Родительское собрание (в форме круглого стола) «Игра – это серьезно»
материал (старшая группа)
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности в дошкольном возрасте. Относительно организации и участия в игровом процессе, родители занимают разные позиции. Часто родители недооценивают роль игры, считая, что игра – это забава, развлечение. Именно этой проблеме было посвящено собрание «Игра-это серьезно»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_igra.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание (в форме круглого стола)
«Игра – это серьезно»
Старшая группа
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.
Предварительная работа: анкетирование родителей, инд. приглашения,
памятки для родителей, оформление группы.
Оборудование: столы расставлены по кругу; подборка дидактических игр; на отдельном столе; карточки и оборудование для творческой работы родителей; магнитофон.
Ход: Звучит песня «Маленькая страна».
1.Вступительное слово воспитателя.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, об их влиянии на развитие наших детей.
Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам игру-разминку «Улыбка»
- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.
Тема нашего собрания: «Игра – это серьёзное». Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Играя в игры, выполняя ту или иную роль, дети как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для ребёнка – это машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
2. «Роль игры в развитии и воспитании ребёнка».
Игра – это серьёзное. «Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет…» Эта мысль принадлежит Антону Семёновичу Макаренко, замечательному педагогу, который подчёркивал огромное значение детской игры
Обратите внимание на мольберт, на котором вы видите следующие слова: «Интерес», «Удовольствие», «Развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой, а значит, познание и развитие происходит легко, интересно и с удовольствием. Игра – это способ познания окружающего мира. В игре дети растут и взрослеют.
Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение. Поэтому если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, то он, скорее всего, предпочтет последнее.
Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольное детство, не удовлетворять духовных потребностей ребёнка.
С помощью игры эффективнее идёт обучение. Она и средство диагностики психического состояния и личностного развития ребёнка, метод коррекции дефектов, недостатков. Игра – путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей.
Существуют различные виды игр. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственную компетентность), другие – ловкость, волю (подвижные игры, игры – эстафеты), третьи – конструкторские навыки (конструктивные и строительные игры), сюжетно – ролевые игры, где нужно брать на себя определённые роли, словесные игры, творческие и многие другие.
3. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»
Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка? (Ответы родителей)
Если не играть, не руководить игрой ребенка в младшем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
С детьми старшего возраста игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру ребенка, это побуждает его к новым действиям.
4. Игра с родителями «Цветик - семицветик».
Правило: Сорвать лепесток, прочитать задание и ответить на вопрос или продолжить фразу.
Задания:
Продолжи фразу:
- когда мой ребёнок играет один, то…
- если ребёнок просит поиграть с ним, а я чем – то занята, то…
- ребёнок любит играть с папой, когда…
Ответь на вопрос:
- можно ли играть с детьми в карты?
- сколько времени может дошкольник проводить за компьютером?
- как быть, если любая неудача вызывает у ребёнка угнетённое состояние или слёзы?
- нужно ли ребёнку поддаваться в игре, когда и почему?
5. Психогимн. упр. « Моя любимая в детстве игрушка». (Звучит музыка)
- Вспомните, как выглядит ваша любимая игрушка детства, как вы с ней играли.
- Расскажите о своей любимой игрушке.
Обсудение вопросов
«Что такое хорошая игрушка?»
Какие игрушки полезны, какие не следует приобретать. (ответы родителей)
Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства.
1. Прежде всего, это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка, наполненная добрым смыслом, побуждающая к положительным действиям.
2. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
3. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.
4. Она должна быть в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.
Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра детей. Но разнообразие не означает их изобилие.
Прежде, чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, как он с ней будет играть. Если 90% игры приходится на долю ребёнка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка.
По мнению К.Ушинского, «лучшая игрушка для детей – это куча песка». Как вы думаете почему?
Для детских игр необходимы песок, вода, палки, шишки, доски, камушки, поленья, все то, что в изобилии имеется под руками.
Очень важно, чтобы взрослый умел делать игрушки из дерева, коры, лоскутиков и научил этому детей.
Подумайте и приведите примеры того, что в домашних условиях может служить материалом для игр детей и как это может использоваться в игре (кастрюли, подушки, швабра, стулья, тесто и т.д.)
Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки - иллюминаторы, разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение.
Анализ результатов анкетирования
5. Игра-задание
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
2. Рассказываю о своих играх в детстве
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки
7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку
Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.
6. Экскурсия в игротеку
«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации)
- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)
- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности.
Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость
7. Решение родительского собрания
1. принимать активное участие в играх детей
2. принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке
3. Более сознательно подходить к выбору новой игрушки.
4. принимать активное участие в жизни детского сада
Заключительная часть Родителям раздаются памятки «Чему обучается ребенок в игре».
Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом.
В заключение хочется вспомнить слова А. С. Макаренко
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда ребенок делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра»
Анкета (Для родителей)
- Игра - просто развлечение для ребенка или жизненно необходимое условие для его развития?
- Любит ли Ваш ребенок играть?
- Играете ли Вы с ребенком? Как часто?
- Просит ли Вас ребенок поиграть с ним?
- Ваш ребенок любит играть вместе с Вами?
- Нужно ли играть с ребенком и почему?
- Чему могут научить ребенка эти игры?
- Назовите любимые игры Вашего ребенка.
- Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком?
- С папой ребенок любит играть в...
- С мамой ребенок любит играть в...
- Учите ли Вы играть своего ребенка в любимые игры Вашего детства?
- Какая игра, на Ваш взгляд, приносит ребенку больше пользы: когда он увлеченно играет один, участвует в коллективной игре с другими детьми или со взрослыми?
- Прислушиваетесь ли Вы к разговорам детей во время игры?
- Вступаете ли в ролевое общение с ними?
- Какие роли и сюжеты чаще разыгрываются?
- Какие игрушки Вы покупаете малышу?
- Покупаете ли Вы ребенку развивающие игрушки?
- Как часто и по какому поводу Вы покупаете игрушки?
- Чем Вы руководствуетесь при выборе игрушки?
- Какие герои мультфильмов являются любимыми игровыми персонажами Вашего ребенка?
- Какие условия созданы для игр ребенка дома?
- Где и как хранятся игрушки?
- Как Вы приучаете ребенка беречь игрушки?
- Часто ли ребенок ломает игрушки, и как Вы поступаете в таких случаях?
Анкета (для детей)
- Есть ли у тебя место дома, где ты можешь посмотреть книги, порисовать, поиграть?
- Ты любишь играть?
- Почему ты любишь играть?
- В какие игры играешь дома?
- У тебя есть любимые игрушки? Назови их.
- Расскажи, как ты играешь с ними.
- С кем ты играешь дома?
- Кто из взрослых играет с тобой дома?
- Любишь ли ты, когда с тобой играют мама, папа, бабушка?
- Приходят ли к тебе друзья поиграть?
- Разрешают ли тебе ходить в гости к друзьям?
- Что ты делаешь, если игрушка сломалась?
Памятки по игре
Чему обучается ребенок в игре?
1.. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
2. Осознавать свое реальное место среди других людей.
3. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
4. Уважать себя и верить в себя.
5. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
6. Свободно выражать свои чувства.
7. Делать выбор.
Советы взрослым
1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
2. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
3. Обратите особое внимание на неиграющих детей.
Какие игрушки нужны детям?
Игрушка — это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.
Виды игрушек
Сюжетные (образные) — куклы, фигурки животных, мебель,
уда, предметы домашнего обихода.
Технические — транспорт, конструкторы, технические агрегаты.
Забавы — смешные фигурки зверей, животных, человечков
Маскарадно-елочные — связаны с празднованием Нового года.
Спортивно-моторные — способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные — имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи,
Музыкальные — погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и т. д.
Дидактические - с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т. д. (разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, пазлы, мозаики, лото и др.).
Строительные — состоят из геометрических тел.
Правила игры для детей и родителей
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра научит нас:
• говорить с ребенком на его языке;
• преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
• оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
• открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
Играя, мы можем научить детей:
• предвидеть стратегию ролевого поведения;
• делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих;
• стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
• доверять друг другу.
Все игры требуют индивидуального подхода, но существуют
общие правила:
• игра не должна включать даже малейшую возможность риска, не должна угрожать здоровью детей;
• игра требует чувства меры и осторожности, не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих; иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре — это недопустимо;
• не будьте занудами! Ваше внедрение в мир детской игры — введение туда новых, развивающих и обучающих элементов — должно быть естественным и желанным. Не критикуйте ребят, не прерывайте их игру или учитесь играть вместе с ними, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела; добровольность — основа игры;
• не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов,
• поддерживайте активный творческий подход к игре; дети — большие фантазеры и выдумщики. Творческая игра так захватывает ребенка, что он испытывает наслаждение от новой фантазии;
• заканчивайте игру ярко, эмоционально, помните, что состязательность в игре — это не цель, а средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра – забава?»
Родительское собрание в нетрадиционной форме (круглого стола)....
Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра – забава?» (младший возраст)
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития.Д.В. Менджерицкая Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме актива...
Сценарий родительского собрания в форме круглого стола "Игра - забава" (Младший дошкольный возраст)
Сценарий родительского собрания в форме круглого стола "Игра - забава" (Младший дошкольный возраст)...
Родительское собрание в форме круглого стола «Игра – забава?» (младший возраст)
Родительское собрание в форме круглого стола «Игра – забава?»(младший возраст)...
Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра – забава?»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи....
Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра – забава?»
повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи....
Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра – забава?»
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития.Д.В. МенджерицкаяЦель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой ...