Консультация для родителей на тему: « Воспитание внимания у детей дошкольного возраста».
консультация

«Наше внимание – наш самый ценный ресурс.

То, на что мы обращаем внимание,

  умножается в наших жизнях». 

Навел Дуров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

« Воспитание  внимания  у детей дошкольного возраста».

«Наше внимание – наш самый ценный ресурс.

То, на что мы обращаем внимание,

  умножается в наших жизнях».  

Навел Дуров.

       Каждому из вас приходилось встречать людей и необычайно наблюдательных, и удивительно рассеянных.  Наблюдательные замечают все: они видят и слышат даже то, что, казалось бы,  их не касается. Они всегда в курсе того, что происходит, знают, что было, и осведомлены о том, что будет.   « Рассеянные»  же смотрят и как будто не видят, слушают и как будто не слышат. К таким людям не обращаться с вопросом: они никогда ничего не знают. Большинство же людей  кое – что  замечают, а кое- что пропускают.    

В чем же дело?  Почему так происходит? Как помочь ребенку не стать «рассеянным с улицы  Бассейной»?  В основе такого полезного качества, как наблюдательность,  лежит внимание.  Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и  постпроизвольное.

Непроизвольное внимание – самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражитель: внезапный звук, яркий  предмет, любое движение. И.П. Павлов назвал этот вид внимания «Что такое?». Он носит явно адаптационный характер, помогая сориентироваться в окружающем пространстве.  

Произвольное внимание – это, когда человек специально сосредоточивается на чем – либо. Здесь главное – волевой механизм, умение себя организовать, не отвлекаться. Маленьким детям это трудно, поэтому воспитатели и учителя часто повторяют «сигнальные» слова: «Посмотрели все сюда», «Глазки ко мне», «Запомните», «Слушайте внимательно», «Внимание» и т.п. Когда и это не помогает, приходится «опускаться» на уровень непроизвольного внимания,  например:  похлопать в ладоши, постучать по  столу. Удерживать долго трудно даже взрослому с тренированной волей. Каково же ребенку?! Поэтому, произвольное внимание, надо воспитывать и тренировать.

Постпроизвольное  внимание, к нему стремится каждый  воспитатель. Мотивацией  постпроизвольного  внимания становится интерес ребенка к содержанию предмета.  Постпроизвольное внимание – самое   «выгодное»  и для детей и для воспитателя: дети не устают, очень хорошо воспринимают и запоминают информацию; воспитателю тоже интересно работать, можно многое успеть, многого достичь. Но,  как,  же  выйти на этот уровень внимания? Не всегда же читать сказки!  Тренировку внимания начинаем с развития  наблюдательности. Это очень просто!  Нужно,  почаще  обращать внимание ребенка на конкретные вещи: « Красиво  сделано, да?», « Вкусно пахнет, правда?», « Посмотрите,  какие облака! На что они похожи?» Заметьте, это каждый раз приглашение ребенка к разговору, «включение» его в ситуацию. Сравните с утверждениями: «Красиво сделано», «Хорошо поступил» и т.д. Они просто оценочные. А  без подключения к оценке ребенок может и не услышать взрослого. Ребенок иногда имеет от вас отличное мнение. Это тоже « включение» и путь к  развитию самостоятельности.  Радуйтесь!

Развитие наблюдательности можно превратить в веселую и занимательную игру. Например, предложите ребенку заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы  их  откроете сначала на 2 минуты, потом на 1минуту,  потом на 30 секунд  (предметы не должно  быть больше семи, и дети,  безусловно,  должны их знать). Дети с восторгом воспринимают это предложение.  Очень важно воспитывать готовность ребенка быть внимательным всегда.  Конечно, для детей это также должна быть  ситуация игры. Например,  закройте ребенку глаза и попросите его описать,  как вы (Таня, Егор) одеты. Какого цвета скатерть, занавески и т. п?  Неожиданные вопросы  полезны  потому, что  помогают организовать и дисциплинировать внимание ребенка. Дело в том,  что  его внимание  рассеивается, направленность  внимания  на что – либо все  время подвергается «атакам»  многих  раздражителей. Вопросы  взрослого помогают справиться с этими отвлечениями. «Какого цвета был велосипед», «Кто вел ребенка – папа, мама». Не забывайте хвалить ребенка, даже если он ошибается.

Внимания требуют  многие подвижные игры, такие как игра с мячом «Одушевленные – неодушевленные предметы» (одни ловим, другие нет). Наверняка, у каждого из вас есть и свои приемы, свои игры.

Внимание обладает важными качествами: ѐмкостью, скоростью переключения и устойчивостью. Ёмкость показывает, как много объектов одновременно могут быть охвачены вниманием; скорость переключения – быстроту переключения внимания с одного объекта на другой; устойчивость – способность удерживать  внимание на одном предмете нужное время.

Что влияет на психологическом уровне, на поведение  наблюдательных,  рассеянных, и обычных  детей?

- Во – первых, каждый  обладает  разными  природными задатками: скоростью нервных  процессов,  быстротой  переключения с одного процесса на другой,  степенью активности и утомляемости и т.п. Понятно, что быть  наблюдательным  (восприимчивым) легче тому, у кого более лабильная, подвижная психика.  Поэтому несправедливо и бессмысленно  упрекать рассеянного ребенка в  ненаблюдательности.  Он  рожден  таким!

- Во – вторых, более наблюдательные, как правило, оказываются и более любознательными, а в основе этого качества лежит  «интеллектуальная активность (ИА),  которая, как показали исследования отечественных психологов, является тоже врожденной. Каждый  родитель знает уровень ИА своего ребенка.

- В – третьих, рассеянность не обязательно означает общую несобранность внимания. Иногда это результат высокой концентрации  внимания на какомто одном предмете ( как у  «рассеянного профессора») или на своем внутреннем мире, переживании.  

- В – четвертых, на развитие  внимания влияют, несомненно, психологические факторы:  способы  воспитания и обучения ребенка, стиль отношений с взрослыми и сверстниками, возможности реализации способностей  ребенка и т.д. Например, сильная опека (гиперопека), бесконтрольный ребенок,  «способный, но невнимательный» или того хуже – «ленивый».

- В – пятых,   на умственную  деятельность,  в  частности  на  внимание,  влияют неполноценное питание,  авитаминоз,   недостаток  микроэлементов, хронические  и  инфекционные,  глисты  и  т.д. Они могут стать основной причиной  рассеянности  и  временного « поглупения» или постоянного отставания  ребенка в своем развитии.

Воспитываем внимание – обеспечиваем лучшее восприятие,  память,  формируем характер. Заботимся  о наблюдательности -  даем пищу для мышления, понимания,  выработки отношения,  собственного мнения. И так – во всем.  Если относиться к ребенку не как к надоедливому несмышленышу,  а как к младшему партнеру, который очень скоро с нашей помощью достигнет нашего  уровня и перерастет нас.

«Запоминать умеет тот,

 кто умеет быть внимательным»

   Джонон  С.

 

Настойчивости,  радости  и  успехов  вам,  дорогие  родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему - "Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту"

«С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто  обращаются к тренерам, педагогам по ф...

Консультация для родителей на тему: «Гигиена детей дошкольного возраста».

Консультация для родителейна тему:«Гигиена детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей на тему: "Закаливание детей дошкольного возраста "

Здесь описаны самые простые, но в то же время значимые способы закаливания с указанием температурного режима....

Консультация для родителей по теме "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению письму"

Консультация для родителей по теме "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению письму"...

Консультация для родителей на тему: «Профориентация детей дошкольного возраста»

Консультация поможет родителям понять, что такое профессиональная ориентация дошкольников и зачем нужно уже с детского сада знакомить детей с большим разнообразием профессий. В этой консультации ро...