Роль родителей в проектной деятельности доу
консультация (подготовительная группа)
Как работать над созданием проектов, привлекая в них родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа над проектами | 64 КБ |
konferentsiya_rol_roditeley_v_proektnoy_deyatelnosti_dou.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области
Роль родителей в проектной деятельности ДОУ
Воспитатель:
Оберемко Е.А
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
(В.А. Сухомлинский)
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка.
Цель работы ДОУ с семьей – создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются всё новые формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Широкое распространение сейчас получают интерактивные формы работы с родителями. Для вовлечения родителей в образовательную деятельность нашей группы мы используем метод проектов.
Метод проектов возник достаточно недавно. Его называли также методом проблем, и он привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века.
Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) - это пакет документов, обеспечивающих реализацию определенных планов, достижение поставленной цели.
Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом. На современном этапе проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Таким образом, метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это один из интерактивных методов современного обучения.
На сегодняшний день существующие методические разработки по организации проектной деятельности ориентированы, прежде всего, на педагогов, а родителям отводится роль наблюдателей, хотя они, по нашему мнению, должны быть полноправными участниками образовательного процесса. Широко используемые формы работы с родителями (собрания, конференции, консультации, посещение воспитанника на дому, беседы, чтения, вечера, тематические консультации и др.) часто не обеспечивают главного – совместной деятельности родителей, детей и педагогов.
Активное включение воспитанников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в проблемах реальной жизни.
. На сегодняшний день проект получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях. Метод проектов способствует развитию самостоятельности мышления, а также помогает ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.
Формы участия родителей в проектной деятельности:
I. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
II. Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
III. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д.
IV. Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.
Темы проектов могут быть самими различными,
однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение.
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой «Что мы узнали?».
Можно задать детям следующие вопросы:
- Кто узнал что-то новое для себя?
- Узнали ля вы что-нибудь, чего не знали раньше?
- Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
- Какое из занятий в проекте понравилось вам больше всего?
По результатам реализации проекта педагог может принять решения об улучшении и расширении таких проектов в будущем.
Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческие, исследовательские и информационные - каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Исследовательские проекты носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка в сферу его интересов.
исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы.
Предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.∙
Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Создаётся особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу и привлечь родителей для создания проекта.∙
Оформление проекта. Родители помогают ребёнку, но организатором является ребёнок.∙
Защита проекта. Совместно с родителями или один ребёнок рассказывает, как проводилась работа.∙
- Организуется выставка, по окончании выставки проекты находятся свободном доступе.
Проекты не только обогащают дошкольников знаниями, но и стимулируют их познавательную активность.
В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Он осуществляется коллективно или совместно с родителями. Отличается этот проект от предыдущего своей долгосрочностью.
В творческой проектной деятельности можно выделить следующие этапы.
- Обсуждение тем проектов вместе с детьми и родителями.
- Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности, их отношении к нему.
- Дети высказывают свои идеи реализации проекта. Педагог по ходу высказываний отмечает наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем, если дети их не воспроизведут, напомнить их.
- Предложить детям зарисовать свои идеи и подумать, что необходимо для реализации этих идей.
- Дети рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы педагога и сверстников. В заключение этого этапа проводится выбор лучшей идеи.
- Информация для родителей. Вывешивается рисунок проекта и
название.
- Педагог организует рабочие группы для выполнения проекта, а родители решают технические вопросы.
- Педагог с детьми решают, как лучше представить полученный
продукт.
Осуществляется презентация продукта творческого проекта. Такая проектная деятельность направлена на то, чтобы показать
ребёнку значимость его усилий для окружающих.
информационно - практико - ориентированной проектной деятельности.
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные интересы (оформление группы, отдельных уголков и прочее).
Выявление первоначальных знаний детей.∙Этапы информационной проектной деятельности:
Информация для родителей о предстоящей деятельности. Помощь родителей в подборе художественной и научной литературы.∙
Подбор дидактических, сюжетно – ролевых игр. Подбор опытов для проведения экспериментальной деятельности.∙
Оформление и защита проекта (совместно с родителями или самостоятельно). Осуществляется презентация продукта проекта.∙
Одним из факторов успешного планирования проектов и представления их детям является профессиональный опыт воспитателя. Некоторые темы имеют особую важность для большинства детей в возрасте от З до 7 лет. Список таких тем включает в себя семью, домашних животных, младенцев, времена года, автомашины, справедливость, любимые блюда, музыку, поход в магазин за покупками. Одним словом, те вещи, с которыми дети непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.
Своим родителям мы предложили сделать проекты на тему: «Удивительное рядом». Многие родители откликнулись на наше предложение в участии этого проекта, сделав прекрасные проекты:
«Весна в городе Семилуки»
«Памятники Семилук»
«Природа нашего края»
«Пауки»
«Птицы в нашем городе» и другие.
Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка. А дети горды за своих родителей, которые принимают активное участие в их жизни
. Список литературы:
1.Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.
2.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.
3 .Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010
4.Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
5. .Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. - №4. – 2004
6. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. -
СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
7. https://multiurok.ru/files/statia-neotsenimaia-rol-roditelei-v-proektnoi-deia.html
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области
Роль родителей в проектной деятельности ДОУ
Воспитатель:
Оберемко Е.А
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
(В.А. Сухомлинский)
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка.
Цель работы ДОУ с семьей – создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются всё новые формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Широкое распространение сейчас получают интерактивные формы работы с родителями. Для вовлечения родителей в образовательную деятельность нашей группы мы используем метод проектов.
Метод проектов возник достаточно недавно. Его называли также методом проблем, и он привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века.
Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) - это пакет документов, обеспечивающих реализацию определенных планов, достижение поставленной цели.
Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом. На современном этапе проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Таким образом, метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это один из интерактивных методов современного обучения.
На сегодняшний день существующие методические разработки по организации проектной деятельности ориентированы, прежде всего, на педагогов, а родителям отводится роль наблюдателей, хотя они, по нашему мнению, должны быть полноправными участниками образовательного процесса. Широко используемые формы работы с родителями (собрания, конференции, консультации, посещение воспитанника на дому, беседы, чтения, вечера, тематические консультации и др.) часто не обеспечивают главного – совместной деятельности родителей, детей и педагогов.
Активное включение воспитанников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в проблемах реальной жизни.
. На сегодняшний день проект получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях. Метод проектов способствует развитию самостоятельности мышления, а также помогает ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.
Формы участия родителей в проектной деятельности:
I. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
II. Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
III. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д.
IV. Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.
Темы проектов могут быть самими различными,
однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение.
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой «Что мы узнали?».
Можно задать детям следующие вопросы:
- Кто узнал что-то новое для себя?
- Узнали ля вы что-нибудь, чего не знали раньше?
- Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
- Какое из занятий в проекте понравилось вам больше всего?
По результатам реализации проекта педагог может принять решения об улучшении и расширении таких проектов в будущем.
Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческие, исследовательские и информационные - каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Исследовательские проекты носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка в сферу его интересов.
исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы.
Предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.∙
Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Создаётся особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу и привлечь родителей для создания проекта.∙
Оформление проекта. Родители помогают ребёнку, но организатором является ребёнок.∙
Защита проекта. Совместно с родителями или один ребёнок рассказывает, как проводилась работа.∙
- Организуется выставка, по окончании выставки проекты находятся свободном доступе.
Проекты не только обогащают дошкольников знаниями, но и стимулируют их познавательную активность.
В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Он осуществляется коллективно или совместно с родителями. Отличается этот проект от предыдущего своей долгосрочностью.
В творческой проектной деятельности можно выделить следующие этапы.
- Обсуждение тем проектов вместе с детьми и родителями.
- Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности, их отношении к нему.
- Дети высказывают свои идеи реализации проекта. Педагог по ходу высказываний отмечает наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем, если дети их не воспроизведут, напомнить их.
- Предложить детям зарисовать свои идеи и подумать, что необходимо для реализации этих идей.
- Дети рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы педагога и сверстников. В заключение этого этапа проводится выбор лучшей идеи.
- Информация для родителей. Вывешивается рисунок проекта и
название.
- Педагог организует рабочие группы для выполнения проекта, а родители решают технические вопросы.
- Педагог с детьми решают, как лучше представить полученный
продукт.
Осуществляется презентация продукта творческого проекта. Такая проектная деятельность направлена на то, чтобы показать
ребёнку значимость его усилий для окружающих.
информационно - практико - ориентированной проектной деятельности.
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные интересы (оформление группы, отдельных уголков и прочее).
Выявление первоначальных знаний детей.∙Этапы информационной проектной деятельности:
Информация для родителей о предстоящей деятельности. Помощь родителей в подборе художественной и научной литературы.∙
Подбор дидактических, сюжетно – ролевых игр. Подбор опытов для проведения экспериментальной деятельности.∙
Оформление и защита проекта (совместно с родителями или самостоятельно). Осуществляется презентация продукта проекта.∙
Одним из факторов успешного планирования проектов и представления их детям является профессиональный опыт воспитателя. Некоторые темы имеют особую важность для большинства детей в возрасте от З до 7 лет. Список таких тем включает в себя семью, домашних животных, младенцев, времена года, автомашины, справедливость, любимые блюда, музыку, поход в магазин за покупками. Одним словом, те вещи, с которыми дети непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.
Своим родителям мы предложили сделать проекты на тему: «Удивительное рядом». Многие родители откликнулись на наше предложение в участии этого проекта, сделав прекрасные проекты:
«Весна в городе Семилуки»
«Памятники Семилук»
«Природа нашего края»
«Пауки»
«Птицы в нашем городе» и другие.
Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка. А дети горды за своих родителей, которые принимают активное участие в их жизни
. Список литературы:
1.Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.
2.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.
3 .Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010
4.Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
5. .Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. - №4. – 2004
6. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. -
СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
7. https://multiurok.ru/files/statia-neotsenimaia-rol-roditelei-v-proektnoi-deia.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в проектной деятельности в ДОУ
Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь»....
Консультация для родителей «Роль родителей в проектной деятельности»
Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей. Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в ра...
Консультация для родителей на тему "Роль родителей в проектной деятельности"
laquo;Роль родителей в проектной деятельности» «Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»китайская пословицаРодители и педагоги ...
Консультация для родителей «Роль родителей в проектной деятельности»
Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в т...
Консультация для родителей "Роль родителей в проектной деятельности"
Данная консультация может быть полезна не только родителям, но и педагогам. В консультации кратко изложена суть проектной деятельности и роль родителей в помощи детям....
Консультация для родителей "Роль родителей в проектной деятельности"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Роль родителей в проектной деятельности»
laquo;Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»китайская пословица...