Развитие мелкой маторики рук у детей младшего возраста 2019г
консультация (старшая группа)

Морозова Виктория Викторовна

 

Консультация для родителей  на родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей154.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №11 «Рябинка» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

 

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

hello_html_107900e5.jpg

Составитель:  Морозова Виктория Викторовна

воспитатель младшей группы

 

2018 г.Грязи

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей в  вопросах по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • показать значимость развития кистевой моторики у детей;
  • познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности;
  • создать условия для педагогического общения.

Оборудование:  пластилин (соленое тесто), мячики с шипами для развития мелкой моторики рук, бельевые прищепки, листы бумаги, восковые мелки.

Условия проведения: музыкальный зал ДОУ, вторник 11.11.2018 года, 17.15.

Длительность консультации: 15 минут

Контингент: 15 родителей 1-ой младшей группы

Введение

        Добрый день, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Все дети без исключения обожают играть! Думаю, что эти игры на развитие мелкой моторики   вам обязательно пригодятся! 

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук, читать стихи и петь весёлые песенки. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Задания должны приносить ребенку радость. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вниз»«вверх» и т.д. Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами.

Такие как:

- Игры с пуговицами («Застегни карманчик»);

- Игры – шнуровки («Зашнуруй ботинок»);

- Игры с прищепками («Постираем платочки»);

- Игры с сыпучими материалами («Месим тесто»);

- Игры с бусинками, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же») и многие другие.

- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками);

- Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);

- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание).

- Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:

  • В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.

  • Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.

  • Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться.

Вместе с тем, развитие мелкой моторики руки в условиях системы дополнительного образования позволяет значительно расширять моторные возможности, готовить руку ребенка к письму, рисованию, к успешному выполнению практической деятельности с предметами. Совершенствование двигательных качеств способствует более быстрому формированию трудовых навыков.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры», которые можно проводить и дома.

Например, такие как:

  • 1.Упражнения с пальчиками

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг, в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)

Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)

В детский сад идти пора!

  • 2. Нарядили ребятки.

Свои пальцы в перчатки. (растопыриваем пальцы обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо всех пересчитать. (поочередно сгибаем все пальцы)

Десять пальцев - как отряд,

И костюму каждый рад. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

  • 3. Разотру ладошки сильно (растираем ладони)

Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)

(затем руки я помою… («моют руки»)

пальчик в пальчик я вложу… (пальцы складывают в «замок»)

на замочек их закрою

и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики –

Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими).

Самые простые упражнения для пальцев.

 Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.

  • «Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.

  • «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.

  • «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.

Игрушки. Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:

  • Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
  • Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
  • Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
  • Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
  • Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.

Массаж.

Самомассаж используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использовать подручные средства, например, карандаш, орехи. Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам   подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы. Дети катают их по ладоням сверху вниз.
    Разминка Су-Джок

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

 

 Вывод: чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

 Совет: Проводите работу со своим ребенком по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Желаю успехов!!!

Источник: https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/melkaya-motorika-ruk-u-detey-2-3-let


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

  Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она ...

Статья "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста ".

Мелкая моторика рук , её необходимость.Все мы знаем о том , что развивать мелкую моторику рук и кистей у детей необходимо , но не все знают , как этим грамотно заниматься.Под мелкой моторикой подразум...

Конспект по самообразованию на тему "Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста".

Конспект  по самообразованию на тему " Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук  у детей младшего дошкольного возраста."...

Тема Самообразование Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр...

Рекомендация для родителей. Значение развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Рекомендация для родителей на тему: значение развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста....

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста»

Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Работая с детьми младшего возраста, я с...

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста с использованием нестандартного оборудования»

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста с использованием нестандартного оборудования»Цель: Обеспечить понимание родителям...