"Что такое ОНР"
консультация

Бочагова Екатерина Алесандровна

Что такое Общее недоразвитие речи?

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. У детей с ОНР имеются следующие особенности, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности: более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам); речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена; ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли; речь детей с ОНР является малопонятной.

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов речевой системы при ОНР.

1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов. Словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»; при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка); часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать; такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»; многие звуки не произносятся; сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень характеризуется достаточно большим словарным запасом . Двухсловные и трехсловные фразы, используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены, например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе); нарушено согласование слов, например: «иса безал» (лиса бежала); в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые, например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон реч, однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц. При этом отмечаются следующие особенности: -неправильное употребление окончаний и согласование слов в предложении: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки); - упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола); -словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица); -неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); -относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); -притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); -и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу); -слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер); - звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»; -нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук).

 

Учитель-логопед: Бочагова Е.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_obshchee_nedorazvitie_rechi.docx12.92 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое Общее недоразвитие речи?

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. У детей с ОНР имеются следующие особенности, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности: более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам); речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена; ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли; речь детей с ОНР является малопонятной.

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов речевой системы при ОНР.

1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов. Словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»; при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка); часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать; такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»; многие звуки не произносятся; сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень характеризуется достаточно большим словарным запасом . Двухсловные и трехсловные фразы, используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены, например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе); нарушено согласование слов, например: «иса безал» (лиса бежала); в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые, например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон реч, однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц. При этом отмечаются следующие особенности: -неправильное употребление окончаний и согласование слов в предложении: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки); - упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола); -словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица); -неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); -относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); -притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); -и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу); -слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер); - звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»; -нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...