Музыкотерапия и ее применение в работе с дошкольниками
консультация

Леонтьева Ирина Владимировна

Парадоксом нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. А значит, неизбежно увеличение нагрузок. Вследствие увеличения нагрузок возникают проблемы - стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом.

Работая в детском саду, мы с вами именно это и наблюдаем. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в ДОУ и дома. И наша с вами задача всеми доступными средствами помочь детям решить эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx17.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия и ее применение в работе с дошкольниками

     Любая деятельность обеспечивается работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации.    

Парадоксом нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. А значит, неизбежно увеличение нагрузок. Вследствие увеличения нагрузок возникают проблемы - стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом.

Работая в детском саду, мы с вами именно это и наблюдаем. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в ДОУ и дома. И наша с вами задача всеми доступными средствами помочь детям решить эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка.

         Задача по раннему музыкальному воспитанию дошкольника – это развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей. Сила музыка в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека.

         Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Исследователи рекомендyют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.

         Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).

         Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент». Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Таким образом, изучение и использование основ музыкальной терапии, подбор репертуара, слушания музыки является важным фактором повышения психолого - педагогической эффективности курса в дошкольных образовательных учреждениях.

         Так что же это такое – музыкотерапия?

         Музыкотерапия - метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

         Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

         Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, т.е. может быть активным или пассивным.

         Музыкальное восприятие – сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание. Музыкальное звучание воспринимается как процесс, во время которого сменяются и взаимодействуют различные образы, происходят подъемы и спады, противопоставления, трансформации, смены динамики и статики, напряжения и покоя. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни.

Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивлению, любопытству. Именно гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников, дошкольников и помогает быстрее запомнить новый материал.

                  Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях. Они помогут как при работе с детьми, так при нормализации собственного состояния.

         Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности? В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: музыка Шопена, знаменитые вальсы Штрауса.

         Как уменьшить нервное возбуждение? Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную, тихую музыку. Как правило, помогают следующие произведения знаменитых классиков: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

         Хотите спокойствия? Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы, произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Лунный свет». 

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики «вялым» детишкам можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус № 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика: Бах «Итальянский концерт», Бетховен «Лунная соната». 

Как слушать?

 

• Продолжительность - 15-30 минут.

• Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.

• Во время прослушивания (если это происходит дома) старайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек, сбор учебников, подготовка постели). А еще лучше занимайтесь чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий, поливкой цветов.

Литература:

1. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972. – 381с.

2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.- М.: Композитор, 1997.-162с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар-практикум для воспитателей на тему: «Природный материал и его применение в работе с дошкольниками»(Флорариум)

Конспект семинар-практикум для воспитателей на тему: «Природный материал и его применение в работе с дошкольниками»(Флорариум)Воспитатель: Илясова Вера Алексеевна. Содержани...

Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками.

Этот материал представлен в виде отчёта о проделанной работе по профилактике нарушений осанки и координации движений с помощью музыкотерапии....

"Музыкотерапия и её применение в работе с дошкольниками"

"Музыкотерапия и её применение в работе с дошкольниками"...

Изготовление и применение в работе с дошкольниками детских шумовых инструментов

Музыкальные инструменты для детей всегда остаются необыкновенно привлекательными предметами. Но вдвойне интереснее детям, когда они создают эти инструменты своими руками, а затем используют их в созда...

Технология Лэпбук и её применение в работе с дошкольниками.

В условиях реализации ФГОС Дошкольного Образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали...

Арт-терапия и особенности её применения в работе с дошкольниками с РАС.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии,основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности .Основная цель арт-терапии состоит в гармонизац...