Консультация для родителей
статья

Пономаренко Светлана Александровна

10 правил общения с ребенком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

10 правил общения с ребенком

Рано или поздно каждый родитель начинает испытывать сложности в общении с ребенком. У кого-то проблемы начинаются с самого раннего возраста, у кого-то чуть попозже, когда ребенок начинает ходить в детский сад или школу. Некоторые родители с грустью приходят к выводу, что вообще не умеют общаться с детьми. И немудрено, ведь общение с детьми – это искусство, которому нужно учиться, если, конечно, вы не прирожденный педагог. Будучи молодой мамой, я очень интересуюсь этим вопросом. Малыш у меня характерный, поэтому тема воспитания и общения для меня особенно актуальна. Как-то под руку мне попалась книга Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». В ней я нашла ответы на многие свои вопросы, поэтому решила поделиться полученной информацией с другими родителями и написать ряд статей на эту тему. В предыдущей статье я писала о том, как правильно реагировать на плохое поведение ребенка. Сегодня я хочу поговорить о правилах общения с ребенком.

  • Правило общения с ребенком №1

Если ребенок не просит вашей помощи, не вмешивайтесь в то дело, которым он занимается. Ваше невмешательство как бы сообщает ему, что он все делает правильно, и вы верите, что у него все получится.

  • Правило общения с ребенком №2

Если ребенок нуждается в вашей помощи и просит вас об этом, обязательно откликнитесь и помогите ему. При этом не делайте за ребенка полностью всю работу. Выполните только самую сложную часть задания, остальное пусть сделает сам. По мере того, как ребенок будет осваивать новые действия, постепенно приучайте его выполнять их самостоятельно.

  • Правило общения с ребенком №3

Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему категорически не нравится, если только речь не идет об обязательных вещах, например, о хождении в школу или выполнении домашних заданий. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которая приносит ему удовольствие и вызывает интерес.

  • Правило общения с ребенком №4

По мере взросления ребенка и освоения им новых навыков, постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка и передавайте ее ему.

  • Правило общения с ребенком №5

Не следует оберегать ребенка от совершения им ошибок. Позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий или своего бездействия. Это позволит ребенку стать более сознательным и ответственным.

  • Правило общения с ребенком №6

Если поведение или действия ребенка вызывают у вас отрицательные эмоции, скажите ему об этом при помощи «Я-сообщения» (см. правило №7).

  • Правило общения с ребенком №7

Говоря о своих чувствах и высказывая недовольство поступками ребенка, используйте «Я-сообщения», то есть говорите от первого лица, о себе, о своих эмоциях, а не о ребенке и не о его поведении. Как это сделать? Очень просто. Вместо того, чтобы сказать «Твой крик мешает мне работать!», скажите «Я не могу работать, когда рядом кричат» (не путать со словами «Я не могу работать, когда ты кричишь», это не является «Я-сообщением»). Видите разницу?

Смысл один и тот же, но во второй фразе нет обвинения в сторону ребенка, вы не делаете акцент на том, что именно его крик вам мешает, а значит, не задеваете его как личность и не вызываете своими словами противостояния и упрямства. В большинстве случаев ребенку достаточно сообщить о вашем недовольстве в форме «Я-сообщения», чтобы откорректировать его поведение. 

Подробнее о «Я-сообщениях» мы поговорим в отдельной статье.

  • Правило общения с ребенком №8

Не требуйте от ребенка трудновыполнимых или невозможных вещей. Отдавайте себе отчет, что выставленные на всеобщее обозрение конфеты обязательно будут съедены, несмотря на все ваши запреты. Гораздо проще не иметь конфет в доме вообще или спрятать их подальше. Подумайте, что можно изменить в окружающей обстановке, чтоб уменьшить количество соблазнов для ребенка (например, убрать телевизор или компьютер).

  • Правило общения с ребенком №9

Соизмеряйте свои требования и ожидания с возможностями ребенка. Это поможет избежать излишних конфликтов и проблем. Трезво оцените, на что способен ваш ребенок, что он знает и что умеет. Не надейтесь, что он справится с задачей, непосильной его возрасту и степени развития. Также не стоит рассчитывать на то, что после ваших увещеваний вспыльчивый от природы ребенок превратиться в покорного тихоню.

  • Правило общения с ребенком №10

Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. Если ребенок часто кричит и плачет, это вовсе не означает, что вы плохая мать. Возможно, у него просто такой склад характера.

 

Все правила, казалось бы, просты и очевидны, однако в порыве эмоций мы часто забываем о них. Чтобы действовать в соответствии с этими правилами, нужно выработать у себя соответствующую привычку. Самый простой способ это сделать, как мне кажется, распечатать эти правила и повесить их где-нибудь на видном месте, чтобы иметь возможность периодически перечитывать. Именно с этой целью я и написала данную статью. Буду очень рада, если она кому-нибудь принесет пользу и поможет наладить общение с ребенком. 

Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма.

Письмо – сложный координационный навык, требующий сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудный процесс, который не всем детям дается легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии детского сада и семьи.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного пальца. Опора – на мизинец и ребро ладони; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5 -2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисти при письме, рисовании находятся в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребенок сидит за столом прямо, голова слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущим предметами (карандаш, ручка, фломастер, кисть и т. д.)ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а так же их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линии.

Обнаружить, у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но и в некоторых случаях при помощи специальных заданий.

Родителей должен насторожить такой яркий признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при поворачивании листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладении письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

Для того чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка. Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представление о том, как надо правильно держать карандаш или ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза еще не закрепились.

Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования и по необходимости поправлять его.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме. Для мальчиков работа с разными видами конструкторов: металлический, лего и т. д.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. д. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировка стола, уборке помещения и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, т. е. у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании. Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные дети. У них чаще, чем у их уравновешенных сверстников, можно наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительней вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются переделки.

Исправление неправильно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости.

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение при развитии движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима дня и бодрствования способствуют укреплению здоровья ребенка. Является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хорошей эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям.

Большим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с воспитателем детского сада, который посещает ребенок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у ребенка в различных видах ручной деятельности, а так же получают советы. Это поможет быстрее достичь желаемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...