Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Факторы, влияющие на здоровье ребенка»
консультация (старшая группа)

Галеева Надежда Петровна

Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста

«Факторы, влияющие на здоровье ребенка»

«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно".

Академик Н.М. Амосов

Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и его воспитанием:

- правильное питание;

- достаточные физические нагрузки;

- максимальная продолжительность гуляния.

Питание и здоровье ребенка

Здоровье ребенка и правильное питание неразрывно связаны между собой. Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед – максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) – суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое – фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин - блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании, включает систематическое использование естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), а также широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта.

Физкультура должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей. Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам.

Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка

Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место.

Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находится в приемлемых рамках, в помещении же существует множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. В сухом воздухе, слизь в носу высыхает, что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.

Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который родители в состоянии влиять. Отказавшись от насильственного кормления, проводя с ребенком активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь. Здоровье ребенка бесценно. А выполнять три вышеперечисленных правила не так уж и сложно.

 

«Организация досуга ребенка на основе народного творчества»

Богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей является народное творчество, которое включает в себя и фольклор (песни, танцы, игры), и декоративно–прикладное искусство (роспись, плетение, вышивка, резьба по дереву и т.д.). Содержание народного творчества отражает жизнь народа, его духовный мир.

В устном народном творчестве отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Рассматривая предметы декоративно-прикладного искусства, мы видим реальность, окрашенную фантазией народных мастеров, испытываем эстетическое наслаждение от сказочно прекрасных росписей на посуде, узоров в кружеве и вышивке, причудливых игрушек.

Русские народные игры заключают в себе огромный потенциал для физического развития детей.

Рассмотрим, как можно организовать досуг детей дома на основе народного творчества.

В развитии у ребёнка художественного вкуса, мелкой моторики пальцев помогут лучшие образцы декоративно-прикладного искусства (Хохлома, Гжель, Дымково, Городец…)

На примере филимоновской игрушки можно выделить следующие виды детской деятельности:

  1. Рассматривание филимоновских игрушек.
  2. Чтение стихов, рассказов о мастерах Филимоново.
  3. Игры со свистульками.
  4. Лепка игрушек (собачка, курочка, петушок…), аппликация.
  5. Рисование элементов филимоновской росписи с  соблюдением основных цветов.
  6. Роспись объёмных игрушек и плоскостных силуэтов.

Аналогично проводится знакомство с другими видами росписи. Для закрепления представлений детей рекомендуем проводить игры: «Опиши игрушку», «Третий лишний», «Найди сходство и отличие».

Важно познакомить детей со старинными ремёслами: плетением, вышиванием, резьба по дереву. Взрослый должен соблюдать принцип «от простого к сложному» и технику безопасности (работа с иглой, молотком, ножницами).

Для развития коммуникативно-речевых навыков важно использовать малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, загадки.

Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности (скороговорки, чистоговорки), у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшается дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

Пословицы, поговорки важно использовать в конкретной ситуации, необходимо показать детям иносказательность, предложить подобрать под пословицу ситуацию.

При знакомстве с загадками, предварительно следует рассмотреть предмет, явление (солнце, небо…). Выделить их признаки (какой?), действия (что делает?), сходство с другими предметами (на что похож?).

У детей 4 - 6 лет появляется потребность в знаниях о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его собственном опыте. Русские народные сказки и есть тот источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности. Читать детям следует регулярно. Желательно побуждать ребёнка пересказывать сказки, придумывать новый конец, рисовать, лепить понравившихся героев. Поиграть в «Угадай сказку». Взрослый показывает картинку (для младших детей), зачитывает фразу из сказки (для старших), ребёнок отгадывает.

Для развития двигательной активности детей следует широко использовать народные игры. При их выборе важно учитывать возраст ребёнка, место проведения и количество участников.

Для развития чувства ритма, певческих навыков советуем сделать традицией еженедельное прослушивание русских народных песен, учить отбивать ритм на шумовых народных инструментах (рубель, трещотка и др.).

Таким образом, при организации досуга детей дома на основе народного творчества применяются разные виды детской деятельности:

  • Декоративно-прикладное творчество (лепка, аппликация, роспись, вышивка, плетение, резьба по дереву).
  • Устное народное творчество (чтение, пересказ сказок; заучивание потешек; составление загадок; проведение русских народных игр).
  • Музыкальное творчество (пение народных песен, игра на музыкальных инструментах).

Важно при этом не заставлять ребёнка, а заинтересовывать его.

 

«Зимние прогулки»

В зимнее время года родители мало времени уделяют прогулкам с детьми. Объясняют это тем, что зимой холодно и скучно.

Но если внимательно осмотреться кругом, сколько можно обнаружить всего интересного в зимней природе!

Ясный солнечный день. Обратите внимание на красоту зимнего пейзажа. Ослепительно ярко светит солнце, вокруг всё белым- бело, снег искрится, переливается, а по синему  небу, плывут белые облака.  Мороз и солнце – день чудесный!  Воздух морозный и чистый.

Очень красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их кружевами.  Любуясь деревьями, попросите ребёнка высказать своё впечатление.  Он обязательно скажет, что « красиво, как в снежном царстве ».

Если идёт снег, полюбуйтесь спокойно падающими и медленно кружащимися снежинками. Рассмотрите их на рукавичке. Какие они, на что похожи? Придумайте как можно больше слов вместе с детьми. Обратите внимание, что все они разные, но у них есть одно общее свойство: у всех снежинок по шесть лучиков. Если вам повезло с погодой, позвольте ребёнку подержать в руке немного снега и пусть он сам убедится, что  снег от тёплой ладошки тает и превращается в воду.

  В сильный мороз снег хрустит под ногами. Пусть ребёнок походит и прислушается к звукам снега. А вы объясните: «Это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими».

Снег, холод. Но для земли и растений снег - самое настоящее тёплое одеяло. Чем больше оно, тем теплее растениям, снег защищает их от сильных морозов. Посмотрите, как спят они под пушистым одеялом. Осторожно разгребите лопаткой снег, там, где осенью была трава, и вы увидите среди сухой травы, мелкую зелёную травку.

  Можно провести несложный эксперимент. Возьмите на прогулку две бутылки с тёплой водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. В конце прогулки потрогайте их, вода в бутылке закопанной в снег охладилась меньше, значит, снег сохраняет тепло, и поэтому растения не погибают от мороза.

В парке найдите разные виды деревьев - берёзу, ель, рябину. Рассмотрите их, чем похожи, а чем отличаются. Обратите внимание на сосны и ели. Спросите ребёнка, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья свои листья.  Объясните, что маленьким иголочкам нужно меньше  влаги и света, поэтому они и не сбрасывают иголки. Так сосны, ели и будут зимовать в зелёном наряде.

А как красивы рябины зимой. На заснеженных ветках горят красные гроздья ягод.

Полакомиться ягодами прилетают птицы. Понаблюдайте за этими птицами и увидите много интересного. Обратите внимание на окраску оперения птиц. Снегирь -  самый заметный щёголь, у него ярко- красная грудка. У синички -  жёлтая, с чёрным галстуком, голову её украшает чёрная шапочка. Выделяются  на белом снегу чёрно – серые вороны, серые воробьи, чёрные галки. Внимательно понаблюдайте за их повадками. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам деревьев в поисках насекомых, которых даже зимой ухитряются достать своим острым клювом из под коры. Если синичка найдёт крупное зёрнышко, то она долбит его, зажав в лапках, а вот  снегирь легко разбивает крупное семя своим могучим клювом. Воробьи – очень шумные, весёлые, дерутся из - за корма, а иногда они молча сидят на ветках деревьев нахохлившись. Это им холодно, они так греются. Ребёнку очень понравиться возможность понаблюдать за птицами. Он сразу заметит, что одни птицы храбрые, другие пугливые; одни мирные, а другие драчуны.

Объясните детям, что птицам, которые остались зимовать не сладко, ведь добраться до корма непросто - он часто бывает скрыт под снегом. Птиц нужно подкармливать. Сделайте вместе с ребёнком кормушку для птиц и покормите их. Лучшее лакомство – это подсолнечные семечки, но можно насыпать крупу (пшено, просо), крошки хлеба. Синичек побаловать кусочками не солёного сала, только его нужно подвесить на ниточке к веткам деревьев. Подкармливая птиц,  вы не только сможете с ребёнком наблюдать за ними, но и сделаете доброе и нужное дело, зимой сытая птица никогда не замёрзнет от холода.

Если вы находитесь в зимнем лесу, то ребёнку покажется, что жизнь здесь замерла. Куда подевались все насекомые, которых летом было великое множество?  Спросите у него, пусть он сам попробует ответить на этот вопрос. Затем постарайтесь найти  старый, трухлявый пень и отверните кусочек его коры. Там можно встретить множество насекомых: жучков, мошек, гусениц, червячков. Они не двигаются, и как бы оцепенели от холода. Возьмите одно насекомое, посадите на варежку  малыша и отогрейте тёплым дыханием, оно сразу оживёт и зашевелится. Скажите: вот так и весной пригреет солнышко и все жучки, мухи и червячки выползут из своих зимних укрытий.

Чтобы наблюдения ребёнку не наскучили и он не замёрз, проводите их не долго и чередуйте с игрой.  Например, вы рассматриваете следы на снегу, предложите малышу сделать свои, протоптать дорожку, также с помощью следов можно вытоптать несложный рисунок – ёлочку, солнышко, домик. Поиграйте в следопыта: мама идёт по снегу, делая мелкие шажки, а задача малыша – идти за ней след в след, точно попадая в мамин шаг.

Наблюдая за снегом, слепите снеговика вместе с ребёнком. Поиграйте в игру «Меткий стрелок»: скатайте комья снега, выставите в ряд прямо на снегу или на скамейке и вместе с ребёнком снежками сбивайте их, а потом посмотрите у кого из вас больше попаданий.

Наблюдая за птицами, поиграйте в игру «Птицы». Дети с удовольствием будут имитировать голоса и движения птиц.

Детям очень понравится игра « Клад». Скажите малышу, что сегодня на прогулке вы будете искать клад. Давайте ему команды: « Пройди прямо, повернись на лево и пройди ещё несколько шагов, повернись на право, наклонись», чтобы направить его к тому месту, где вы предусмотрительно спрятали для него сюрприз (какой, придумайте сами). Для детей постарше можно дать заранее нарисованную на бумаге карту поиска, а  место сокровищ обозначить крестиком.

Интересных и познавательных вам прогулок!

 

«Развитие творческих способностей у детей»

Одна из главных задач, которые ставит перед педагогами и родителями программа дошкольного образования и сама жизнь - это развивать у детей эстетическое восприятие, эмоции, изобразительные способности, художественный вкус, воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.

Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни; творцом своей собственной личности.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. 
Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка художественные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет художником. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, наличие художественных материалов и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.

Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы. Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т.е. ни семья, ни детский сад не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть черты тревожности, невротизма. Это накладывает на людей, занимающихся обучением и воспитанием творчески одаренных детей, большую ответственность.

Родители должны изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к детям, создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ребенку понять самого себя.

Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, воспитатели и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем.

Для того, чтобы ребенок смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ребенка не следует оценивать с позиции общепринятых нормативных стандартов. Особо следует отмечать индивидуальные достижения ребенка, при этом оценка должна быть перенесена с самого ребенка на то дело, открытие, которое им сделано.

В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.

 

«Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленького человека на жизненном пути. Беспечность и равнодушие взрослых приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями безопасности жизнедеятельности, в том числе и безопасности дорожного движения.

Проблема детского дорожно – транспортного травматизма с каждым годом становиться всё более значимой и актуальной. Несмотря на все усилия педагогов и родителей, число ДТП с участием детей дошкольного возраста, к глубокому сожалению, растёт.

Во время автомобильных аварий на нашей планете через каждые 2,5 минуты погибает 1 человек. Педагоги нашего детского сада прикладывают все силы, чтобы профилактическая работа с детьми и родителями была результативнее и действеннее.
Проблема в том, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
А любопытство, желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность – часто ставят их один на один перед реальными опасностями, и на улицах города тоже. Поэтому, просто необходимо учить детей правилам ДД, через активное участие самих детей во всех видах деятельности. Это задача педагогов.
Но огромную роль в воспитании и образовании детей играют родители, а особенно, их личный пример!

Только совместными усилиями можно добиться хороших результатов.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

 

1.Никогда в присутствии ребёнка не нарушайте ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
2.Напоминайте основные правила дорожного движения своим детям каждый день.
3.Учите ребёнка ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед идущим транспортом.
4.Учите дошкольника переходить проезжую часть только по пешеходному переходу и только шагом.
5.Не позволяйте ребёнку играть на дороге или вблизи проезжей части.
6.Не оставляйте ребёнка одного на дороге, остановке, около транспортных средств.
7.Учите ребёнка правильному выходу из автомобиля: за взрослым, на тротуар.
8.Пристёгивая ребёнка ремнём безопасности, объясняйте для чего это нужно.
9.Пешеходом быть – наука!
10.Улица требует к себе уважения и внимания.
11.Катание детей на велосипеде, самокате, коньках, санках – только под наблюдением 
взрослых.
12.Если вы видите ситуацию, в которой другие люди нарушают правила дорожного движения – остановите их!
13.Учите детей наблюдательности за транспортом на улице!
14.На остановке крепко держите ребёнка за руку, чтобы он не выбежал на проезжую часть.
15. Из автомобиля или машины выходите первыми.
16.Объясняйте детям, что пешеходам разрешается ходить только по тротуару.
17.Родители должны знать порядок и правила перевозки детей в машинах, автомобилях, на санках, велосипедах, в колясках в разное время года и при различной погоде.
18.Родители должны хорошо знать место расположения детского сада и чётко ориентироваться в обстановке.
19.Подход к детскому дошкольному учреждению выбирать с безопасной стороны.
20.Дома и по дороге( куда бы не шли ) должны проводить беседы с детьми по правилам ДД.
21.Читать детям литературу, загадывать загадки, прорисовывать ситуации с транспортом, рассматривать картинки и иллюстрации.

 

«Детский летний отдых»

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.

О путешествиях с детьми

Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.

Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.

Солнце хорошо, но в меру

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно  увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге.  Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться  во время приёма световоздушных ванн.

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

Купание – прекрасное закаливающее средство

Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  1. Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды
  2. В воде дети должны находиться в движении
  3. При появлении озноба немедленно выйти из воды

Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации с родителями детей старшего дошкольного возраста

«Факторы, влияющие на здоровье ребенка»

«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно".

Академик Н.М. Амосов

Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и его воспитанием:

- правильное питание;

- достаточные физические нагрузки;

- максимальная продолжительность гуляния.

Питание и здоровье ребенка

Здоровье ребенка и правильное питание неразрывно связаны между собой. Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед – максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) – суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое – фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин - блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании, включает систематическое использование естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), а также широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта.

Физкультура должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей. Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам.

Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка

Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место.

Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находится в приемлемых рамках, в помещении же существует множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. В сухом воздухе, слизь в носу высыхает, что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.

Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который родители в состоянии влиять. Отказавшись от насильственного кормления, проводя с ребенком активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь. Здоровье ребенка бесценно. А выполнять три вышеперечисленных правила не так уж и сложно.

«Организация досуга ребенка на основе народного творчества»

Богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей является народное творчество, которое включает в себя и фольклор (песни, танцы, игры), и декоративно–прикладное искусство (роспись, плетение, вышивка, резьба по дереву и т.д.). Содержание народного творчества отражает жизнь народа, его духовный мир.

В устном народном творчестве отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Рассматривая предметы декоративно-прикладного искусства, мы видим реальность, окрашенную фантазией народных мастеров, испытываем эстетическое наслаждение от сказочно прекрасных росписей на посуде, узоров в кружеве и вышивке, причудливых игрушек.

Русские народные игры заключают в себе огромный потенциал для физического развития детей.

Рассмотрим, как можно организовать досуг детей дома на основе народного творчества.

В развитии у ребёнка художественного вкуса, мелкой моторики пальцев помогут лучшие образцы декоративно-прикладного искусства (Хохлома, Гжель, Дымково, Городец…)

На примере филимоновской игрушки можно выделить следующие виды детской деятельности:

  1. Рассматривание филимоновских игрушек.
  2. Чтение стихов, рассказов о мастерах Филимоново.
  3. Игры со свистульками.
  4. Лепка игрушек (собачка, курочка, петушок…), аппликация.
  5. Рисование элементов филимоновской росписи с  соблюдением основных цветов.
  6. Роспись объёмных игрушек и плоскостных силуэтов.

Аналогично проводится знакомство с другими видами росписи. Для закрепления представлений детей рекомендуем проводить игры: «Опиши игрушку», «Третий лишний», «Найди сходство и отличие».

Важно познакомить детей со старинными ремёслами: плетением, вышиванием, резьба по дереву. Взрослый должен соблюдать принцип «от простого к сложному» и технику безопасности (работа с иглой, молотком, ножницами).

Для развития коммуникативно-речевых навыков важно использовать малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, загадки.

Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности (скороговорки, чистоговорки), у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшается дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

Пословицы, поговорки важно использовать в конкретной ситуации, необходимо показать детям иносказательность, предложить подобрать под пословицу ситуацию.

При знакомстве с загадками, предварительно следует рассмотреть предмет, явление (солнце, небо…). Выделить их признаки (какой?), действия (что делает?), сходство с другими предметами (на что похож?).

У детей 4 - 6 лет появляется потребность в знаниях о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его собственном опыте. Русские народные сказки и есть тот источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности. Читать детям следует регулярно. Желательно побуждать ребёнка пересказывать сказки, придумывать новый конец, рисовать, лепить понравившихся героев. Поиграть в «Угадай сказку». Взрослый показывает картинку (для младших детей), зачитывает фразу из сказки (для старших), ребёнок отгадывает.

Для развития двигательной активности детей следует широко использовать народные игры. При их выборе важно учитывать возраст ребёнка, место проведения и количество участников.

Для развития чувства ритма, певческих навыков советуем сделать традицией еженедельное прослушивание русских народных песен, учить отбивать ритм на шумовых народных инструментах (рубель, трещотка и др.).

Таким образом, при организации досуга детей дома на основе народного творчества применяются разные виды детской деятельности:

  • Декоративно-прикладное творчество (лепка, аппликация, роспись, вышивка, плетение, резьба по дереву).
  • Устное народное творчество (чтение, пересказ сказок; заучивание потешек; составление загадок; проведение русских народных игр).
  • Музыкальное творчество (пение народных песен, игра на музыкальных инструментах).

Важно при этом не заставлять ребёнка, а заинтересовывать его.

«Зимние прогулки»

В зимнее время года родители мало времени уделяют прогулкам с детьми. Объясняют это тем, что зимой холодно и скучно.

Но если внимательно осмотреться кругом, сколько можно обнаружить всего интересного в зимней природе!

Ясный солнечный день. Обратите внимание на красоту зимнего пейзажа. Ослепительно ярко светит солнце, вокруг всё белым- бело, снег искрится, переливается, а по синему  небу, плывут белые облака.  Мороз и солнце – день чудесный!  Воздух морозный и чистый.

Очень красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их кружевами.  Любуясь деревьями, попросите ребёнка высказать своё впечатление.  Он обязательно скажет, что « красиво, как в снежном царстве ».

Если идёт снег, полюбуйтесь спокойно падающими и медленно кружащимися снежинками. Рассмотрите их на рукавичке. Какие они, на что похожи? Придумайте как можно больше слов вместе с детьми. Обратите внимание, что все они разные, но у них есть одно общее свойство: у всех снежинок по шесть лучиков. Если вам повезло с погодой, позвольте ребёнку подержать в руке немного снега и пусть он сам убедится, что  снег от тёплой ладошки тает и превращается в воду.

  В сильный мороз снег хрустит под ногами. Пусть ребёнок походит и прислушается к звукам снега. А вы объясните: «Это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими».

Снег, холод. Но для земли и растений снег - самое настоящее тёплое одеяло. Чем больше оно, тем теплее растениям, снег защищает их от сильных морозов. Посмотрите, как спят они под пушистым одеялом. Осторожно разгребите лопаткой снег, там, где осенью была трава, и вы увидите среди сухой травы, мелкую зелёную травку.

  Можно провести несложный эксперимент. Возьмите на прогулку две бутылки с тёплой водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. В конце прогулки потрогайте их, вода в бутылке закопанной в снег охладилась меньше, значит, снег сохраняет тепло, и поэтому растения не погибают от мороза.

В парке найдите разные виды деревьев - берёзу, ель, рябину. Рассмотрите их, чем похожи, а чем отличаются. Обратите внимание на сосны и ели. Спросите ребёнка, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья свои листья.  Объясните, что маленьким иголочкам нужно меньше  влаги и света, поэтому они и не сбрасывают иголки. Так сосны, ели и будут зимовать в зелёном наряде.

А как красивы рябины зимой. На заснеженных ветках горят красные гроздья ягод.

Полакомиться ягодами прилетают птицы. Понаблюдайте за этими птицами и увидите много интересного. Обратите внимание на окраску оперения птиц. Снегирь -  самый заметный щёголь, у него ярко- красная грудка. У синички -  жёлтая, с чёрным галстуком, голову её украшает чёрная шапочка. Выделяются  на белом снегу чёрно – серые вороны, серые воробьи, чёрные галки. Внимательно понаблюдайте за их повадками. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам деревьев в поисках насекомых, которых даже зимой ухитряются достать своим острым клювом из под коры. Если синичка найдёт крупное зёрнышко, то она долбит его, зажав в лапках, а вот  снегирь легко разбивает крупное семя своим могучим клювом. Воробьи – очень шумные, весёлые, дерутся из - за корма, а иногда они молча сидят на ветках деревьев нахохлившись. Это им холодно, они так греются. Ребёнку очень понравиться возможность понаблюдать за птицами. Он сразу заметит, что одни птицы храбрые, другие пугливые; одни мирные, а другие драчуны.

Объясните детям, что птицам, которые остались зимовать не сладко, ведь добраться до корма непросто - он часто бывает скрыт под снегом. Птиц нужно подкармливать. Сделайте вместе с ребёнком кормушку для птиц и покормите их. Лучшее лакомство – это подсолнечные семечки, но можно насыпать крупу (пшено, просо), крошки хлеба. Синичек побаловать кусочками не солёного сала, только его нужно подвесить на ниточке к веткам деревьев. Подкармливая птиц,  вы не только сможете с ребёнком наблюдать за ними, но и сделаете доброе и нужное дело, зимой сытая птица никогда не замёрзнет от холода.

Если вы находитесь в зимнем лесу, то ребёнку покажется, что жизнь здесь замерла. Куда подевались все насекомые, которых летом было великое множество?  Спросите у него, пусть он сам попробует ответить на этот вопрос. Затем постарайтесь найти  старый, трухлявый пень и отверните кусочек его коры. Там можно встретить множество насекомых: жучков, мошек, гусениц, червячков. Они не двигаются, и как бы оцепенели от холода. Возьмите одно насекомое, посадите на варежку  малыша и отогрейте тёплым дыханием, оно сразу оживёт и зашевелится. Скажите: вот так и весной пригреет солнышко и все жучки, мухи и червячки выползут из своих зимних укрытий.

Чтобы наблюдения ребёнку не наскучили и он не замёрз, проводите их не долго и чередуйте с игрой.  Например, вы рассматриваете следы на снегу, предложите малышу сделать свои, протоптать дорожку, также с помощью следов можно вытоптать несложный рисунок – ёлочку, солнышко, домик. Поиграйте в следопыта: мама идёт по снегу, делая мелкие шажки, а задача малыша – идти за ней след в след, точно попадая в мамин шаг.

Наблюдая за снегом, слепите снеговика вместе с ребёнком. Поиграйте в игру «Меткий стрелок»: скатайте комья снега, выставите в ряд прямо на снегу или на скамейке и вместе с ребёнком снежками сбивайте их, а потом посмотрите у кого из вас больше попаданий.

Наблюдая за птицами, поиграйте в игру «Птицы». Дети с удовольствием будут имитировать голоса и движения птиц.

Детям очень понравится игра « Клад». Скажите малышу, что сегодня на прогулке вы будете искать клад. Давайте ему команды: « Пройди прямо, повернись на лево и пройди ещё несколько шагов, повернись на право, наклонись», чтобы направить его к тому месту, где вы предусмотрительно спрятали для него сюрприз (какой, придумайте сами). Для детей постарше можно дать заранее нарисованную на бумаге карту поиска, а  место сокровищ обозначить крестиком.

Интересных и познавательных вам прогулок!

«Развитие творческих способностей у детей»

Одна из главных задач, которые ставит перед педагогами и родителями программа дошкольного образования и сама жизнь - это развивать у детей эстетическое восприятие, эмоции, изобразительные способности, художественный вкус, воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.

Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни; творцом своей собственной личности.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. 
Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка художественные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет художником. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, наличие художественных материалов и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.

Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы. Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т.е. ни семья, ни детский сад не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть черты тревожности, невротизма. Это накладывает на людей, занимающихся обучением и воспитанием творчески одаренных детей, большую ответственность.

Родители должны изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к детям, создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ребенку понять самого себя.

Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, воспитатели и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем.

Для того, чтобы ребенок смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ребенка не следует оценивать с позиции общепринятых нормативных стандартов. Особо следует отмечать индивидуальные достижения ребенка, при этом оценка должна быть перенесена с самого ребенка на то дело, открытие, которое им сделано.

В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.

«Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленького человека на жизненном пути. Беспечность и равнодушие взрослых приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями безопасности жизнедеятельности, в том числе и безопасности дорожного движения.

Проблема детского дорожно – транспортного травматизма с каждым годом становиться всё более значимой и актуальной. Несмотря на все усилия педагогов и родителей, число ДТП с участием детей дошкольного возраста, к глубокому сожалению, растёт.

Во время автомобильных аварий на нашей планете через каждые 2,5 минуты погибает 1 человек. Педагоги нашего детского сада прикладывают все силы, чтобы профилактическая работа с детьми и родителями была результативнее и действеннее.
Проблема в том, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
А любопытство, желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность – часто ставят их один на один перед реальными опасностями, и на улицах города тоже. Поэтому, просто необходимо учить детей правилам ДД, через активное участие самих детей во всех видах деятельности. Это задача педагогов.
Но огромную роль в воспитании и образовании детей играют родители, а особенно, их личный пример!

Только совместными усилиями можно добиться хороших результатов.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1.Никогда в присутствии ребёнка не нарушайте ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
2.Напоминайте основные правила дорожного движения своим детям каждый день.
3.Учите ребёнка ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед идущим транспортом.
4.Учите дошкольника переходить проезжую часть только по пешеходному переходу и только шагом.
5.Не позволяйте ребёнку играть на дороге или вблизи проезжей части.
6.Не оставляйте ребёнка одного на дороге, остановке, около транспортных средств.
7.Учите ребёнка правильному выходу из автомобиля: за взрослым, на тротуар.
8.Пристёгивая ребёнка ремнём безопасности, объясняйте для чего это нужно.
9.Пешеходом быть – наука!
10.Улица требует к себе уважения и внимания.
11.Катание детей на велосипеде, самокате, коньках, санках – только под наблюдением 
взрослых.
12.Если вы видите ситуацию, в которой другие люди нарушают правила дорожного движения – остановите их!
13.Учите детей наблюдательности за транспортом на улице!
14.На остановке крепко держите ребёнка за руку, чтобы он не выбежал на проезжую часть.
15. Из автомобиля или машины выходите первыми.
16.Объясняйте детям, что пешеходам разрешается ходить только по тротуару.
17.Родители должны знать порядок и правила перевозки детей в машинах, автомобилях, на санках, велосипедах, в колясках в разное время года и при различной погоде.
18.Родители должны хорошо знать место расположения детского сада и чётко ориентироваться в обстановке.
19.Подход к детскому дошкольному учреждению выбирать с безопасной стороны.
20.Дома и по дороге( куда бы не шли ) должны проводить беседы с детьми по правилам ДД.
21.Читать детям литературу, загадывать загадки, прорисовывать ситуации с транспортом, рассматривать картинки и иллюстрации.

«Детский летний отдых»

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.

О путешествиях с детьми

Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.

Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.

Солнце хорошо, но в меру

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно  увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге.  Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться  во время приёма световоздушных ванн.

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

Купание – прекрасное закаливающее средство

Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  1. Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды
  2. В воде дети должны находиться в движении
  3. При появлении озноба немедленно выйти из воды
  4. Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию"Если ребенок обманывает..."

Что делать, если ребенок все время обманывает? Что сказать ему, когда выясняется, что он в очередной раз все выдумал?  И как понять, верит ли он сам в то, что говорит, различает ли правду и ложь,...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Здоровье ребенка в наших руках»

Консультация для  родителей детей старшего дошкольного возраста«Здоровье ребенка в наших руках»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста Если ребенок обманывает...

Консультация для родителей       детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Самостоятельность ребенка»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Самостоятельность ребенка»Нередко, из-за различных причин (отсутствие времени, неуверенность в силах ребенка, мы делаем...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Здоровье ребенка в наших руках»

laquo;Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»,- гласит Закон РФ «Об образовании» ...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Здоровье ребенка в наших руках»

Консультациядля родителей детей старшего дошкольного возраста«Здоровье ребенка в наших руках»...