Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь».
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Играем пальчиками и развиваем речь».
При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика) быстрее развиваются речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должно проводиться регулярно. Только тогда можно будет достигнуть наибольшей эффективности.
Тренировку пальцев рук ребенка нужно начинать как можно раньше. Сюда входит массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и легкое разминание в течение 2-3 минут. Далее следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают и разгибают родители, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Для детей 4-5 лет игры с пальчиками будут интересны, особенно если они будут играть с вами - родителями.
Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких как «Посолим суп»(собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки).
Затем можно перейти к более сложным играм. В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения можно разделить на три группы
1 группа. Упражнения для кистей рук
- Развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;
- Учат напрягать и расслаблять мышцы;
- Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- Учат переключатся с одного движения на другое.
«Солнце»
Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало. | Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть |
2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:
- Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» - топают ножки, Мальчик ходит по дорожке. | Указательный и средний пальцы «ходят» по столу. |
3 группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
«Посчитаем»
Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.
Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – Крепкие, дружные, Все такие нужные… | Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
«По кругу»
Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу! | Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения. |
«Здравствуй пальчик, старший брат»
По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.
Барсик сунул к мышкам нос. «Мышки, есть один вопрос: Может, знает кто из вас, Скоро ль будет тихий час?» | На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия – смена руки. |
Пальчиковая гимнастика:
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после того – двумя одновременно.
- Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый легкий.
- Сначала покажите ребёнку и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их...
Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»от учителя-логопеда: Бодренко Татьяны СергеевныЦель: повысить уровень осведомленности родителей по использовани...
Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»...
Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Консультация для родителей детей второй младшей группы на тему "Играем пальчиками и развиваем речь"...
Консультация для родителей на тему: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....