Для Вас, родители
материал (младшая группа)

Период адаптации ребенка к условиям детского сада в настоящее время невозможен без профессионального психологического сопровождения родителей, педагогов и детей. Психологическое сопровождение предполагает диагностическое направление. В практике педагогов-психологов детских садов показал свою эффективность метод анкетирования родителей.

Анкетирование проводится в течение всего периода адаптации. Еще до прихода ребенка в дошкольную образовательную организацию при встрече родителей и педагогов с родителями предлагается анкета-прогноз “Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение” (Печора К.Л.). Отвечая на вопросы анкеты, родители смогут оценить степень готовности ребенка к новым условиям на основе своих наблюдений и семейного опыта и предотвратить возможные трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Анкетирование родителей в период адаптации ребенка к условиям детского сада

Период адаптации ребенка к условиям детского сада в настоящее время невозможен без профессионального психологического сопровождения родителей, педагогов и детей. Психологическое сопровождение предполагает диагностическое направление. В практике педагогов-психологов детских садов показал свою эффективность метод анкетирования родителей.

Анкетирование проводится в течение всего периода адаптации. Еще до прихода ребенка в дошкольную образовательную организацию при встрече родителей и педагогов с родителями предлагается анкета-прогноз “Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение” (Печора К.Л.). Отвечая на вопросы анкеты, родители смогут оценить степень готовности ребенка к новым условиям на основе своих наблюдений и семейного опыта и предотвратить возможные трудности. На первой неделе присутствия ребенка в ясельной или младшей группе родителям предлагается анкета №1 и №2. Информация, полученная из этих анкет, дает представление педагогам  детского сада о личностных особенностях ребенка, о чертах семейного воспитания, о способах психологической поддержки ребенка. На второй неделе и спустя три месяца после прихода ребенка в детский сад, родителям предлагается “Карта наблюдений”, в которой они смогут оценить физическое и психологическое самочувствие ребенка в период адаптации. Проанализировав две карты наблюдений, можно сделать вывод о наличии динамики в процессе адаптации. В конце периода адаптации мы предлагаем родителя ответить на вопросы анкеты №3. Отвечая на вопросы данной анкеты, родители анализируют домашнюю среду для развития ребенка, узнают о задачах познавательного развития ребенка 2-3 лет.

Полученные в результате анкетирования сведения помогают оказывать психологическую помощь родителям и детям в период адаптации. Предложенные анкеты являются продуктом сотрудничества и будут полезны педагогам и психологам детских садов.

Анкета-прогноз для родителей

            “Готов ли ребенок к детскому саду?”

Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

  1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла       Неустойчивое - 2 балла          

Подавленное - 1 балл

  1. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла    Долго не засыпает - 2 балла        Неспокойно - 1 балл

  1. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные….)?

Да - 1 балл             Нет - 3 балла

      4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла            1 ч - 1 балл

      5. Какой аппетит у вашего ребенка?

Хороший - 4 балла         Избирательный - 3 балла     Неустойчивый - 2 балла     Плохой - 1 балл

      6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла              Отрицательно - 1 балл

      7. Просится ли ребенок на горшок?

Да - 3 балла      Нет, но бывает сухой - 2 балла          Нет, и ходит мокрый - 1 балл

      8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)  - 1 балл         Нет - 3 балла

      9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла          Иногда - 2 балла         Нет - 1 балл

     

     10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла          Иногда - 2 балла          Нет - 1 балл

     11. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла       Не всегда - 2 балла      

Не играет сам - 1 балл

     12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла        Избирательно - 2 балла        Трудно - 1 балл

     13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла               Избирательно - 2 балла            

Трудно - 1 балл

    14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла                  Не всегда - 2 балла             Нет - 1 балл

    15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла                        Не всегда - 2 балла                       Нет - 1 балл

    16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла                 Тяжело - 1 балл

    17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл                     Нет - 3 балла.

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;

условно готов - 39-24 балла;

не готов - 23-16 баллов.

Анкета для родителей детей раннего возраста №1

Уважаемые родители! Мы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок успешнее адаптировался к детскому саду. Чтобы найти к малышу индивидуальный подход, нам необходимо знать особенности Вашего ребенка. Поэтому просим Вас заполнить ряд анкет. Спасибо за сотрудничество!

1. Как Вы называете ребенка дома? _____________________________

2. Какие индивидуальные особенности ребенка Вы хотели бы отметить?

________________________________________________________

3. Чем больше всего любит ребенок заниматься? __________________

Чем можно доставить ему радость? _____________________________

4. Существует ли дома режим дня, придерживаетесь ли Вы его _____________

5. Охотно ли ребенок вступает в общение:

С детьми своего возраста ________________________________

С детьми старшего возраста _____________________________

С родными ____________________________________________

Со знакомыми _________________________________________

С незнакомыми ________________________________________

6. Какое общение предпочитает малыш?

Эмоциональное                                      Предметное

7. Как ведет себя при расставании и встрече с близкими? _________

8. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого?

Подходит ли к нему, если тот подзывает? ____________________

Есть ли в поведении элементы конфликтности? _______________

9. Каким образом устанавливает контакт с “чужим” взрослым? ___________________

10. Как ребенок играет?

Просто манипулирует предметами

Обыгрывает предметы, подражает действиям взрослых

 11. Выполняет ли ребенок поручения? Какие? ____________________

12. Какие развивающие занятия Вы проводите дома? Как часто? _____________________

13. Ваши пожелания воспитателям в развитии Вашего ребенка _____ _________________

Анкета для родителей детей раннего возраста №2

1. Фамилия, имя ребенка ____________________________________

2. Фамилия, имя, отчество мамы, возраст, образование ____________________________

3. Фамилия, имя, отчество папы, возраст, образование

__________________________________________

4.Состояние здоровья ребенка:

Наиболее частое заболевание ______________________

Хронические заболевания ребенка __________________        

 Перенес ли ребенок родовую травму ________________

5.Семейная ситуация:  

Полная ли семья? _________________________________

Живут ли Ваши родители с Вами? ___________________

Сколько детей в семье (укажите их возраст)? ______________ _

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан? ____________________

7. Часто ли в Вашем доме бывают гости? _______________________

8. Насколько часто Вы ходите куда-либо с ребенком? Куда?

__________________________________________________

9. Какие привычки и традиции сложились дома:

В еде _____________________________________________

В засыпании _______________________________________

В пользовании туалетом ____________________________

Какие требования предъявляете к ребенку в эти моменты?

____________________________________________________

10. Как Вы поощряете ребенка? ______________________

11. Как наказываете? _______________________________

12. Как воспринимает детский сад ребенок?_______________

13. Как воспринимаете детский сад Вы?_________________________

14. О чем Вы тревожитесь, отдавая ребенка в группу? ________

15. Какие вопросы по воспитанию ребенка вас волнуют? _____

16. С кем из специалистов детского сада хотелось бы встретиться? _____

Спасибо за сотрудничество!

Карта наблюдений.

Адаптация ребенка к условиям детского сада

Уважаемые родители! Оцените наличие у Вашего ребенка следующих поведенческих реакций: подчеркните характерное для ребенка состояние в домашней обстановке в течение этой недели

1. Эмоциональное состояние ребенка.

Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

Иногда задумчив, плаксив.

Легкая плаксивость, хныканье.

Плачет за компанию, плач приступообразен.

Сильный плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка.

Много друзей, охотно играет с детьми.

Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

Недружелюбен, агрессивен, мешает играть другим.

3. Сон ребенка.

Спокойный, глубокий, засыпает быстро.

Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка.

Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

Нормальный аппетит, ест до насыщения.

Аппетит выборочный, но насыщенный.

Отвергает некоторые блюда, капризничает.

Приходится следить за тем, чтобы ел, ест неохотно, долго.

Отвращение к еде, кормление мучительно.

5. Отметьте, какие проявления бывают у Вашего ребенка.

Сосет палец, жует что-нибудь, жадно, без разбора.

Грызет ногти.

Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук.

Недержание мочи, кала.

Выдергивание волос.

Игра с половыми органами.

Боязнь контактов, стремление к уединению.

Анкета для родителей детей раннего возраста №3

Уважаемые родители! В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир, поэтому так важно создать вокруг малыша среду, которая развивает и воспитывает его. Прочтите, пожалуйста, высказывания и подчеркните те из них, которые Вам подходят.

1. У моего ребенка есть отдельная комната (уголок), где он может играть и хранить свои игрушки.

У моего ребенка нет определенного места, где он играет.

У ребенка есть определенное место, где он играет.

2. В игровом уголке есть стол и стул, подходящие для его возраста.

3. На полке у моего ребенка больше кубиков, конструкторов, пирамидок.

На полке у моего ребенка больше машинок, кукол, мягких игрушек.

4. У моего ребенка есть любимая игрушка.

У моего ребенка нет любимой игрушки.

5. Моего ребенка мало интересуют игрушки, он любит играть другими предметами.

6. Моему ребенку всегда доступна бумага, карандаши, пластилин, краски.

Моему ребенку недоступны бумага, карандаши, пластилин, краски.

7. Я каждый день читаю книги своему ребенку.

У меня нет времени на чтение книг.

8. У моего ребенка есть любимая сказка, которую он готов слушать много раз. Какая?

9. В нашем доме имеется спортивный комплекс.

10. Мы вместе с ребенком делаем зарядку, занимаемся спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...