Я сам!
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_sam.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый ребенок – это маленькая личность, и чем взрослее становится малыш, тем больше нового появляется в его поведении. Пока ребенок еще совсем маленький, родители его купают, меняют ему подгузники – словом, вся ответственность за чистоту малыша лежит на взрослых. Однако за тем наступает период, когда самое главное задание, которое решает маленький человек, - это необходимость самоутвердиться в мире, доказать свою самостоятельность и независимость. «Я сам» - такие слова сопровождают каждый шаг ребенка. Как правильно пережить такой непростой период взросления малыша.

                              Осознание себя.

Ребёнок осознаёт себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному трёхлетию дети психологически отделяются от матери. Малыш начинает понимать, что он – не часть мамы, не какой-то абстрактный мальчик или девочка, а «Я». В трёхлетнем возрасте дети настойчиво отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме, упрямстве, непослушании. Это период в жизни малыша, когда ребёнок любой ценой должен доказать право на самостоятельность решений, на собственные желания и потребности, которые не зависят от воли взрослых. Причем, если ребенку не удастся убедить в этом, в первую очередь, самого себя, в будущей жизни ему будет чрезвычайно трудно. Ребёнок осознал себя как личность, он стремится стать взрослым, действовать самостоятельно, делать как старшие. Конечно, это ему не всегда удаётся, поэтому и вызывает протест и негативизм. Ребёнок отказывается подчиняться требованиям, которые ставят взрослые, настаивает на собственном мнении, своем решении, иногда это бывает похоже на постоянный протест и объявление «войны» родителям.                                      

              Поддерживать самостоятельность.

Родителям стоит проявить максимум терпения и представить ребенку как можно больше самостоятельности в тех сферах, где это возможно. Специалисты установили, что если родители поощряют желание малыша самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно, а значит и приносит родителям меньше тревог с точки зрения личной безопасности.

Как правильно и в чём поддерживать малыша? Большинство детей, например, обожают возиться в воде, и родителям достаточно лишь пару раз показать, как надо умываться. Чтобы ребенок дотянулся до раковины, можно использовать специальную подставку в виде широкой и устойчивой лестницы с двумя-тремя ступеньками.

Научите малыша самостоятельно чистить зубки. Возраст, когда ребёнок научится самостоятельно чистить зубы, зависит от уровня развития моторики. Восьмимесячный малыш может засовывать зубную щетку себе в рот и грызть её, годовалый будет пытаться имитировать движения взрослого, а вот ближе к 2 годам чистку зубов уже можно полностью доверить ребенку.

Поддержите желание ребёнка самостоятельно застилать свою постель. На первых порах покажите и объясните, с чего начать, как выровнять одеяло и покрывало. Просите ребёнка подержать, потянуть, положить, расправить постельные принадлежности. Покажите малышу, что вы доверяете ему выполнение этой задачи и постепенно давайте все больше самостоятельности.

Привлекайте ребёнка к выполнению домашних дел: вытереть небольшой тряпочкой пыль, вымыть кусочек пола на кухне, постирать носовые платки или кукольную одежду. Для стирки приготовьте устойчивую скамеечку или, если возможно, даже небольшой столик. Помогите ему организовать рабочее место и покажите правильные приёмы работы. Не лишайте ребёнка удовольствия быть полезным и ощутить радость за самостоятельно выполненную работу.

Приучайте ребёнка самостоятельно справляться с одеждой и обувью. Вначале он будет делать это медленно. Наберитесь терпения и не вмешивайтесь. Научите его выворачивать вещи на лицевую сторону и раскладывать по определённым местам.

Такие элементарные навыки самостоятельности позволят воспитать у малыша ощущение уверенности в себе, и это станет очень полезным уже в ближайшем будущем, когда он пойдет в садик.

                          Терпение и понимание.

Когда у ребенка появилось желание проявить собственное «Я», и он ищет поводы, чтобы противопоставить себя взрослому. Во время кризиса ребёнок ярко показывает своё несогласие с предложениями, идущими от родителей. Договориться с малышом в этот период бывает очень трудно. Например, в ответ на слова мамы «идёт дождь» можно услышать – «не идёт дождь!». Такое поведение нужно просто принимать, оно закономерно пройдёт. Будьте терпеливы, не пытайтесь спорить с ребёнком, попытки его переубедить приведут только к обоюдному раздражению и испортят отношения. В этот период для поведения ребенка характерно немалое упрямство. Ребёнок упорствует в том, что неразумно. Родителям важно понимать, что протест чада направлен не на них лично. Дайте малышу действовать самостоятельно, даже если он оденется неправильно или упадёт в лужу. Важно, чтобы он почувствовал своё действие и увидел его результат, понял, что случилось.

Через определённое время после проявлений «кризисного» поведения, испытав терпение родителей, узнав об определённых границах дозволенного в своём поведении, ваш малыш станет намного более самостоятельным и  взрослым. Он продолжит развиваться и изменяться, но уже на другом уровне. Ведь теперь эта маленькая личность уже много знает и может, она научилась важным вещам. Таким образом, взаимоотношения со взрослыми поднимаются на качественно новый уровень.