Памятка для родителей "Детская агрессия"
консультация

В памятке рассмотрены причины возникновения детской агрессии, описаны упражнения для ее преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_agressiya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

Консультация на тему:

«Детская агрессия»

Подготовила: педагог-психолог, социальный педагог

Зубаирова Анастасия Сергеевна

2014 г.

Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.

Э. Бомбек

Причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей:

  1. Наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституционально обусловленное поведение родителей или родственников);
  2. Биологические факторы (агрессивное поведение связывает с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
  3. Некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.);
  4. Влияние социального окружения.

Для дошкольного возраста значимыми являются три фактора:

  • Семья
  • Окружающие дети
  • Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом.

Критерии агрессивности

Ребёнок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родителям:

1. Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребёнку = вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей = ребёнок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.

2. Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания = уровень агрессивности у ребёнка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям = вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте; проявления защитной агрессивности.

3. Родители не обращают внимание на агрессивное поведение, вспыльчивость ребёнка, не контролируют его поведение = вседозволенность = проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.

4. Родители не дают возможности ребёнку проявлять способность к самостоятельному выбору, не позволяет ребёнку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева, = ребёнок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции = деструктивная агрессивность = насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.

5. Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребёнка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире или по поводу педагогического стиля в детском саду и т.д.) = у ребёнка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед = вероятность, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения = проявления агрессии.

6. Конфликты между родителями, развод = демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне) = формирование агрессивной модели «выяснения отношений».

Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:

  1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда оно явно целесообразно.
  2. Наказание не должно восприниматься ребёнком, как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.
  3. После наказания поступок, плохое поведение должно быть «предано забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о самом наказании.
  4. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребёнком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно

усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.

  1. Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят ни какой пользы, только нервируют ребёнка, весь детский коллектив.
  2. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
  3. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  2. Демонстрировать модель неагрес-сивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказание не должны унижать ребёнка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

Упражнения для работы с агрессией детей дошкольного возраста

Техника «Набивка» смять в небольшой комочек бумагу и рисовать приёмом «набивка». Обычно движения рисующих «набивкой» резкие, ритмичные, активные. После набивания необходимо с ребенком обсудить данное упражнение, посмотреть какие интересные фигуры получились.

Техника «Салют» - рвать бумагу на мелкие кусочки, которые затем можно подбрасывать, оббиваться от неприятеля или устроить салют, набирая мелкие бумажки и подкидывая их вверх. Рванные кусочки можно использовать для создания коллажей. 

Техника «Салют из пены» способствует снятию напряжения, тактильной стимуляции, развитию воображения, гармонизации эмоционального состояния. Необходимо в чашку набрать воды, добавить немного шампуня, и дуть через трубочку в воду. Получаются интересные пенные замки. Детей это очень радует, удивляет.

Техника «Война на листе бумаги». В игру можно играть вдвоем, втроем. Для игры необходим лист А3 или можно соединить листы А4, карандаши, краски. Играющие садятся друг против друга, схематично рисуют танки, самолеты и другую военную технику. Затем выбирается тот, кто наступает первый и начинается война на листе бумаги со стрельбой, взрывами, ранами. Краски можно использовать как бомбы. Затем, выбрав победителя (естественно это будет ребенок) можно устроить праздничный салют из пены. В пену можно добавлять различные цвета красок. 

Работа со свечами. Хороший способ снять напряжение для детей. Для этого необходимо  капать свечой на лист бумаги, например, на черный лист, получиться снегопад. Можно создавать различные рисунки с помощью свечей. Затем можно раскрасить полученное творчество, с помощью красок и мыла. 

Техника «Мелки – наперегонки» направлена на отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния. Техника заключается в том, что ребенок в разном темпе делает штрихи на листе.

«Рвание бумаги» – способствует снятию напряжения, отреагирования агрессивных тенденций.

«Бой с подушкой» - способствует отреагированию агрессивности, снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Список используемой литературы:

  1. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [текст] / М.В. Киселева. – Речь, 2007. – 336 с.
  2. Цветочный мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [текст] /  Л.Д. Мардер – М.: Генезис, 2007. – 143 с.
  3. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006. – 176 с.
  4. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений.- Ростов на Дону: Феникс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятки по агрессии

разработаны мной памятки ля родителей и педагогов...

Памятка родителям по предупреждению детской агрессии

Памятка родителям по предупреждению детской агрессии.Памятка №1. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.Постарайтесь сохранить в своей семье атм...

Памятка родителям ребенка, проявляющего агрессию

Памятка родителям ребенка, проявляющего агрессию, Несколько советов о том, как следует слушать ребёнка, Дополнительные советы, которые следует обдумать, если вы хотите, чтобы ваши наставления достигал...

Памятка для родителей. Агрессия у детей.

Информация для родителей. Что такое агрессия? Почему ребенок может стать агрессивным& Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения. Что делать, чтобы подобно...

Памятка для родителей «Детская агрессия. Причины и способы её преодоления»

Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в общ...

ПАМЯТКА.Советы родителям детей проявляющим признаки агрессии.

Советы родителям детей проявляющим признаки агрессии....

Памятка для родителей по профилактике агрессии у детей

Памятка для родителей по профилактике агрессии у детей...