консультация для родителей по сенсорному воспитанию
консультация (младшая группа)
Предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей и подборку дидактических игр для младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры для сенсорного развития дошкольников»
Работая с детьми дошкольного возраста могу сказать, что не все дети к четырем годам усваивают такие понятия как: форма, цвет, величина предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как:
- форма
- цвет
- величина
- положение в пространстве
- запах
- вкус
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Выдающиеся ученные в области дошкольной педагогике и психологии (А.В. Запорожец, А.П. Усова. Е.И. Тихеева, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, его объем и размер у ребенка должны быть хорошо развиты не только окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, а так же мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированы движения мышц обеих рук. Что бы познакомиться с каким – нибудь предметом его нужно изучить:
— трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие – то действия, которые называются моторными.
Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные, тем быстрее они станут умелыми.
Все это безусловно облегчает развитие и обучение детей.
Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.
Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.
Приведу для примера дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Игры на развитие тактильных ощущений.
«Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной
формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела,
пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не
заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы,
различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки
широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его
признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький,
узкий — широкий и т. д.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в
данном случае определение типа ткани). Детям предлагают трех кукол в
разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно
рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и
складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный
платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на
ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы:
стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая
бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная
ваза и др.
«Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры,
одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую
фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Догадайся, что за предмет». На столе разложены различные объемные
игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа,
зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и
непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь
определить предметы и назвать их.
«Найди пару». Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной
бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными
глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Найди ящичек». Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные
различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой,
линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки
материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь
определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке». Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные
горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др.
Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти
мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис,
гречка, горох, фасоль, бобы).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
«Найти предмет указанной формы». Ребенку предлагают назвать модели
геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов,
по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник,
ромб).
«Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку,
какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в
ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур
и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора
следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Найди предмет такой же формы». Дети выделяют форму в конкретных
предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например,
круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и
предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?». Ребенку предлагают различные наборы из четырех
геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один
треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю
фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки. Варианты:
группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять
принцип группировки.
«Составь целое из частей». Составить конструкцию из 2—3 геометрических
фигур по образцу. Варианты: составить конструкцию по памяти, по
описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части
из множества предложенных деталей (8—9).
«Определи правильно». Ребенку предлагают по рисункам определить, из
каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо).
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.
«Сравни предметы по высоте». Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
«Палочки в ряд». Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной
длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей. Варианты:
детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины
ромбы разного цвета и формы.
«Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной
длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая
самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина,
ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а
красная лента короткая и широкая».
«Пирамидки». Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно
рассыпаны и перепутаны на столе.
«Матрешки». Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и
более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
«Разноцветные кружки». Положить кружки друг на друга по порядку,
начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого
последующего кружка. Назвать цвета. Варианты: собрать одновременно две
стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине,
другую — по возрастающей величине.
«Разложи по размеру». Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размер натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из
картона: грибочки, морковки и др. Варианты: дается контурное изображение
предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро,
чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
«Расставь по порядку». Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить
предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
«В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по
пяти коробкам в зависимости от размера.
«Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют,
какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного
цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один
из флажков. Определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с
изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку
предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить
карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением
помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона
— желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог
Показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные
варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с
изображением оттенков данного цвета.
«Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды,
на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают
гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
«Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика
из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование
цветов в образце.
«Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну
половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку.
Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый).
«Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены
разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог
говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные».
(Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья
зеленые и т. д.).
«Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов
разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета,
упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-
красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям
демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог
рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали
бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого)
и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие
цвета, но отличающиеся оттенками.
«Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями
двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник,
незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает
назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие;
мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие
цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
«Укрась мостик». Картинка с шариками (у шариков только контуры),
Расположенными в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов жёлтого
и красного цвета (по четыре каждого цвета). Ребёнку предлагается
чередовать овалы по цвету, выкладывая их на контур шариков.
Я рекомендую родителям данные игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложите им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Расскажите, из какого материала они сделаны, пусть ребенок возьмет в руки каждую фигуру. Можно придумать сказки. В которых живут геометрические фигуры, для этого предложите ребенку их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке расскажите об особенностях каждой геометрической фигуры, предложите ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значение сенсорного воспитания"
В статье раскрываются задачи стоящие перед каждым возрастным периодом по воспитанию сенсорной культуры ребенка, а также даются советы по организации в семье предметно- развивающей среды по...
Консультация для родителей. Тема: "Сенсорное воспитание детей в повседневной жизни"
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются этал...
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания». Данный материал будет полезен воспитателям при подготовке материала к родительскому собранию или проведению консультации по данной те...
Консультация для родителей.Роль сенсорного воспитания для детей раннего возраста.
Консультация для родителей группы раннего возраста.Роль сенсорного воспитания для детей раннего возраста...
Консультация для родителей.Роль сенсорного воспитания для детей раннего возраста.
Консультация для родителей группы раннего возраста.Роль сенсорного воспитания для детей раннего возраста...
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»
Сенсорное воспитание — это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т...
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»
Консультация для родителей«Значение сенсорного воспитания» Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его...