Особенности психофизического развития детей с ОВЗ
статья
Материал для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihofizicheskogo_razvitiya_detey_s_ovz_-_kopiya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Скворцова Е.Ю.
учитель-дефектолог
ГБДОУ д/с № 82
компенсирующего вида
Невского района
Статья
Особенности познавательной сферы детей с нарушениями зрения: психические функции
Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности.
С точки зрения качественных особенностей развития детей с нарушением зрения следует в первую очередь указать на специфичность формирования психологических систем, их структур и связей внутри системы. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, ориентировки в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность.
Внимание
Практически все качества внимания, его активность, направленность, широта, возможность переключения, интенсивность или сосредоточенность, устойчивость - оказываются под влиянием нарушения зрения, но дети способны к высокому уровню развития этих качеств, достигая, а порой превышая уровень их развития у зрячих. У детей наблюдается:
- замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания;
- концентрация внимания на анализе информации, поступающей от всех сохранных и нарушенных анализаторов, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной деятельности.
Ощущение и восприятие
Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.
При тотальной слепоте доминирующим в сенсорном отражении предметного мира становится осязание во взаимодействии с другими сенсорными модальностями.
Ограниченность информации, получаемой частично видящими и слабовидящими, обусловливает появление схематизма зрительного образа, его обедненность. Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали, что ведет к фрагментарности и неточности отражения окружающего мира, страдает скорость и правильность восприятия. При слабовидении изменяется процесс образования образа, нарушается симультанность опознания признаков формы, размера и цвета.
Зрительные системные образы слепых с остаточным зрением формируются на основе сукцессивного процесса.
Качественный анализ возможностей слепых в ориентировке позволил В.А. Кручинину выделить 4 уровня ориентировочной деятельности у детей школьного возраста:
- на первоначальной стадии сформированности пространственной ориентировки находятся дети, не имеющие практики и умений ориентироваться в пространстве класса, школы, школьного участка. Они недостаточно владеют схемой тела, не имеют достаточно четкого словаря, отражающего направления движений, и ясных представлений о направлении движений, у них наблюдаются недостатки в ориентировке при выполнении основных локомоторных действий;
- учащиеся второго уровня ориентировки испытывают трудности при
определении пространственных направлений относительно другого человека, что связано также с недостатками обобщающей функции речи, понимания терминов, означающих направления. Дети уже способны осваивать маршруты на участке школы, используя простейшие системы ориентировок, умеют переключать и распределять внимание, одновременно воспринимать разно модальные ориентиры;
- дети третьего уровня овладевают топографическими представлениями и их использованием в процессе реальной ориентировки, пространственными схемами – моделями микрорайона, учатся на практике умению пользоваться приемами ходьбы с белой тростью;
- наиболее сложные задачи решают учащиеся, которые находятся на четвертом уровне сформированности ориентировки. Они самостоятельно ориентируются в незнакомом пространстве на основе использования схем путей, планов.
Память
Исследование памяти слепых, проведенное А.А. Крогиусом, позволило ему утверждать, что процесс заучивания, как бессмысленных слов, так и слов стихотворений у слепых осуществляется быстрее, чем у зрячих. Объем памяти у слепых по сравнению со зрячими увеличен на 0,7 для слов, обозначающих зрительные образы, и на 0,9 для слов, обозначающих осязательные образы.
Для слепых и слабовидящих характерно недостаточное осмысление запоминаемого материала. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводят к недостаточности логической памяти.
Зрительные предметные представления скорее, чем у нормально видящих, теряют дифференцированность, становятся схематичными и фрагментарными.
Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти оказывается высоким, образы памяти при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию.
Неполнота, фрагментарность восприятия образов и замедленность их формирования характерны также и для воспроизведения. У слепых наблюдается явление реминисценции, когда последующее повторное воспроизведение оказывается более точным, чем первое, следовавшее непосредственно за восприятием, что связано с большей инертностью протекания процессов возбуждения и преобладанием тормозных процессов.
Мышление
Имеются 3 концепции развития мышления лиц с дефектами зрения:
- теория ускоренного развития мышления слепых и слабовидящих основывается в основном на наблюдении, интерпретации и рассуждениях о фактах более высокого развития словесно-логического мышления слепых (С.Ф. Струве, 1810, А.А. Крогиус, 1926, К Брюклен, 1934, Б.И. Коваленко, 1962);
- теория отрицательного влияния нарушения зрения на развитие мышления основывается на исследованиях мышления слепых и слабовидящих, выявивших, что недостатки чувственного познания сказываются на мышлении и образовании обобщений (М.И. Земцова, Ф.Н. Шемякин);
- концепция независимости уровня развития мышления от дефектов зрения связывает уровень развития мыслительной деятельности слепых и слабовидящих с качеством программирования и управления процессом ее формирования (А.И. Земцов и его школа).
Процесс развития наглядно-образного мышления у слепых старших дошкольников находится в стадии формирования. К концу дошкольного возраста разрозненные и неполные представления образуют целостный и дифференцированный образ, в структуре которого выделяют существенные и несущественные, главные и второстепенные признаки.
По сравнению с детьми обычной школы слепые и слабовидящие учащиеся 1-2 классов имеют более низкие средние показатели успешности действий во внутреннем плане, но к концу 4 класса половина учащихся достигает уровня нормы. Этот период является тем временем, когда происходит переход от стадии конкретно-понятийного мышления, свойственного учащимся начальных классов, к абстрактно-понятийному.
Образование новой структуры - формально-логических операций и перестройка интеллектуальной деятельности происходит в течение более длительного времени и завершается лишь к 16-17 годам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психофизического развития детей 5-го года жизни
Особенности психофизического развития детей 5-го года жизниЗначительное развитие получает изобразительная деятельность.Конструирование.Двигательная сфера ребенка.В среднем дошкольном возрасте улучшает...
Особенности психофизического развития детей с ОВЗ
В работе описаны психофизические особенности детей с 0 до подросткового возраста в норме и детей в ОВЗ-ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или)...
ДОКЛАД на тему: "Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни".
Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...
«Возрастные особенности психофизического развития детей 2-3 х лет»
Исследование возрастных особенностей психофизического развития детей 2-3 х лет, обусловлено необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разн...
Возрастные особенности психофизического развития детей (старшая группа)
В данном материале дается краткая характеристика возрастных особенностей психофизического развития детей шестого года жизни....
Консультация для родителей "Возрастные особенности психофизического развития детей средней группы (4-5 лет)"
Описаны возрастные особенности психофизического развития детей дошкольного возраста (4-5 лет).Интересно будет как воспитателям, так и родителям....
Консультация для родителей "Возрастные особенности психофизического развития детей младшей группы (2-3 года)"
Представленна информация о возрастных особенностях психофизического развития детей в возрасте 2-3 лет.Полезна будет как для воспитателей, так и для родителей....