Роль сказки в жизни ребенка в дошкольном возрасте
методическая разработка
Показать роль сказки в жизни ребенка дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15prezentatsiya_dlya_ns_portal_microsoft_powerpoint1.pptx | 603.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ : Показать роль сказки в жизни ребенка дошкольного возраста ЗАДАЧИ: 1.Рассмотреть влияние сказки на приобретение нового опыта ребенка 2. Рассмотреть, как начинает формироваться нравственное сознание ребенка, посредством сказки. 3. Рассмотреть влияние сказки на развитие познавательного интереса ребенка. 4. Рассмотреть воспитательное воздействие сказки
Сказка это, первый жанр развернутого литературного повествования, доступный детям с раннего возраста. С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия и уверенности. Сказка очень важна для детей, она знакомит их с миром литературы, где сказки играют не последнюю роль. Дошколята – большие фантазеры, поэтому попадая в мир сказки, они с удовольствием путешествуют по нему. На протяжении дошкольного детства сказка выступает одним из основных источников познания и освоения окружающего мира. Нравственный опыт, накопленный и отшлифованный человечеством на протяжении тысячелетий, ребенку необходимо усвоить всего за несколько лет. И сказка играет в этом исключительную роль. Ее содержание определяется представлениями о нравственных идеалах, о добре и зле, воплощенных в образах положительных и отрицательных героев. В конечном счете добро в сказке торжествует, положительные герои одерживают верх над силами зла и несправедливости. Это создает для ребенка эмоционально положительный жизненный фон, формирует оптимистичное восприятие мира. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее созвучны мироощущению ребенка. Они передают нравственные понятия не в виде сухого издания, а в яркой, увлекательной, ясной по смыслу и забавной форме. В то же время они знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью, раскрывают существенные явления и закономерности действительности. Обогащая социальный опыт ребенка, сказки воспитывают эстетическое отношение к природе, к человеку, к труду и творчеству. Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребёнок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший – добрые. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.
Сказка помогает ребенку самому судить, что хорошо, а что плохо. Как правило, сказки написаны простым понятным языком. Дети легче воспринимают повествование сказки, чем обычную взрослую речь. Сказки доступно объясняют детям взаимоотношения между людьми, иные аспекты жизни людей. Читая сказки, у ребенка развивается воображение, фантазия, повышаются творческие способности. Дети, которым постоянно читали сказки, учатся быстрее говорить и формулировать свои мысли. Впечатление от сказки будет долго сопровождать ребенка до его взросления, и вера в добро помогут ему в дальнейшей жизни. Впечатления, полученные в детском возрасте, влияют на нравственное воспитание ребенка и при этом они влияют на поведение и социализацию взрослого человека. Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребёнку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребёнок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной стадии развития) - стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главного(ой) героя(ни) («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребёнка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.
Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расширением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков отсутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трёх сыновьях. Для девочек - сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребёнка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобраться в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». Именно среди детей 5-7 лет много ябед. Дети делают это не из вредности, а из желания поставить всё на свои места; если они замечают, что кто-то ведёт себя, с их точки зрения, «неправильно», то торопятся сообщить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они убеждаются в правильности своих моральных суждений. Возраст 5-7 лет также связан сформированием половой идентичности, понимания своей половой принадлежности, основанной не на случайных признаках («я ношу брюки, поэтому я - мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресованные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк» и др., и девочкам: «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», сказки о мачехе и падчерице.
Развитие познавательного интереса посредством сказки. Сказки являются очень полезным материалом для развития познавательного интереса. В неожиданностях фольклорного мира встречается очень много образных и тонких логических ситуаций, доступных детям. В книге «Сказка как источник творчества детей» особо отмечается, что «сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие», не выявленные творческие (поэтические, музыкальные, танцевальные, актерские, живописные, графические и т.д.) способности . Таким образом, механизм идентификации как отождествление позволяет ребёнку эмоционально, проецировать на себя чувства другого, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы на другого. Здесь соединяются интериоризационные и экстраризационные механизмы идентификации. Именно во взаимодействии эти механизмы идентификации дают человеку возможность развиваться, рефлексировать и соответствовать социальным ожиданиям общества. …………………………………………………..
Жизнь современного ребенка насыщена сложными играми, теле- и видеофильмами, и сказке в ней остается все меньше места. Тем более, что многие родители, считая сказки наивными и примитивными, стараются сосредоточить внимание ребенка на более полезных, с их точки зрения, занятиях. Не следует, однако, забывать, что формирование социальной и нравственной зрелости – одна из важнейших задач воспитания. И поэтому нельзя недооценивать сказку, являющуюся не только средством развлечения, но и воспитательным инструментом. Воспитательное воздействие сказки Воспитательное воздействие сказки определяется тем, что она, прежде всего, воздействует на чувства ребенка, эмоционально окрашивая назидательное содержание. Слушая сказку, ребенок в воображении идентифицирует себя с положительными героями, живет их благородными чувствами, соучаствует в их подвигах. Родителей должно насторожить, если сопереживание ребенка связано с отрицательными персонажами: обычно это свидетельствует о каком-то психическом неблагополучии. Сказка для ребенка - это особый мир, в который погружается ребенок. Со своими фантазиями, чувствами и переживаниями. Любой ребенок любит добрую сказку. Яркие художественные образы и яркие примеры в сказке являются ценным орудием воспитания. Где справедливость и добро всегда идут рука об руку, добро всегда победит, зло будет наказано и все будут жить долго и счастливо.
А кончается сказка всегда так «Сказка ложь - да в ней намек- добрым молодцам урок». Источники: Сайт Сказочник № 13 Ссылка: https://1-3.su/archives/14149 В.Мухина — Феномен Личности В.Мухина — Механизмы Развития Личности И Её Бытия Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Основная статья: Ранняя концепция Ж. Пиаже о развитии мышления ребёнка «Сказка как источник творчества детей» 2001г. Л.В. Филиппова, Ю.В. Филиппов, И.Н. Кольцова, А.М. Фирсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Роль сказки в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
Роль сказки в жизни ребенка младшего дошкольного возраста
Роль сказки в жизни ребенка младшего дошкольного возрастаЖили-были дед да баба….. Так начинаются многие сказки. А мне кажется, что это не только начало обыкновенной сказки, а начало серьезного ...
Роль игры в жизни ребенка ( младший дошкольный возраст)
Картотека игр для детей ранего возраста...
Консультация «Роль сказки в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на не...
Консультация для родителей "Роль сказки в жизни детей младшего дошкольного возраста "
Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки ...
Консультация "Роль сказки в жизни ребенка младшего дошкольного возраста"
Роль сказки в жизни ребенка младшего дошкольного возраста....