Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
консультация (младшая группа)
Кризис трёх лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_detey_3-4_let.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет | |
Кризис развития | Кризис трёх лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Для ребенка становится важной система отношений между людьми, а не только действия, выполняемые ими. Перед ним начинает особым образом выступать социальная роль взрослого. Однако желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности. |
Игровая деятельность | Игровые действия носят преимущественно символический характер. У ребенка возникает особое, двойное видение ситуации: с одной стороны, он видит реальный объект, с которым манипулирует; а с другой – имеет в виду то действие взрослого, которое символизирует эта манипуляция. Двойное видение ситуации является основой условности игровой деятельности. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Малыши ограничиваются игрой с одной-двумя ролями. Роль осуществляется фактически, но не называется. Дети четвертого года жизни не планируют сюжеты заранее – они возникают в зависимости от игрового материала. Обычно сюжет – цепочка из двух действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых принимают участие две-три подруги. |
Речь | По развитию речи можно судить о благополучии психического развития ребенка. В этом возрасте происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: более координированными становятся движения мышц языка, губ, нижней челюсти, принимающих самое активное участие в звукообразовании. Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка, слова со стечением двух-трех согласных. Однако, звуковая сторона речи еще несовершенна, - дети неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие, свистящие, сонорные звуки, некоторые звуки пропускают. Также требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата ребенка и над формированием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса. Дети могут заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква, пи-пи-пи), произнося громко гласные звуки. Более продолжительным становится выдох, дети способны протяжно произносить гласные (а, у, и) в течение 3 – 5 сек. У них появляется особая чувствительность к звуковой стороне речи. На четвертом году жизни ребенок начинает использовать практически все основные формы грамматической системы языка. Различает единственное и множественное число предметов. Правильно употребляет слова, обозначающие детенышей животных, выделяет признак предметов (форма, цвет, величина), согласовывает глагол во времени с существительным, понимает назначение предлогов, пользуется разной интонацией. Ошибки, совершаемые детьми, в основном касаются в неумении согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложения. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка. Дети понимают, что у каждого предмета есть свое название, однако связь между словом и обозначаемым объектом они выделяют с трудом, потому что одно и то же слово может быть включено в описание совершенно разных ситуаций и иметь различные контексты. Ребенок отражает в речи сначала предметы ближайшего окружения, потом признаки предметов, затем животных, овощи, фрукты, растения и т.п. Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Дети в состоянии начать пересказ сказки, а иногда с помощью вопросов взрослого и продолжить ее. Умеют рассматривать картинки, игрушки; отвечая на вопросы. Способны поделиться увиденным и пережитым. Вычленяют индивидуальное обращение. |
Общение | Внеситуативно-познавательное. Испытывает потребность в уважении взрослого; познавательная потребность. С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» - начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее: как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек. |
Память | Непосредственная, непроизвольная. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года — до четырех объектов. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением. К 4 годам дети способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. |
Восприятие | Ведущей познавательной функцией является восприятие. Восприятие детей 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, (например, цвет, форма, вкус, величина и др.), не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например, трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном |
Мышление | Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Ребенок стремится сам объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта. Формируется наглядно-образное мышление. У части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое). На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении. |
Воображение | На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3—4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. У детей 3-4 лет воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. |
Внимание | Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Большинство малышей не может сосредоточиться на каком-либо занятии более 5 минут. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности (ребенок может сосредоточенно заниматься даже интересным для него делом не более 15 минут). На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то. |
Личностное развитие | В этом возрасте осуществляется по двум направлениям – с одной стороны, у ребенка формируется представление о самом себе, которое начинает регулировать его поведение, а с другой – представление об окружающем его мире и тех правилах, которые действуют в нем. Ребенок часто обращается ко взрослому за подтверждением правильности своих действий. Чрезвычайно чувствителен к воспитательным воздействиям взрослого. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.
В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "
Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»
Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....
Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»
Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...
Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)
Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...