консультация для родителей
консультация

Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои особые законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы поведения, а также взаимоотношения детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_syuzhetnye_igry.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста»

Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои особые законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы поведения, а также взаимоотношения детей.

Чтобы представить, как происходит развитие ребенка в игре, следует вспомнить, что сама она осуществляется, совершенствуется в двух взаимосвязанных планах. Разрозненные игровые действия ребенок постепенно начинает объединять в определенной последовательности «составляя» сюжет.

Ролевые игры, типичные для дошкольника, могут быть названы и нередко называются сюжетными: в них начало каких-то событий, постепенное их развертывание и конец. Постепенно предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Так возникает ролевая игра.

Руководство игрой детей направлено на обогащение игровых действий, развитие сюжета и постепенное подведение детей к выполнению в игре определенной роли. Роль вводится в игру как подражание действиям конкретного лица (мамы, воспитателя, доктора, который осматривает детей). Дети учатся называть роль, которую они выполняют в игре и роль своего партнера.

Как же развивается игровой сюжет?

Какое действие дети усложняют; кормил куклу ребенок и на втором году жизни: он подносил ей тарелку, многократно повторяя действие. Дети третьего и четвертого года жизни уже наливают «пищу» то в чашку, то в тарелку, помешивают её, убирают посуду…

Последовательность игровых действий у детей раннего возраста не всегда соответствует жизненной логике. Существенные достижения в этом направлении происходят у детей к концу третьего года жизни. У них кукла становится как бы «заместителем» человека. Сюжет игровых действий с ней определяется логикой жизни,  усвоенной малышом. Ребенок дает кукле имя, ведет в игре разговор от её лица, заботится о кукле, как о живом существе. В игровой деятельности дети часто называют себя именами взрослых.

Как руководить игрой?

Если игра возникла по инициативе самих детей, нужно помочь им развернуть и продолжить игру, иначе она либо прекращается, либо сводится к однообразным действиям с одной игрушкой. Даже на третьем году жизни дети не всегда переносят действие с одной игрушки на другую. Они, например, упорно лечат только мишку, потому что ранее так делал воспитатель. В таких случаях целесообразно предложить: «Теперь полечи куклу, собачку». Чтобы действие стало двух и трехзвеньевым, необходимо вовремя предложить ребенку соответствующую игрушку, атрибут. Если девочка собирается кормить куклу, ей предлагают салфетку, чтобы «дочка не испачкала платье». Не сделай этого взрослый, кормление куклы так и осталось бы простым однозвеньевым действием.

Подбор игрушек имеет немаловажное значение. Куклы и мишки могут быть разного размера (большие, средние, маленькие), но также, чтобы их удобно было заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять; кукольная мебель, машины должны быть прочными, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, но и сесть сам. Игрушечная посуда должна быть крупных размеров. В группе игрушки расположены в разных игровых зонах, чтобы дети могли заниматься небольшими группами, не мешая друг другу.

Первоначально игровую ситуацию для детей  полностью создает взрослый. В дальнейшем он как будто забывает положить на стол ложку, поставить тарелку и предлагает детям самостоятельно найти нужный предмет; подсказывает, если нужно, какой именно игрушки нет и где её можно взять.

Уже в начале третьего года следует обратить внимание на строительные игры, проводимые почти ежедневно. Опираясь на активность детей, воспитатель привлекает их к сооружению комнаты, мебели, дворика, дома. Малоактивные дети сначала присматриваются к таким играм, потом включаются как помощники; активные дети спустя какое-то время легко справляются с выбором партнера.

Трудность перехода от сюжетной игры к ролевой объясняется разным уровнем игровой деятельности и взаимоотношений детей третьего года жизни. Для перехода к ролевой игре важно, чтобы малыш научился изображать действие не только за себя, но и за партнера – игрушку и вести разговор по этому поводу. Воспитатель, участвуя в игре малыша, показывает инсценировку, дает образы того, как вести разговор. Игра с партнером-игрушкой происходит на уровне изображения. Когда же действуют партнеры-сверстники, эта игра осуществляется уже на уровне управления, поскольку происходит не только обмен действиями, но и построение определенных отношений. А это гораздо сложнее.

Чтобы научить детей третьего года жизни играть «рядом», используют такие же приемы, как и на втором году: объединяют детей, предлагают одинаковые игрушки, действия с которыми малыши освоили, или одинаковые роли, например в подвижной игре. В подобных ситуациях детям легче «заметить» игру другого. И тогда воспитатель в непринужденной форме напоминает основные правила отношения к игре сверстника.

На третьем году жизни могут иметь место простейшие совместные игры детей при условии, если педагог исполняет роль ведущего: регулирует детские взаимоотношения, поощряет хорошие поступки, осуждает плохие, как участник игр, объединяя двух-трех детей, учит их наблюдать за игрой, включаться в нее, подсказывает, чем нужно помочь, помогает договориться, распределить обязанности в игре.

Организуя наблюдения за животными, птицами, надо обязательно обращать внимание детей на их движения, повадки, предложить детям их повторить, воспроизвести. Тогда у детей появится привычка изображать всё, что он видит.

На третьем году жизни малыши ещё не научились согласовывать свои действия друг с другом: не заботясь о партнере, они легко производят действия, не предусмотренные сюжетом. Воспитатель подсказывает образы поведения,требуемого ролью; объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия, а потом в ходе игры и роль, которую он выполняет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...