Консультация для родителей на тему: « Воспитание внимания у детей дошкольного возраста».
консультация
«Наше внимание – наш самый ценный ресурс.
То, на что мы обращаем внимание,
умножается в наших жизнях».
Навел Дуров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
« Воспитание внимания у детей дошкольного возраста».
«Наше внимание – наш самый ценный ресурс.
То, на что мы обращаем внимание,
умножается в наших жизнях».
Навел Дуров.
Каждому из вас приходилось встречать людей и необычайно наблюдательных, и удивительно рассеянных. Наблюдательные замечают все: они видят и слышат даже то, что, казалось бы, их не касается. Они всегда в курсе того, что происходит, знают, что было, и осведомлены о том, что будет. « Рассеянные» же смотрят и как будто не видят, слушают и как будто не слышат. К таким людям не обращаться с вопросом: они никогда ничего не знают. Большинство же людей кое – что замечают, а кое- что пропускают.
В чем же дело? Почему так происходит? Как помочь ребенку не стать «рассеянным с улицы Бассейной»? В основе такого полезного качества, как наблюдательность, лежит внимание. Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Непроизвольное внимание – самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражитель: внезапный звук, яркий предмет, любое движение. И.П. Павлов назвал этот вид внимания «Что такое?». Он носит явно адаптационный характер, помогая сориентироваться в окружающем пространстве.
Произвольное внимание – это, когда человек специально сосредоточивается на чем – либо. Здесь главное – волевой механизм, умение себя организовать, не отвлекаться. Маленьким детям это трудно, поэтому воспитатели и учителя часто повторяют «сигнальные» слова: «Посмотрели все сюда», «Глазки ко мне», «Запомните», «Слушайте внимательно», «Внимание» и т.п. Когда и это не помогает, приходится «опускаться» на уровень непроизвольного внимания, например: похлопать в ладоши, постучать по столу. Удерживать долго трудно даже взрослому с тренированной волей. Каково же ребенку?! Поэтому, произвольное внимание, надо воспитывать и тренировать.
Постпроизвольное внимание, к нему стремится каждый воспитатель. Мотивацией постпроизвольного внимания становится интерес ребенка к содержанию предмета. Постпроизвольное внимание – самое «выгодное» и для детей и для воспитателя: дети не устают, очень хорошо воспринимают и запоминают информацию; воспитателю тоже интересно работать, можно многое успеть, многого достичь. Но, как, же выйти на этот уровень внимания? Не всегда же читать сказки! Тренировку внимания начинаем с развития наблюдательности. Это очень просто! Нужно, почаще обращать внимание ребенка на конкретные вещи: « Красиво сделано, да?», « Вкусно пахнет, правда?», « Посмотрите, какие облака! На что они похожи?» Заметьте, это каждый раз приглашение ребенка к разговору, «включение» его в ситуацию. Сравните с утверждениями: «Красиво сделано», «Хорошо поступил» и т.д. Они просто оценочные. А без подключения к оценке ребенок может и не услышать взрослого. Ребенок иногда имеет от вас отличное мнение. Это тоже « включение» и путь к развитию самостоятельности. Радуйтесь!
Развитие наблюдательности можно превратить в веселую и занимательную игру. Например, предложите ребенку заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы их откроете сначала на 2 минуты, потом на 1минуту, потом на 30 секунд (предметы не должно быть больше семи, и дети, безусловно, должны их знать). Дети с восторгом воспринимают это предложение. Очень важно воспитывать готовность ребенка быть внимательным всегда. Конечно, для детей это также должна быть ситуация игры. Например, закройте ребенку глаза и попросите его описать, как вы (Таня, Егор) одеты. Какого цвета скатерть, занавески и т. п? Неожиданные вопросы полезны потому, что помогают организовать и дисциплинировать внимание ребенка. Дело в том, что его внимание рассеивается, направленность внимания на что – либо все время подвергается «атакам» многих раздражителей. Вопросы взрослого помогают справиться с этими отвлечениями. «Какого цвета был велосипед», «Кто вел ребенка – папа, мама». Не забывайте хвалить ребенка, даже если он ошибается.
Внимания требуют многие подвижные игры, такие как игра с мячом «Одушевленные – неодушевленные предметы» (одни ловим, другие нет). Наверняка, у каждого из вас есть и свои приемы, свои игры.
Внимание обладает важными качествами: ѐмкостью, скоростью переключения и устойчивостью. Ёмкость показывает, как много объектов одновременно могут быть охвачены вниманием; скорость переключения – быстроту переключения внимания с одного объекта на другой; устойчивость – способность удерживать внимание на одном предмете нужное время.
Что влияет на психологическом уровне, на поведение наблюдательных, рассеянных, и обычных детей?
- Во – первых, каждый обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного процесса на другой, степенью активности и утомляемости и т.п. Понятно, что быть наблюдательным (восприимчивым) легче тому, у кого более лабильная, подвижная психика. Поэтому несправедливо и бессмысленно упрекать рассеянного ребенка в ненаблюдательности. Он рожден таким!
- Во – вторых, более наблюдательные, как правило, оказываются и более любознательными, а в основе этого качества лежит «интеллектуальная активность (ИА), которая, как показали исследования отечественных психологов, является тоже врожденной. Каждый родитель знает уровень ИА своего ребенка.
- В – третьих, рассеянность не обязательно означает общую несобранность внимания. Иногда это результат высокой концентрации внимания на какомто одном предмете ( как у «рассеянного профессора») или на своем внутреннем мире, переживании.
- В – четвертых, на развитие внимания влияют, несомненно, психологические факторы: способы воспитания и обучения ребенка, стиль отношений с взрослыми и сверстниками, возможности реализации способностей ребенка и т.д. Например, сильная опека (гиперопека), бесконтрольный ребенок, «способный, но невнимательный» или того хуже – «ленивый».
- В – пятых, на умственную деятельность, в частности на внимание, влияют неполноценное питание, авитаминоз, недостаток микроэлементов, хронические и инфекционные, глисты и т.д. Они могут стать основной причиной рассеянности и временного « поглупения» или постоянного отставания ребенка в своем развитии.
Воспитываем внимание – обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности - даем пищу для мышления, понимания, выработки отношения, собственного мнения. И так – во всем. Если относиться к ребенку не как к надоедливому несмышленышу, а как к младшему партнеру, который очень скоро с нашей помощью достигнет нашего уровня и перерастет нас.
«Запоминать умеет тот,
кто умеет быть внимательным»
Джонон С.
Настойчивости, радости и успехов вам, дорогие родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему - "Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту"
«С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто обращаются к тренерам, педагогам по ф...
Консультация для родителей на тему: «Гигиена детей дошкольного возраста».
Консультация для родителейна тему:«Гигиена детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей на тему: "Закаливание детей дошкольного возраста "
Здесь описаны самые простые, но в то же время значимые способы закаливания с указанием температурного режима....
Консультация для родителей по теме "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению письму"
Консультация для родителей по теме "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению письму"...
Консультация для родителей на тему: «Профориентация детей дошкольного возраста»
Консультация поможет родителям понять, что такое профессиональная ориентация дошкольников и зачем нужно уже с детского сада знакомить детей с большим разнообразием профессий. В этой консультации ро...
Консультация для родителей на тему" Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых"
Консультация для родителей...