Развиваем мышление.
материал
Мышление одна из высших форм деятельности человека,а также является социально обусловленным, психическим процессом, неразрывно связанным с речью. В процессе мыслительной деятельности каждого человека вырабатываются определенные приёмы или операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.
Существует три вида мышления:
1) наглядно-действенное (дети познают мир с помощью манипулирования предметами);
2) наглядно-образное (дети уже могут представлять предметы или явления окружающей среды);
3) словесно-логическое (дети пользуются понятиями, умеют рассуждать).
Наглядно-действенное мышление с особой интенсивностью развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Дети знакомятся со свойствами предметов, учатся оперировать предметами, устанавливать отношения между ними, а также решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Это мышление образами, представлениями, превращения ситуации в образной форме. Оно возникает тогда, когда у ребёнка есть достаточный опыт практических действий и, вместо реалий, он прибегает к умственным попыткам изменить ситуацию, представляя необходимые действия и полученные результаты. Также наглядно-образное мышление позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести – семи годам начинается более интенсивно формироваться у дошкольников словесно-логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий, а также не только в форме наглядных образов, а, прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Однако словесно-логическое мышление не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, а в то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует от ребёнка словесных обобщений.
Чтение художественной литературы, конструирование, различные игры, лепка, рисование и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
В развитии мышления и других психических процессов дошкольников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_myshlenie.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие мышления дошкольников.
1. «Собери большую семью»
Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед ребёнком раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»
2. «Любимая еда»
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед ребёнком раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
3. «Найди маму малышу»
Перед ребёнком раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
4. «Назови одним словом»
Перед ребёнком раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п. Можно также называть слова и попросить ребёнка назвать их одним словом.
5. « Волшебный мешочек»
В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, ребёнку предлагают подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.
6. «Собери друзей»
Ребёнку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие друг к другу.
7. «Разложи картинки»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребёнку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.
8. «Что лишнее?»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.
9. «Чередование»
Предложите ребёнку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.
10. «Найди лишнее слово»
Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.
11. «Кто быстрее»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.
12. «Профессии»
Взрослый показывает ребёнку картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д.
13. «Скажи мне наоборот»
Предложите ребёнку игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.
14. «Угадай»
Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать ребёнку конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).
15. «Отгадывание загадок»
Предложите ребёнку отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.
16.«Перелётные и зимующие птицы»
Перед ребёнком раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жаворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь и т.д.
17. «Летает, плавает, ползает»
Взрослый даёт ребёнку картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать...» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)
18. «Найди похожее»
Ребёнку предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.
19. «Домашние и дикие животные»
Перед ребёнком раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развиваем мышление, память, логику, внимание и моторику. Занимательные игры Никитина"
Данную презентацию можно использовать для консультации как воспитателей, так и родителей с целью ознакомления их с играми Никина, которые способствуют развитию мелкой моторики, внимания, логики. мышле...
"Развиваем мышление и воображение"
Встреча мышления и речи составляет крупнейшее событиев развитии индивида, и именно эта связь ставит мышлениечеловека на небывалую высоту.Л. С. Выготский, А. Р. Лурия Речь не только служит о...
«Развиваем мышление!»
Консультация для родителей...
"Развиваем мышление ребенка"
Мышление – это вид умственной деятельности, заключающейся в познании окружающего мира.Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятьюРебенка надо у...
Что такое «симметрия»? Развиваем мышление детей
Развиваем мышление детей...
Развиваем мышление и воображение у ребёнка.
Развиваем мышление и воображение у ребёнка....