Ребенок на пятом году жизни разительно отличается от того, каким он был год назад. И это связано не только с совершенствованием физических навыков и умений. Возрастные особенности развития детей в возрасте 4 – 5 лет характеризуются, прежде всего, тем, что дошкольник уже пришел в себя после недавнего кризиса, поэтому способен более плодотворно развиваться в психоэмоциональном, творческом плане. Малыш становится намного мудрее, прогрессируют его аналитические способности.
Общая картина возраста
Возраст 4–5 лет для родителей пора относительного штиля: «войны за власть и территорию» завершены, теперь ребенок более спокоен, собран, послушен. Он уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых и стремится к внешней самостоятельности (хотя психологическая близость с родителями, особенно с матерью, будет важна для ребенка на протяжении, как минимум, всей школьной жизни).
Одной из главных отличительных черт этого возраста является то, что ребенок начинает любить родных. Не просто говорить «люблю», потому что так принято выражать чувства среди его ближайшего окружения, а по-настоящему любить, понимая всю глубину этой привязанности. Это ценное чувство важно не утратить, не разрушить неправильными действиями взрослых.
По-прежнему огромное влияние на общее развитие ребенка оказывает развитие психическое. При этом характеристика возрастных особенностей периода 4–5 лет включает следующие аспекты.
Демонстрация самостоятельности и инициативы для повышения собственной значимости в глазах родителей. Это значит, ребенок стремится завоевать уважение и высокую оценку взрослых своим поступкам, ждет от них похвалы за достижения и добрые дела. Не получив похвал, малыш отреагирует обидой.
Внимание к своему здоровью и самочувствию. Малыш уже довольно точно может описать свое состояние и старается сообщить маме или воспитателю, если самочувствие ухудшилось.
Этическое становление. Малыш начинает понимать ощущения и чувства других людей (не только себя или сверстников), учится сопереживать чужому горю, находить выход из конфликтных ситуаций при общении с окружающими.
Активная социализация. Круг отношений только внутри семьи для ребенка окончательно разрывается. Дошкольник все больше погружается в мир сверстников, все больше нуждается не только в их внимании, но и в одобрении, поддержке, уважении. Дети пятилетнего возраста не просто играют вместе – они делятся впечатлениями о произошедших событиях, покупках, о том, как прошел их день.
Развитие воображения, повышение роли сказок. На пятом году жизни у ребенка активно развиваются творческие способности и воображение. Малыши часто живут в придуманном мире, где они играют главную роль, побеждают зло, обладают силой, мудростью, добиваются признания своих достижений, которые недостаточно реализованы в реальности. К тому же, обычная сказка сейчас помогает ребенку найти решение многих его насущных психологических проблем, предлагая систему образов, среди которых малыш выбирает более импонирующие. Он учится различать добро и зло, быть положительным.
Неуемная любознательность. Дошкольнику этого возраста интересно все на свете. Он задает самые разнообразные вопросы и ждет полных ответов от взрослых. Если в этот момент он не будет удовлетворять потребность в такой информации, у него может навсегда пропасть тяга к познанию!
Ранимость и чувствительность. На пятом году жизни дошкольники болезненно реагируют на замечания, наказания. Неловко брошенная фраза взрослого может зародить в ранимой детской душе букет комплексов, которые помешают ему успешно реализоваться во взрослой жизни.
Страхи и кошмары. Бурное развитие фантазии может не всегда положительно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка, порождая самые разные страхи и «плохие сны».
Значительное усложнение игровой деятельности. Игра в этом возрасте у детей становится гораздо более сложной, сюжетно-ролевой. Дети играют в магазин, в дочки-матери, больницу, войнушки. Во время игр малыши развивают способности взаимодействия, проявляя всю гамму эмоций: ссорятся, мирятся, помогают, ревнуют, дружат.
Различие людей по половому признаку становится намного глубже. Теперь дети могут разделять по половому признаку не только одежду или прическу, но и, например, поведение, профессии, черты характера, манеру поведения, родственные связи (девочка – сестра, дочь, внучка, мальчик – сын, брат, внук).
Повышенная склонность к запоминанию. Хотя память еще непроизвольна, именно на пятом году ребенок склонен запоминать множество самых разных вещей с такой интенсивностью, которой он уже не достигнет в последующие годы.
Совет
В этом возрасте недостатки воспитания могут привести к тому, что вредные привычки или черты характера ребенка закрепятся на всю дальнейшую жизнь, исправить это будет очень сложно. Правильно реагируйте на поведение ребенка, своевременно «гасите» все «горячие точки». Прививайте ему нормы и правила поведения, чтобы избегать конфликтов и непослушания. При необходимости обратитесь к профессиональному детскому психологу.
Что ж, вполне благополучная картина, если не считать страхов. Но в том и заключается важная обязанность родителей – вовремя реагировать на происходящее с их малышом. Направляя фантазию в нужное русло, увлекая ребенка интересной беседой или веселой игрой, переключая малыша на позитив, они могут блокировать страхи.
Стремительное развитие речи
Как видно, возрастные особенности развития ребенка пятого года жизни характеризуются ростом навыков социализации (особенно – в детском коллективе), эмоциональных проявлений, настоящим буйством воображения. Все это приводит к активному совершенствованию речевых навыков:
малыш уже употребляет от одной до трех тысяч слов, относящихся к разным частям речи;
строит предложения из 6–10 слов;
понимает значение предлогов и правильно их применяет в речи;
правильно употребляет множественное число;
использует в речи сравнительные и оценочные суждения;
правильно называет свой возраст, имя, фамилию, адрес проживания;
может поддержать беседу – развернуто отвечает на вопросы, правильно строит собственные вопросительные конструкции;
учит наизусть детские стихи, песенки, потешки;
знает названия и суть нескольких профессий.
Совет
Если ребенок значительно отстает от приведенных здесь ориентиров развития, займитесь выравниванием положения. Оттачивайте мелкую моторику, координацию, больше читайте ребенку, окружите активной речевой средой – проговаривайте с ним все, что происходит или планируется, обсуждайте его чувства, впечатления. Добавьте эмоции: хвалите, радуйтесь вместе с ребенком, восхищайтесь его достижениями. Ведь речь – главный инструмент человеческой коммуникации, показатель зрелости мышления, уровня развития интеллекта, готовности к общению с преподавателями в школе (а до нее осталось не так много).