Консультация для родителей. Адаптация ребенка к детскому саду.
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей. Адаптация ребенка к детскому саду.
Подготовила Савицкая Ирина Николаевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Адаптация ребенка к детскому саду.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. В каком бы возрасте ребенок не пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое отражается на его психофизическом состоянии.
В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитие ребенка: в его речи, в навыках, умениях, игровой деятельности.
Представьте себе, что:
- Вы живете в небольшом уютном городке, где все друг друга знают, все связаны давними и прочными узами… И вдруг вас перевозят в большой город, в большой многоэтажный дом, где все незнакомо и непривычно. Вам одиноко и грустно, вы дезориентированы;
- Вы должны в одиночку отправиться в чужую страну, языка которой почти не знаете. Вы плохо представляете нравы и обычаи ее обитателей, опасаетесь, что кормят только морковью и манной кашей и заставляют спать целый день. Вы уверены, что чужих там не слишком любят. И вообще не известно, вернетесь ли вы домой, увидите ли снова своих близких.
У взрослых такая перспектива вызвала бы, по меньшей мере, большое волнение, многие вообще отказались от такого сомнительного удовольствия.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние, возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Это состояние было описано еще в 1848 году как болезнь «тоска по дому».
Попробуйте посмотреть на все происходящее глазами ребенка. Ребенку надо одновременно привыкать и к разлуке с близкими людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам: «Что мне здесь делать, если я захочу на горшок? Что скажут тети-воспитательницы, когда узнают, что я не ем кашу?»
Стойкий и отрицательный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде и сне. Он пугается попыток воспитателя хоть как-то успокоить его. Малыш настолько взбудоражен, что, возвращаясь, домой, не в состоянии успокоиться. Не отпускает от себя мать, плохо ест. Во время сна часто вздрагивает. Плачет, часто просыпается, у него может подняться температура, появиться сыпь или даже первые признаки расстройства желудка.
1-я особенность адаптации: ребенок находится в состоянии срыва динамических стереотипов. Происходит ломка старых и формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.
2-я особенность: стрессовое напряжение связано с изменением гормональной системы организма. В организме вырабатывается «гормон борьбы» норадреналин. В период адаптации дети в зависимости от биологического темперамента ведут себя по-разному: кто бурно плачет, становится агрессивным, а кто сжимается и сильно страдает.
3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. И чаще всего, на пятые-седьмые сутки ребенок заболевает.
У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляются в сроках нормализации поведения, в частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуации включения в новую социальную среду.
Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца);
– временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней), аппетита (норма по истечении 10 дней);
– неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней;
– характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
– функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2–4 недели, заболеваний не возникает.
Основные симптомы исчезают в течение месяца. Если данный этап растягивается до 30 – 40 дней, то это средняя адаптация, характерная для детей 1,5 лет. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов.
I этап – подготовительный.
Его следует начинать за 1 – 2 месяца до приема ребенка в детский сад. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделять рациону питания малыша. Для хорошего самочувствия малыша имеют значение и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний.
II этап – основной.
Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: что он любит есть, как он засыпает, как его ласково называют дома.
III этап – заключительный.
Ребенок посещает по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон.
Рекомендации родителям.
Как вести себя с ребенком:
– показывать ребенку его новый статус (он стал большим);
– не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;
– обратить внимание на положительный климат в семье;
– следует снизить психологическую нагрузку;
– сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребенка;
– при выраженных невротических реакциях не посещать учреждение несколько дней;
– заранее ввести все новые моменты в режиме дня в детском саду в распорядок дня дома;
– подчеркивать, что ваш ребенок, как и прежде, дорог вам и любим.
Как не надо:
– отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
– не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;
– препятствовать контактам с другими детьми;
– увеличивать нагрузку на нервную систему;
– одевать ребенка не по сезону;
– конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.
Литература
- Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление в ДОУ»).
- Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
- Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» / авт.-сост. О.Е.Белова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 154 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада""
1. Правила адаптации.2. Первый в жизни коллектив.3.Ох уж этот режим.4.Рекомендации родителям Консультация для родителейПервый в жизни коллектив.Правила адаптации...
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Подготовил воспитатель: Федотова Ольга Павловна МАДОУ ЦРР д/сад-14 г.Кропопкин.
Консультация для родителей "Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Подготовил воспитатель: Федотова Ольга Павловна МАДОУ Црр д/сад-№14....
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, котор...
Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям детского сада"
Адаптация к условиям детского сада...
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»
Проходит лето. Все чаще взрослые задумываются о том, отдавать ли полуторагодовалого малыша в дошкольное учреждение или же продолжать воспитывать его дома. Многочисленные исследования российских и...
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» из опыта работы
Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация – от латинского «п...
Консультация для родителей «Адаптация гиперактивного ребенка к детскому саду»
Один из важнейших методов коррекции – это создание для ребенка необходимых ему внешних условий, в том числе – через правильно организованные условия пребывания его в детском ...