_igrah.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – с раннего возраста и до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Развивая у детей дошкольного возраста мелкую моторику, мы развиваем интеллект ребёнка и совершенствуем точность его движений.
Для развития движений руки детей используются традиционные для массовых садов формы работы продуктивными видами деятельности такие как:
- мозаики;
- шнуровки;
- застёгивание и расстегивание пуговиц;
- штриховки;
- раскраски;
- работа с пластилином и т.д.
Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка. Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовали в игре, то в первую очередь, мы постарались создать все условия для игровой деятельности.
Для повышения уровня развития мелкой моторики у детей в раннем возрасте, необходимо.
1. Упражнения сопровождать с речью, так как мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны.
2. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день.
3. Развитие графической моторики также является важной часть формирования мелкой моторики, это могут быть следующие задания:
- Рисование по трафаретам.
- Рисование по фигурным линейкам.
- Штриховка.
Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.
Я предлагаю несколько игр для развития мелкой моторики рук:
Грецкие орехи.
Оберните 10 грецких орехов в фольгу и предоставьте ребёнку “чистить орешки”, раскладывая чистые орешки в одну тарелку, а “очистки” – в другую. Грецкий орех положить между ладонями. Прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу. два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.
Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
Щётка для волос.
Дайте ребёнку круглую щётку для волос. Ребёнок катает щётку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Карандаши.
Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами.
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
Бельевые прищепки.
Взять ненужный CD-диск и показать, как можно прикреплять прищепки к листку, изображая лучики солнышка. На диске можно дорисовать глазки и ротик солнышка.
Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочерёдно “кусаем” подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):
Кусается сильно котёнок- глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться - скажу тебе: “Кыш”.
Верёвка с узелками.
Завязать на верёвке узелки – до 12. ребёнок перебирает узелки пальцами. На каждый узел называть день недели (по порядку), времена года, членов своей семьи.
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Пробки от пластиковых бутылок.
Две пробки кладём резьбой верх, указательный и средний пальцы встают на них как “ноги”. Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно “ходить” одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки).
– Пальчик-мальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил,
– С этим братцем щи варил,
– С этим братцем кашу ел,
– С этим братцем песни пел.
Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведённых ниже игр на развитие мелкой моторики является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте нарисовать какие - нибудь предметы (заборчик, дождик, волны, буквы, цифры).
Крупа.
Я горошины возьму,
Выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, кошка.
Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами сначала одной, потом другой рукой. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая её к столу:
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчикам сказать:
“Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай.
Насыпать в ёмкость горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста:
Мы тесто месили, мы тесто месили.
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....
Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?
Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1. Повысить педагогическую грамотность родителе...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...