Консультация для родителей Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Воспитатель: Мышанская Н.В.
консультация (младшая группа)

Мышанская Нина Васильевна

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью.

Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине    второго  года  происходит   "речевой  взрыв", который проявляется в резком нарастании словаря  и  повышенном интересе ребёнка   к  речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка.  Дети  уже   могут  слушать  и  понимать не только обращённую к ним речь,  но и прислушиваются к словам,  которые к ним не  обращены. Они  уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Это  значит, что речь становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.

Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет
  • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
  • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий
  • движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Начать можно с самомассажа.

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.

6. "КРАБ". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.

8. "СПИРАЛЬКИ". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.

Игры с различными предметами и материалами.

Цели и задачи:

  • развитие хватания
  • развитие согласованных движений обеих рук
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
  • формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний
  • развитие осязания
  • развитие мышления и воображения.

Материалы:

  • Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения:

  • показ действий
  • действия руками ребенка
  • поэтапная словесная инструкция.

Игры:

  • "Прячем ручки",
  • "Спрячь в ладошке",
  • "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
  • "Непослушные колечки" (игра в пирамидку),
  • "Забавные шнурки",
  • "Пришей пуговицу",
  • "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок),
  • "Одеваем кукол",
  • "Поиграй на пианино",
  • "Пальчиковый театр",

Пальчиковые игры.

Цели и задачи:

  • развитие согласованных движений обеих рук,
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
  • развитие внимания.

Методы обучения:

  • показ действий
  • действия руками ребенка
  • самостоятельные действия ребенка.

Предложу вашему вниманию одну игру:

1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками:

Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки. 
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)

- Да, дети, это пальцы.

- А почему вы догадались?

- Почему пальцы "родными братьями" называют?

- У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.

- Любите ли вы играть с пальчиками?

- Покажите пальчики правой (левой) руки.

- Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

- Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?

- Как вы думаете, почему он так называется, большим?

- А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

- Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

- Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

- Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

- И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

- Здравствуй, большак!

- Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

- Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому 
Приходили прямо к дому 
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик, малышок 
Постучался о порог. 
Вместе пальчики друзья 
Друг без друга им нельзя.

- Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая и левая водят поезда, 
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать, 
Правая и левая могут громко хлопать. 
За окошком ходит ночь, 
Руки так устали... 
Правая и левая спят на одеяле.
О.Дриз.

Теневой театр.

Цели и задачи:

  • развитие согласованных движений обеих рук,
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,

Материалы:

  • настольная лампа.

Методы обучения:

  • показ действий,
  • действие руками ребенка.

Предлагаемые фигуры:

"Дерево": поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону ("подул ветер, и дерево закачалось")

"Зайчик": сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими ("заяц шевелит ушками"); можно также изобразить, как зайчик "скачет", "танцует",

"Коза": пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся "рога" на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза "бодается", "ходит".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_motorikemicrosoft_office_word.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»

Консультация для родителей

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Воспитатель: Мышанская Н.В.

Станица Тацинская

Сентябрь 2019г

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью.

Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине    второго  года  происходит   "речевой  взрыв", который проявляется в резком нарастании словаря  и  повышенном интересе ребёнка   к  речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка.  Дети  уже   могут  слушать  и  понимать не только обращённую к ним речь,  но и прислушиваются к словам,  которые к ним не  обращены. Они  уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Это  значит, что речь становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.

Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет
  • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
  • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий
  • движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Начать можно с самомассажа.

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.

6. "КРАБ". И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.

8. "СПИРАЛЬКИ". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.

Игры с различными предметами и материалами.

Цели и задачи:

  • развитие хватания
  • развитие согласованных движений обеих рук
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
  • формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний
  • развитие осязания
  • развитие мышления и воображения.

Материалы:

  • Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения:

  • показ действий
  • действия руками ребенка
  • поэтапная словесная инструкция.

Игры:

  • "Прячем ручки",
  • "Спрячь в ладошке",
  • "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
  • "Непослушные колечки" (игра в пирамидку),
  • "Забавные шнурки",
  • "Пришей пуговицу",
  • "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок),
  • "Одеваем кукол",
  • "Поиграй на пианино",
  • "Пальчиковый театр",

Пальчиковые игры.

Цели и задачи:

  • развитие согласованных движений обеих рук,
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
  • развитие внимания.

Методы обучения:

  • показ действий
  • действия руками ребенка
  • самостоятельные действия ребенка.

Предложу вашему вниманию одну игру:

1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками:

Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки. 
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)

- Да, дети, это пальцы.

- А почему вы догадались?

- Почему пальцы "родными братьями" называют?

- У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.

- Любите ли вы играть с пальчиками?

- Покажите пальчики правой (левой) руки.

- Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

- Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?

- Как вы думаете, почему он так называется, большим?

- А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

- Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

- Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

- Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

- И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

- Здравствуй, большак!

- Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

- Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому 
Приходили прямо к дому 
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик, малышок 
Постучался о порог. 
Вместе пальчики друзья 
Друг без друга им нельзя.

- Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая и левая водят поезда, 
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать, 
Правая и левая могут громко хлопать. 
За окошком ходит ночь, 
Руки так устали... 
Правая и левая спят на одеяле.
О.Дриз.

Теневой театр.

Цели и задачи:

  • развитие согласованных движений обеих рук,
  • развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,

Материалы:

  • настольная лампа.

Методы обучения:

  • показ действий,
  • действие руками ребенка.

Предлагаемые фигуры:

"Дерево": поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону ("подул ветер, и дерево закачалось")

"Зайчик": сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими ("заяц шевелит ушками"); можно также изобразить, как зайчик "скачет", "танцует",

"Коза": пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся "рога" на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза "бодается", "ходит".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его  физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего во...

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста".

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев».Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Мелка моторика – это то, что можно и нужно развивать у ребенка с раннего возраста. Когда малыш еще совсем маленький, мы просто берем его ручку и поглаживаем ладошку, пальчики по 1-5 минуток, поз...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"

Значение развития мелкой моторики рук очень велико. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способ...