Консультация для родителей "Роль игры в развитии ребенка."
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Роль игры в развитии ребенка.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении внутреннего содержания.
Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период ее особенно интенсивного развития в детстве она приобретает особое значение.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность. Игра как бы создает зону ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». Входя в игру, раз за разом ребенок закрепляет соответствующие действия; играя, он всё лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя и развивая в них способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя; расширяется, обогащается и углубляется сама личность ребенка
На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа.
Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении её внутреннего содержания.
Л. С. Выготский дает такое определение игре: «Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.
Важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
На основе анализа теоретической литературы и проведенных исследований на предмет влияния игры на развитие ребенка в качестве принципов игрового общения, обеспечивающих саморазвитие личности, можно выделить следующие:
- Самоцельность и самоценность. Сущность игры в ее процессе, а не в продуктовом результате.
- Основной мотив вступления в игровое общение – потребность человека не как биологического или социального существа, а как существа культурного. Игра в этом ключе вырабатывает механизмы саморазвития. Человек в игре постигает свои жизненные смыслы, приобщается к высшим жизненным ценностям коллектива.
- Добровольность. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими, вырабатываются в процессе игры.
- У игры своя особая пространственно-временная организация. Игра искусственна, идеальна, поскольку условна. У нее есть свои правила, свои роли, свой сюжет, свои игровые задачи. Вне правил игра бессмысленна.
- Игра всегда конкретна, ситуативна, уникальна, неповторима.
- Трехплановость. Каждый участник игры сочетает в себе одновременно жизненную позицию, социальную функцию и игровую роль.
Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:
1. Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:
а) эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
в) игры должны быть социально ориентированные.
2. Основная цель педагога – последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, так как только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается ее педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.
3. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.
При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и воспитанию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Значение игры в развитии ребенка"
В консультации для родителей рассказывается о том, чему ребенок обучается в игре, даются советы родителям по проведению игр....
консультация для родителей "Роль строительной игры в развитии ребенка"
В статье говориться о значении строительной игры, выборе строителя для строительной игры, как научить игре дошкольников, с чего начать и как продлить интерес к этой игре....
Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.
Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...
Игра и развитие ребенка. Консультация для родителей.
В помощь родителям....
Консультация для родителей "Игра в развитии ребенка"
Игра – это не просто занятие, которое помогает убить время. Само по себе оно продуктивно и полезно. Дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий. Кроме того...
Консультация для родителей "Игры на развитие ребенка"
Предложить родителям материал в какие игры играть с детьми летом...
Консультация для педагогов «Игра – основа развития ребенка»
Данная консультация может помочь педагогам организовать сюжетно-ролевые игры в группе, обогащать их и понимать их ценность....