Учим детей наблюдать
материал
Наблюдение – это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Учим детей наблюдать»
Наблюдение – это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.
Наблюдение за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Но это не так , ведь именно всевозможные наблюдения как раз и учат ребенка думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким. Сколько бы ни рассказывали о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки и играя в настольные игры, этого все равно не достаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться всей семьей в лес или в парк, чтобы ребенок смог увидеть своим любознательными глазами все те волшебные превращения, которые дарит нам природа.
Прежде всего стоит поговорить о приметах того или иного времени года (сезона, месяца). Только постарайтесь, чтобы общения не превращались в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность – пусть размышляет в поисках ответов и не беда, если его догадки не всегда верны.
Самые заметные наблюдения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят зимой, весной, летом и осенью, ребенок сможет лучше осознать смену времен года. Хорошо бы выбрать одно деревце, которое растет вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подойдет береза, так как дети лучше всех отличают ее от других деревьев. Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы и лета. Объясните что хвоинки – это те же листочки. Но маленьким иголочкам в отличие от больших листьев, солнечного света и воды нужно меньше, поэтому они не сбрасывают иголки и всегда зеленые.
А чтобы эта беседа не оказалась затяжной и скучной для ребенка, поиграйте с ним в веселую игру: « Раз, два, три к (название любого дерева) беги. Так ребенок быстрей запомнит название деревьев и повысит эмоциональный фон. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим станет ваш малыш.
Следующая, не менее важная и интересная тема детских наблюдений – наблюдения за животными и птицами. Беседа о животных и птицах может заключаться в следующих вопросах: Где обитают? Как называются их домики? Какого цвета может быть тот или иной зверек или птица? Чем питаются? Пояснить, почему звери меняют окрас в разное время года? Кто впадает в спячку в зимний период? Какие птицы и почему улетают с приходами холодов, а какие не улетают или наоборот прилетают к нам?
В любом лесу часто можно встретить белок, за которыми можно понаблюдать и даже покормить. Ребенок может рассказать из каких частей состоит этот забавный, маленький зверек. Обсудить его повадки и поведение. Ну и конечно же беседу опять же скрашиваем веселыми играми: «Назови три или пять животных.», «Изобрази какое-нибудь животное (например зайку, лису и т.д.)»
Прогуляться с ребенком можно и к водоемам, увидеть своими глазами реки, моря, ручейки. Поговорить о том, что зимой вода замерзает и почему это происходит. Расскажите о растениях и жителях того или иного водоема. Многие насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед зимой, но не погибают. А весной они отогреваются и оживают. Рыбы зимой опускаются на самое дно, так как внизу возле дна остается небольшая прослойка воды, которая не заледенела. Чем сильнее мороз зимой, тем меньше прослойка. Но рыбам все равно хватает. А летом в водоемах можно купаться, ловить рыбу.
И если ваш ребенок испытывает интерес к насекомым, червячкам, букашкам и т.д. и его интересуют вопросы: Для чего они нужны? Почему их такое множество летом, а куда же они деваются зимой? поясните своему юному натуралисту, куда же прячется или засыпает данная фауна. Если вы заметили старый или трухлявый пень, отверните кусочек его коры и кого только не встретишь там :всевозможных жуков, гусениц, бабочек, мух и т.д. Если этот эксперимент вы проведете в зимний период времени, то эти жители не будут двигаться, так как будут в оцепеневшем состоянии от холода. Но стоит взять одно насекомое и отогреть его теплым дыханием, оно сразу оживет и зашевелиться. Так и весной: пригреет солнышко и все бабочки, мошки выползут из своих убежищ.
Любой малыш знает, что лопатка невероятно нужная и полезная вещь, если например, на улице зимой лежит снег, за счет нее можно будет понаблюдать за тем, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгребите старые опавшие листья и ребенок увидит, что там настоящая живая, зеленая травка. Наверное он очень удивится, но вы сумеете ему объяснить, что снег это теплое одеяльце для растений и кустарников, и под ним они себя чувствуют очень комфортно всю зиму до самой весны.
Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное с приятным.
Ну и завершить ваши наблюдения можно дома прочтением книг по вашей «пройденной теме». Много интересных историй вы сможете отыскать у В. Бианки, например: «Синичкин календарь», «Где раки зимуют», «По следам», и др. А если в домашней видеотеке отыщутся подходящие мультфильмы их тоже стоит посмотреть вместе со своим чадом.
Тему наблюдений, их разнообразия, можно продолжать и продолжать с ребенком в любом возрасте. В этом вам поможет ваши фантазии и, конечно же, желания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Учите детей наблюдать"
. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, зате...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-716102-1648466385.jpg)
Консультация для родителей "Учим детей наблюдать",
Консультация для родителей "Учим детей наблюдать"....
Консультация для родителей Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы.
Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-930684-1498388887.jpg)
Рекомендации для родителей. «Учим детей наблюдать»
Лето, солнце, легкий ветерок, теплый дождик.В это время года нужно, как больше времени проводить с ребенком на улице....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/21/picture-93354.jpg)
Консультация для воспитателей Учите детей наблюдать
Тема: «ВОДА ВОКРУГ НАС»Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-1055645-1537810250.jpg)
Консультация для родителей "Учите детей наблюдать”
Консультация для родителей "Учите детей наблюдать&rdquo...