Кейс-технология "Кому верить, ребёнку или воспитателю?"
статья
Содержание кейса:
- Чего ждут родители от детского сада.
- Описание проблемной ситуации в детском саду.
- Возможные причины возникновения проблемы.
- Роль родителей в создании подобных ситуаций.
- Мнение воспитателя и способы решения этой проблемы.
- Мнение родителей.
- Необходимость взаимодействия: воспитатель-ребёнок-родители.
- Используемая литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-tehnologiya.docx | 84.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс – технология
Тема: «Кому верить ребёнку или воспитателю?»
Автор: Савинова О.А.
Воспитатель ГБДОУ №4.
Содержание кейса:
- Чего ждут родители от детского сада.
- Описание проблемной ситуации в детском саду.
- Возможные причины возникновения проблемы.
- Роль родителей в создании подобных ситуаций.
- Мнение воспитателя и способы решения этой проблемы.
- Мнение родителей.
- Необходимость взаимодействия: воспитатель-ребёнок-родители.
- Используемая литература.
Ребенок пошел в детский сад, какие же ожидания у родителей в связи с этим событием – это приобретение ребенком новых навыков, общение с детьми, приводящее к появлению новых друзей и, конечно подготовка ребенка к школе. Абсолютно никто из родителей не ждет, что у ребенка могут возникнуть некоторые проблемы в детском саду. Утренние капризы ребенка и вечерние его жалобы это только маленькая часть того с чем могут столкнуться родители.
Что делать, если возникают проблематичные ситуации в детском саду у ребенка? Как родителям справляться с проблемами, когда дети жалуются на воспитателей, на чью сторону вставать?
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и недавно столкнулась с такой проблемой: « Мама пришла забирать дочку из детского сада. Сначала, как обычно, мы поговорили о том, как прошёл день у её ребёнка: как хорошо Маргоша рисует, рассказывает стишки, кушает. Попрощались. Минут через десять мама возвращается и говорит: «А почему Марго сегодня днём не гуляла, а сидела в группе одна? Я спросила у Прохора (мальчик из нашей группы который тоже в это время одевался) и он подтвердил, что Марго не гуляла». Я, скажу честно, сначала растерялась, мама настолько уверенно это говорила. Мне пришлось полностью описать нашу прогулку: что мы делали, во что играли, как вела себя на улице Марго. Мама всё это выслушала, попрощалась со мной и пошла в раздевалку, но по её лицу я поняла, что она поверила своему ребёнку».
Что делать, оставить всё как есть? Но тогда, на мой взгляд, небольшая проблема может превратиться в огромное недоверие к воспитателю. Во-первых, нужно спокойно разобраться в самой проблеме и не рубить с плеча. Виновником может оказаться любой человек и даже сам ребенок, поэтому определив причину проблемы, в основном сразу можно и определить дальнейшие действия.
Поэтому, прежде всего, нужно разобраться: что же на самом деле стоит за таким поведением? Причин может быть несколько:
Иногда происходит так, что родители сами невольно толкают ребенка на обман. Например, мама дома, и в этот момент кто-то позвонил по телефону или в дверь. Не желая общаться, мама просит ребенка сказать, что ее нет дома. Вот и ложь. А дети понимают, что так поступать можно, ведь родители делают. Поэтому необходимо следить и за своими словами и действиями.
Иногда дети фантазируют, сочиняют истории и не только про воспитателей, но и про сверстников, родителей. Если родители проявят большой интерес в подобной ситуации, будут бурно реагировать, подробно расспрашивать, проявлять много новых интересных для ребёнка эмоций, то, скорее всего, ребёнок будет стремиться каждый день приносить им много новых историй о том, как «провинилась» сегодня Елена Сергеевна.
Ложь ради получения выгоды или каких-либо удовольствий – это как раз тот вид неправды, который должен сразу насторожить. Не нужно замалчивать случившееся, сводить происшедшее к шутке. Не стоит игнорировать сам факт лжи. Такой поступок обязательно нужно спокойно обсудить с ребенком, дать ребенку возможность самому признаться. Очень важно, чтобы ребенок, обманув, не смог воспользоваться плодами обмана. Нужно показать, что чувствуют окружающие в результате обмана.
Ребёнок рассказывает Вам что-то, и внимательно смотрит на Вас: как мама к этому относится? Он пробует, экспериментирует, анализирует. Он учится — общаться, жить, потому что работа у него такая: он — Ребенок. Если, после придуманной истории о том, как его обижают, у мамы в глазах проскакивает искорка интереса – значит, эта линия получит дальнейшее развитие. Ведь маме это интересно!
Психологи выявили признаки, по которым можно понять обманывает ли вас ребенок:
- Он повторяет или переспрашивает вопрос, делает вид, что не понял, что вы от него хотите.
- Не может четко и ясно ответить.
- Мгновенное изменение выражения лица, эмоций (улыбка сменяется серьезным лицом).
- Не смотрит в глаза, отводит взгляд.
- Резко начинает говорить очень быстро или наоборот медленно.
- Он мешкается, медленно или быстро дышит, кашляет.
- Трогает нос, уши, прикрывает рот.
- Трет глазки, лоб, подбородок.
- Начинает плакать без причины, когда рассказывает что-то.
- Отвлекает ваше внимание на посторонние вещи или на другие темы.
Какое же действие мамы в этом случае?
Как же разрешилась ситуация в рассмотренном случае? На мой взгляд, мама осталась при своём мнении. Как поступить дальше? Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями и установить доверительные отношения с ними.
Для того чтобы родители хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И они должны это видеть.
Работа с родителями - это процесс общения людей, которые не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют своё видение проблемы и способы её разрешения. Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта воспитателя с родителем, ежедневные информирование родителей о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов достиг. Всей своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.
Шаг за шагом отношения углубляются, родители проникают доверием, у них возрастает чувство уважения к самим себе вместе с осознанием своих возможностей. Ведь воспитание детей в семье и в ДОУ преследуют единые цели и задачи. Так давайте же решать проблему взаимодействия «всем миром» - детским садом, семьёй, обществом.
Использованная литература:
-Т.А.Березина «Технологии взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ».
-Н.Е.Попова «Общение воспитателя с родителями воспитанников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Верьте хотите, хотите не верьте"
Это стихотворение способствует формированию умения правильно проговаривать слова сложной слоговой структуры. Содержание презентации находится в двух файлах....
Игра по ПДД "Верю - не верю"
Игра...
Зачем ребёнку верить в Деда Мороза?
Все меньше и меньше остаётся времени до самого весёлого, самого волшебного, самого чудесного праздника – Нового года. Его с нетерпением ждут не только дети, но и все взрослые. Новый год – э...
Зачем ребёнку верить в Деда Мороза?
Зачем ребёнку верить в Деда Мороза?...
ЧТОБЫ РЕБЁНОК ВЕРИЛ В ДЕДА МОРОЗА
Во времена, когда ребёнок с трёх лет разбирается в планшете лучше, чем родители, сложно поддерживать в нём веру в волшебство и Деда Мороза. Но, как правило, дети сами хотят окружать себя сказкой, поэт...
игра "Верю - не верю"
Игра "Верю - не верю" по теме птицы...
"Верю-не верю"
Интересное занятие на детскую сообразительность...