Консультация «Народные игры - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем».
консультация (подготовительная группа)

Михалюк Ольга Михайловна

Цель: вызвать интерес к народным играм, способствовать расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулировать переход детского организма к более высокой ступени развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_narodnyh_igrah.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Народные игры - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем».

Цель: вызвать интерес к народным играм, способствовать расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулировать переход детского организма к более высокой ступени развития.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Народная игра всесторонне развивает детей:

Русские народные игры для детей дошкольного возраста ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают интерес к народному творчеству.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

- в умственном воспитании – углубляются и уточняются знания о животных, птицах, обрядах и т. д.

- в эстетическом воспитании – развивается художественный вкус через песни, танцы, элементы ряженья.

- в физическом воспитании – через движения и положительное эмоциональное состояние создаются условия для воспитания доброжелательного характера.

Игры можно разделить на:

1. Хороводные - хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действие.
2.
Пальчиковые – в этих играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.
3.
 Драматические – в основе этих игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески.

4. Состязательные - отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок.

Игры можно разделить по видам движений: игры с бегом, с прыжками, с метанием; некоторые из них можно проводить как в тёплое, так и в холодное время года. Есть игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

«Горелки»

В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечётным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Выбирается водящий – он и будет «гореть».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Пока не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Данная игра учит детей действовать по сигналу, развивает ловкость, увёртливость, воспитывает выдержку, умение соблюдать правила игры, формирует дружеские взаимоотношения между детьми.

«Гуси - лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси – лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси – гуси!

- Га – га – га!

- Есть хотите?

- Да, да, да!

- Так летите же домой!

- Нам нельзя!

Серый волк под горой

не пускает нас домой!

- Ну летите как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси летят в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры: гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну летите как хотите, только крылья берегите!»

Игра «Гуси - лебеди» способствует закреплению умений выполнять действия взятой на себя роли, учит согласовывать слова с игровыми действиями, упражняет в беге с увёртыванием. Также развивает у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции, воспитывает целеустремлённость, положительный эмоциональный настрой.

«Жмурки»

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают.

- Кот, кот, на чём стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».

Правила игры: если «жмурка» подойдёт близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь «жмурку» от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие – либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увёртываться от «жмурки», приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока «жмурка» должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

«Краски»

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

- Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришёл?

- За краской!

- За какой?

- За голубой!

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они по очереди и разбирают краски. Выигрывает тот покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

В данной игре дети повторяют и закрепляют знания цветов, развиваются навыки диалогической речи .

«Пустое место»

Игра «Пустое место» развивает внимательность, скорость реакции, ловкость, способствует улучшению беговых навыков.

Для ее проведения необходима обширная площадка без объектов, мешающих бегать. Для детей дошкольного возраста правила игры немного упрощены. Все участники, за исключением водящего, встают в широкий круг лицом к середине. Расстояние между играющими должно составлять примерно полшага. Водящий идет с внешней стороны круга и громко декламирует:

«Я иду, иду, иду, да кого-то выберу.  

Когда стукну — убегу  

Кого стукну — догони.  

Только выбрать не могу».

Водящий легонько стукает кого-либо из участников по спине и бросается бежать вдоль круга в своем первоначальном направлении. Выбранный игрок бежит в обратную сторону. Цель каждого – первым занять образовавшееся пустое место. Проигравший становится водящим. Если игроки прибежали одновременно, то они оба встают в круг, а водить идет кто-нибудь из желающих.

«Волк во рву»

Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

«Тише едешь, дальше будешь!»

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Задача играющих - как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Но дойти до водящего не просто. Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают. Водящий, стоявший до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту. Водящий может смешить замеревших ребят. Кто рассмеётся, также возвращается за черту. Игра продолжается. Кто же сумеет занять место водящего?

Игра «Тише едешь, дальше будешь!» вырабатывает у детей слуховое внимание, выдержку, терпимость.

«Удочка»

Участники встают в круг. Ведущий встаёт в центр с «удочкой».
Удочка - это скакалка. Один её конец в руке «рыбака» - водящего. Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше, чем на длину скакалки. «Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. «Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнув через неё. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра. «Рыбки» не должны сходить со своих мест. Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», т.е. дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка». Необходимо соблюдать два условия: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше чем на 10-20 сантиметров.

«Колечко»

Перед началом игры определяется ведущий по договоренности или с помощью считалочки. Он выходит на середину комнаты, а остальные игроки садятся в ряд на диване или на стульях. Каждый из них складывает ладони лодочкой. Ведущий берет колечко, зажимает его между ладонями и начинает обходить всех игроков по очереди, при этом он проводит своими сомкнутыми ладонями между ладонями каждого из игроков. Одному из них он должен как можно незаметнее передать колечко, которое игрок зажимает между ладонями и не подает вида, что колечко у него. Ведущий может всячески запутывать игроков, делая несколько кругов и продолжая обходить игроков уже после того, как колечко отдано. Затем ведущий выходит на середину комнаты и говорит фразу:

- «Колечко-колечко, выйди на крылечко!»

Тот игрок, у которого колечко, должен встать и выбежать на середину комнаты. А другие игроки должны стараться удержать его на месте. Если игроку удалось выбежать «на крылечко», то он становится ведущим. Иначе он возвращается на свое место, а ведущий все начинает сначала.

Данная народная игра способствует развитию реакции и интуиции.

«Золотые ворота»

Эта игра — предшественница многих популярных забав.

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».

Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят:

«Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!»

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Игра развивает ловкость, реакцию.

«Вышибалы»

Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных концах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которого мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки, Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.

Правила:

1.  Если «вышибала» бросил мяч недостаточно сильно, то любой игрок может его поймать: он получит дополнительное очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.

2.  Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.

3.  Последние два игрока сами становятся «вышибалами», и игра повторяется вновь.

4.  Иногда договариваются, что игроки могут ловить мяч только с отскока.

«Камешки»

Популярной в России в своё время была игра в камешки. Называли её по-разному: кремушки, галанцы, просферы. Для игры дети берут пять камешков величиной с лесной орех, круглой или овальной формы, с гладкой поверхностью. Такие камешки удобно взять в руку, легко рассыпать во время игры на столе. (Можно использовать для игры также жёлуди и т. д.)

Перед игрой дети по взаимному согласию или считалке устанавливают, кому за кем бросать камешки. Но есть и особый жребий, когда все играющие берут пять камешков, слегка подбрасывают вверх, поворачивают руки ладонями вниз и пытаются поймать их на тыльную сторону руки. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Затем участники игры садятся в кружок у стола, у каждого свои камешки. Место, где проходит игра, называется коном. Очередь игроки ведут "по солнцу", т. е. справа налево.

Среди игр в камешки есть простые, когда дети выполняют только одну фигуру (такие, как "Грудка", "Жары", "Мостик", и трудные, когда дети выполняют несколько фигур. Комбинация фигур бывает сложной, и не всегда всем играющим они удаются, но частое повторение игры даёт свои результаты.

Эти игры увлекательны и полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость рук и пальцев, точную координацию движений.

Календарь русских народных игр:

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря: Новый год, Рождественский сочельник, Зимние святки, Масленица, Благовещенье, Пасха и т.д.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др. Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:

Тара – бара,

Домой пора –

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить,

Тебе водить!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.

Сговорки

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т. д. Разрешается применять шуточные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пыхто и бабушка Никто и т. п. сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому матке и спрашивают:

Матка, матка! Чего тебе надо?

Пирог с грибами или козла с рогами?

Из ведра ерша или из корзины ежа?

Выбирая названия, матка выбирает себе игроков. Сговорки бывают разные.

Зазывалки»

Сам игровой процесс немыслим без прелюдий. Пред игровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеют давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:

Чижик пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

По играть по плясать

Себя показать?

Или:

Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть в перед руку с отогнутым большим пальцем. Желающий играть должен был схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай!

Никого не принимай!

Мы широко используем народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Играем в такие игры: «Золотые ворота», «У медведя во бору», «Третий лишний», «Гуси - Лебеди», «Краски», «Ручеёк», «Цепи кованые», «Ой, ребята та-ра-ра», «Ходит Ваня», «Удочка», «Галя по садочку ходила» и

т. д. Считаем, что нужно учить детей дошкольного возраста народным играм, так как эти игры воспитывают любовь к родному языку, обычаям, нравам народа. Также развивают ловкость, смелость, чувство коллективизма, содействуют укреплению организма детей. Игры приносят радость, через игру ребёнок познаёт действительность окружающего мира.

Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Нужно помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре.

«Гуси - лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси – лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси – гуси!

- Га – га – га!

- Есть хотите?

- Да, да, да!

- Так летите же домой!

- Нам нельзя!

Серый волк под горой

не пускает нас домой!

- Ну летите как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси летят в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры: гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну летите как хотите, только крылья берегите!»

Игра «Гуси - лебеди» способствует закреплению умений выполнять действия взятой на себя роли, учит согласовывать слова с игровыми действиями, упражняет в беге с увёртыванием. Также развивает у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции, воспитывает целеустремлённость, положительный

«Краски»

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

- Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришёл?

- За краской!

- За какой?

- За голубой!

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они по очереди и разбирают краски. Выигрывает тот покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

В данной игре дети повторяют и закрепляют знания цветов, развиваются навыки диалогической речи .

«Пустое место»

Игра «Пустое место» развивает внимательность, скорость реакции, ловкость, способствует улучшению беговых навыков.

Для ее проведения необходима обширная площадка без объектов, мешающих бегать. Для детей дошкольного возраста правила игры немного упрощены. Все участники, за исключением водящего, встают в широкий круг лицом к середине. Расстояние между играющими должно составлять примерно полшага. Водящий идет с внешней стороны круга и громко декламирует:

«Я иду, иду, иду, да кого-то выберу.  

Когда стукну — убегу  

Кого стукну — догони.  

Только выбрать не могу».

Водящий легонько стукает кого-либо из участников по спине и бросается бежать вдоль круга в своем первоначальном направлении. Выбранный игрок бежит в обратную сторону. Цель каждого – первым занять образовавшееся пустое место. Проигравший становится водящим. Если игроки прибежали одновременно, то они оба встают в круг, а водить идет кто-нибудь из желающих.

 

«Удочка»

Участники встают в круг. Ведущий встаёт в центр с «удочкой».
Удочка - это скакалка. Один её конец в руке «рыбака» - водящего. Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше, чем на длину скакалки. «Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. «Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнув через неё. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра. «Рыбки» не должны сходить со своих мест. Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», т.е. дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка». Необходимо соблюдать два условия: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше чем на 10-20 сантиметров.

«Колечко»

Перед началом игры определяется ведущий по договоренности или с помощью считалочки. Он выходит на середину комнаты, а остальные игроки садятся в ряд на диване или на стульях. Каждый из них складывает ладони лодочкой. Ведущий берет колечко, зажимает его между ладонями и начинает обходить всех игроков по очереди, при этом он проводит своими сомкнутыми ладонями между ладонями каждого из игроков. Одному из них он должен как можно незаметнее передать колечко, которое игрок зажимает между ладонями и не подает вида, что колечко у него. Ведущий может всячески запутывать игроков, делая несколько кругов и продолжая обходить игроков уже после того, как колечко отдано. Затем ведущий выходит на середину комнаты и говорит фразу:

- «Колечко-колечко, выйди на крылечко!»

Тот игрок, у которого колечко, должен встать и выбежать на середину комнаты. А другие игроки должны стараться удержать его на месте. Если игроку удалось выбежать «на крылечко», то он становится ведущим. Иначе он возвращается на свое место, а ведущий все начинает сначала.

Данная народная игра способствует развитию реакции и интуиции.

«Золотые ворота»

Эта игра — предшественница многих популярных забав.

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».

Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят:

«Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!»

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Еще одной игрой, заимствованной от взрослых и дошедшей до наших времен, является игра «Кандалы» («Цепи кованые»). Предполагается, что эта игра является отголоском ритуала выбора невесты или показом стремления русских людей к свободе:

Цепи кованые,
Раскуйте нас.
Кем из вас?
— Светой (Таней, Петей и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский самокат - залог полноценного физического развития ребенка

В последние годы самокат приобрел большую популярность. На улицах наших городов можно увидеть все больше дошкольников, лихо гоняющих на самокатах. Это доставляет им радость, а также способствует физич...

Консультация для воспитателей на тему: «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины»

Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества актуальная и вместе с тем трудноразрешимая задача. Народ, который издревле от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, поч...

консультация: "Стиль семейных отношений и душевный покой ребенка"

Консультация для родителей на тему: Стиль семейных отношений и душевный покой ребенка».     Семья играет огромную роль в формировании личности ребенка. Именно в семье, ещё до школ...

Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям родины»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»        Консультация для педагогов «Народная игра – ка...

Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям родины»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»        Консультация для педагогов «Народная игра – ка...