Родительское собрание "Ваш ребёнок идёт в первый класс"
консультация (подготовительная группа)

Дударева Татьяна Михайловна

В материале описаны степень готовности ребёнка к школе, аспекты готовности. Даны советы родителям, как избежать ряда трудностей в переходный период и оказать своим детям необходимую поддержку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!»

Время летит незаметно… Кажется, что ваш малыш еще совсем недавно учился ходить и говорить, и вот уже приближается новый рубеж его взросления – первый класс! Начало учебы в школе – необыкновенно важное событие в жизни, как самого ребенка, так и его родителей. Превращение из дошкольника, которому можно играть целыми днями, во взрослого и ответственного ученика-первоклассника, для большинства детей является непростым. Помощь и поддержка родителей в адаптационный период являются залогом позитивного отношения к новому жизненному этапу – учебе в школе. О чем следует знать родителям, чьи дети в скором времени станут первоклассниками?

Надо ли готовить ребенка к школе?

Даже для детей, исправно посещавших детский сад, где, казалось бы, тоже есть режим, прививается коллективизм и ведется определенная подготовка к школе, поступление в первый класс – это стресс. Ребенок может очень хотеть учиться, мечтать найти новых друзей, стать более взрослым в глазах родителей. НО! Появление множества новых обязанностей и изменение, по сути, всего привычного образа жизни – колоссальная нагрузка на психику маленького человека. Вы, родители, наверняка уже забыли свои ощущения в первые школьные дни. Но попробуйте вспомнить хотя бы, как трудно нам, взрослым, бывает адаптироваться на новом рабочем месте. А ребенку всего 6-7 лет! И ему намного сложнее. Поэтому – да, готовить ребенка к школе нужно, и в первую очередь, морально. 

Как определить степень готовности ребенка к школе?

Все первоклассники очень разные: эмоционально, в плане подготовленности к учебе, по темпераменту. Однако общие пожелания к детям со стороны учителей все же есть. И преимущественно они касаются не конкретных знаний и умений, а психологической готовности к школе будущего первоклассника. Замечательно, если ваш ребенок:

  • здоров, редко болеет;
  • любит общаться с другими детьми;
  • хочет учиться, любознателен, усидчив;
  • грамотно говорит и умеет излагать свои мысли;
  • уважает взрослых.

Это общие характеристики, которые неплохо бы иметь первокласснику. Если вы чувствуете, что сын или дочка отличаются от приведенного выше «портрета» (слабое здоровье, нежелание учиться, проблемы с речью и др.), не стоит расстраиваться. В школе учатся абсолютно разные дети, а вам просто нужно будет тщательнее готовить своего ребенка к учебе. В первую очередь, психологически. Иначе «дозревать» вашему чаду придется уже в процессе обучения, а это может вылиться в ненужные стрессы, слезы и болезни первоклассника.

Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:

  • интеллектуальный
  • эмоциональный
  • социальный

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

В эмоциональном плане  готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. В практике каждого учителя имеется достаточно много примеров, когда в класс приходят хорошо читающие и считающие дети, но проходит полгода - и их "обгоняют" те, кто не умел ни читать, ни считать. Это происходит из-за того, что такие дети часто не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу похвалой, т.е. не работает с ним "один на один". Поэтому важен не только объём тех знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткости представлений.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

Детям, которые  не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу. А если такой ребенок попадает  в школу, то он не усваивает программу, успеваемость его низкая, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.

"Портрет" первоклассника, неготового к школе:

   - чрезмерная игривость;

   - недостаточная самостоятельность;

   - импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

    - неумение общаться со сверстниками;

   - неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

   - низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

 - плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

   - недостаточное развитие произвольной памяти;

- задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?”.

Чтобы помочь ребенку пережить переход к новой жизни с минимальными «потерями», родителям следует обеспечить сыну или дочери необходимую поддержку. Психологи советуют взрослым при подготовке к учебе и в первые ее месяцы придерживаться следующих правил:

  1. Пусть жизнь семьи в начале школьной жизни вашего первоклассника будет стабильной. Не планируйте на это время ремонт или переезд. Старайтесь сохранять мирную и доброжелательную обстановку в семье. Привычный мир ребенка и так претерпевает существенные изменения, и перемены в домашней жизни могут окончательно выбить малыша из колеи.
  2. Поддерживайте интерес ребенка к новым знаниями и открытиям. Выбирайте и читайте вместе книги, проводите научные эксперименты, собирайте гербарий. Покажите своему первокласснику, что учеба – это не просто выполнение школьных требований. Помогите ребенку сохранять интерес к миру вокруг, стимулируйте постоянное изучение им неизведанного. Не оставляйте ребенка с учебой наедине. Делать уроки за него не нужно; ваша задача – поощрять самостоятельность, показывая, что вам важно, что он делает, а для него самого это необходимо и полезно.
  3. Формируйте в голове ребенка положительный, но реалистичный образ школы. Заранее внушая своему будущему первокласснику, что с 1 сентября его ждет интересная жизнь, новые знания и друзья, родители часто добиваются результата, противоположного желаемому. Дети, настроенные на позитив, очень скоро понимают – школьная жизнь далека от идеальной, приходится рано вставать, делать уроки, учитель не всегда ими доволен. Разочарование вызывает апатию, грусть, потерю интереса к учебе. Представлять школу как некий устрашающий символ тоже не стоит. Говоря ребенку: «В школе тебя за такое не похвалят», «Ты плохо читаешь, учитель будет тобой недоволен» и т.п., вы вызываете у него упадническое настроение. Он еще до начала занятий будет уверен – ничего не получится, не стоит и пытаться. Ищите компромисс: постарайтесь реалистично рассказывать ребенку о том, что его ждет, делитесь с ним собственными воспоминаниями об учебе. Говорите как о плюсах, так и о минусах учебы, не увлекаясь чрезмерно ни первым, ни вторым. Ваша цель – воодушевить, но не обмануть.
  4. Слушайте ребенка. Это актуально для родителей детей всех возрастов. А в переходный период, когда ребенок только-только начинает свою школьную жизнь, активное слушание особенно важно. Вашему сыну или дочери необходимо знать, что от близких людей всегда можно получить поддержку. Если ребенок рассказывает вам о своих страхах перед началом учебного года или делится проблемами в отношениях с учителем или одноклассниками, выслушайте его с должным вниманием и посоветуйте что-то дельное. 
  5. Хвалите и подбадривайте своего маленького первоклассника. Слышать слова любви и поддержки хотят все, и взрослые, и дети. А 6-7-летний человечек, чья жизнь сейчас в корне меняется, нуждается в них особенно сильно. Не акцентируйте внимание на небольших неудачах ребенка. Подчеркивайте то, что у него получилось лучше всего.
  6. Постарайтесь действовать согласованно с классным руководителем. Первый учитель является для школьника очень значимой и авторитетной фигурой. Если же родители позволяют себе критиковать учителя, это может вызвать у ребенка растерянность, тревогу и непонимание, кого слушать.
  7. Будьте адекватны в своих требованиях к ребенку. Помните – ваше чадо с помощью одного факта начала посещения школьных занятий не может превратиться во взрослого и ответственного человека. Некоторые родители резко меняют свое отношение к ребенку, часто апеллируя к факту: «Ведь ты же уже в школу ходишь!». От него теперь хотят очень многого: ежедневного выполнения домашних заданий, долгого нахождения в сидячем положении в течение дня, хороших оценок или похвал учителя. Несоответствие ожиданий и реального ощущения малыша (а ему же всего 6-7 лет!) вызывает у него снижение самооценки, тревожные мысли: «Я плохой», «Со мной что-то не так», «Мне хочется играть, а нельзя» и т.п. Помните, проблем с адаптацией к школе ребенку и так хватает – не усугубляйте их собственными неадекватными требованиями.

Что делать, если ребенок боится идти в школу?

Бояться идти в первый класс – это совершенно нормально для ребенка. Главной причина страха перед школой является боязнь неизвестности: выстраивания отношений с незнакомыми пока одноклассниками, будущего учителя, новой обстановки.  Если вы заметили подобные переживания ребенка, как можно более красочно расскажите ему о школе, а еще лучше – посетите ее вместе.

Ребенок может быть просто психологически не готов к школе. Он не понимает, зачем ему ходить в незнакомое место и выполнять какие-то требования. У некоторых детей психологическая неготовность к школе выявляется не до, а после начала занятий. Они чувствуют, что школьная нагрузка является непосильной, и начинают проявлять негативное отношение к учебе тем или иным способом: не хотят учиться, ленятся, часто плачут, болеют. Если у вас есть сомнения в готовности малыша к школьной жизни, а ему еще нет и 7 лет, возможно, есть смысл перенести начало учебы на следующий год. Уверенно определить, насколько готов ребенок к школе, вам помогут специальные тесты или консультация детского психолога.  

Желаем вашим детям, чтобы День знаний 1 сентября стал для них началом новой, необыкновенно интересной жизни, полной множества открытий! А для родителей поступление в школу их любимого чада пусть станет возможностью еще раз пережить приятные моменты учебной жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мамы и папы ваш ребёнок идёт в первый класс!

Как воспитать у ребёнка чувство радости предстоящей встречи со школой....

Ребёнок идёт в первый класс

Образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьёй....

Ваш ребёнок идёт в первый класс

Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей....

Консультация для родителей "ВАШ РЕБЁНОК ИДЁТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВАШ РЕБЁНОК ИДЁТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС"...

Консультация для родителей «ВАШ РЕБЁНОК ИДЁТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

Образование может сделать ребёнка умным, но счастливым  делает его  только душевное, разумно организованное общение с близкими и  любимыми людьми – семьёй. В ваших силах создать в семье...

Консультация для родителей "Ваш ребёнок идёт в первый класс"

Образование может сделать ребёнка умным, но счастливым  делает его  только душевное, разумно организованное общение с близкими и  любимыми людьми – семьёй. В ваших силах создать в...

Консультация родителям "Ребёнок идёт в первый класс!"

Самое главное что надо знать родителям, когда ребёнок идёт в школу....