Мастер-класс для родителей по матиматике
учебно-методический материал

Образовательный мастер-класс для родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей . Материал  в легкой и доступной форме позволяет родителям использовать игры, предложенные педагогом в качестве обучения азам математики в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley_matematika.docx445.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                          «Центр развития ребенка - детский сад  № 282» городского округа Самара

443051 Самара, ул. Елизарова,5   ~   ds282sa@mail.ru   ~   Тел.996-84-32. факс 9544043

Мастер-класс для родителей

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

посредством логико-математических игр»

Воспитатель: Воинова И.П.

Мастер-класс для родителей

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

посредством логико-математических игр»

Цель мастер-класса: осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей.

Задачи мастер-класса: - познакомить родителей с логико-математическими играми для развития логического мышления детей;

- обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр  в домашних условиях;

- реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду;

- развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания;

- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Добрый  день, уважаемые  родители!

Я хочу познакомить  вас с игровым материалом, который вы можете использовать дома:

  •  «Что лишнее?» - из четырех – пяти предметов дети выбирают лишнюю фигуру и объясняют свой выбор.
  • Словесная  игра «Что лишнее?» - Света, Марина, Коля, Кристина, Вера.
  • «Назови соседей» - числа 5, вторника, осени и т.д.
  • «Найди закономерность» - детям предлагается найти закономерность и продолжить ряд.
  • «Что перепутал художник?» - у детей развивается не только мышление, но и зрительное восприятие, внимание.
  • «Шуточные логические задачи» - «Какого цвета волосы у колобка?»
  • «Выложи рисунок  из палочек (спичек)»
  • «Выложи узор из кубиков, палочек Кюизинера»
  • «Сложи квадрат»
  • «Блоки Дьенеша»

 А теперь давайте поиграем:

 Задание  1. «КЛУБОК СКАЗОК» 
Сколько сказок спряталось в клубке?
Жили – были Дед и Баба. И была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичка – не простое, а золотое.(Курочка Ряба) Положила его Баба на окошко студиться. А лиса его ам - съела.(Колобок) Дед тянет – потянет – вытащить не может.(Репка) Плачет Дед, плачет Баба.(Курочка Ряба). Дед и говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!». (Гуси - Лебеди). Баба взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. (Красная Шапочка) Долго ли, коротко ли, смотрит: стоит избушка на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. (Гуси – Лебеди)
- Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? 
- Я, Волчок – серый бочок.
- Пусти меня к себе жить. (Теремок)
- Дерни за веревочку, дверь и откроется! 
- Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие зубы?
- Это чтобы скорее съесть тебя!
- Не ешь меня, я тебе, песенку спою! (Красная Шапочка)
Я – веселый Серый Волк. В поросятах знаю толк! (Три поросенка)
Тут и Дед с ярмарки вернулся. Обрадовались они стали жить поживать и добра наживать! (Гуси - Лебеди)
Кто сосчитал, сколько сказок спряталось в этом клубке и если можете, назовите их.

Задание  2. Послушайте маленькие истории, если вы услышите слово или слог «3», то хлопните один раз в ладоши. 
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри (хлопают)
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых … три (хлопают) .
Недавно поезд на вокзале
Мне три (хлопают) часа
Пришлось прождать.
Зато успел за это время
Я и постричься (хлопают), и поспать.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри (хлопают)
На старте не хитри (хлопают),
А жди команду «раз, два… три» (хлопают) .
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри, до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше… три (хлопают)

Задание 3.Логические блоки Дьенеша – это комплект геометрических фигур, который состоит:

  • из фигур четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
  • из фигур трех цветов (красный, синий, желтый);
  • из фигур двух размеров (большие и маленькие);
  • из фигур двух видов толщины (толстые и тонкие).

Каждая геометрическая фигура имеет 4 признака: форму, цвет, размер, толщину, которые закодированы. Познакомить родителей с символами блоков Дьенеш а(карточки,схемы).

 Сейчас я предлагаю вам поиграть в блоки Дьенеша:

1) Найдите квадрат, желтого цвета, большой, тонкий.

2) Найдите треугольник, красного цвета, маленький, толстый.

3) Найдите прямоугольник, синего цвета, большой, толстый.

Прошу вас выйти на ковер: нужно разложить фигуры в два обруча, в красный обруч положите все желтые фигуры, а в синий обруч – все круглые. (Если затрудняются – объяснить про зону пересечения).

Задание 4  ГЕОМЕТРИЯ ИЛИ ИГРА ТАНГРАМ.

Существуют различные легенды о появлении танграма. Нам больше всего нравится легенда о том, как три мудреца придумали ТАНГРАМ.
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик был здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император призвал к себе трех мудрецов. 
- Один, из которых был известен как математик. 
- Другой прославился как художник. 
- А третий был знаменитым философом. 
И повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей.

Правила игры:
игра заключается в том, чтобы собирать из кусочков квадрат, разрезанный на семь частей, силуэты людей, животных, птиц, предметов.
1. в собранную фигуру должны входить все семь частей.
2. части не должны налегать друг на друга.
3. части должны примыкать друг к другу.
Существует множество задач для  танграма. Простые — выложить фигуру по контурному рисунку. Более сложные задачи — выложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой.
Ну, и конечно, можно придумывать свои фигуры, развивая фантазию.
Можно придумать множество игр с танграмом. . А сейчас соберем фигуры животных по образцу.
Я  предлагаю  собрать танграм  в виде квадрата, кто быстрее соберёт. 
Молодцы с заданием справились все отлично.

http://kladraz.ru/upload/blogs/6742_41a1e198e085618119e8a1d25a7f730a.jpg

 Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы.

Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

• Задачи:

• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

• осваивать прямой и обратный счет.

• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.

• научить делить целое на части и измерять объекты.

• развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

• развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

• развивать логическое мышление, внимание, память.

• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

. Набор способствуетразвитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Задание 5  Игры с палочками Кюизенера.

Вот несколько самых популярных заданий:

• Попросить родителей показать нам палочку, цвет которой не будет красным и черным.

• Какого цвета палочка короче синяя или красная, фиолетовая или черная.

• Покажите нам две палочки одинакового цвета. Какая из этих палочек самая длинная?

• Предложить родителям сделать лесенку из палочек преимущественно бордового, оранжевого и фиолетового цветов. Затем усложните задачу – нужно вставить в готовую лесенку синюю и черную палочку.

• Пройдитесь пальцами по лесенке вверх, называя через ступеньку цвета палочек, а потом вниз, называя цвет уже каждой палочки.

• Игра «Назови число». Взрослый говорит любое число, а ребенок должен к нему найти подходящую палочку. Затем все наоборот. Взрослый сам выбирает палочку, а ребенок уже основываясь на ее длине называет число, к примеру, вы показываете голубую палочку, а ребенок отвечает 3. Чтобы малыш не запутался. Начните говорить числа по порядку от меньшего к большему, и чуть позже усложните задачу, называя цифры вразброс.

 Игра "Строим дорожки".

 Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.

Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.

Игра " Лесенка для зайки". 

Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.

Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.

Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.

Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,

Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,

Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,

Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,

Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.

А в заключение я пожелаю, пусть математика будет полезна вам, вашим детям и  нашим воспитанникам.
Удач вам в поисках красивых решений и увлекательных задач.
                                         Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...