Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников 2 младшей группы
учебно-методический материал (младшая группа)
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников 1 младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_plan_raboty_s_roditelyami_2_gruppa.docx | 61.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников 2младшейгруппы.
Месяцы | Названиемероприятия |
Сентябрь | Анкета«Определениезнанийродителейповопросамсенсорногоразвития» Мастер-классдляродителейпотеме:«Сенсорноеразвитиеребенка» |
Октябрь | Памяткадляродителей«Сенсорноеразвитиеивоспитаниеребенка3-4лет» Консультациядляродителей«Сенсорноеразвитиеребенка3-4лет» |
Ноябрь | Беседасродителями«Рольигрывжизниребенка» Консультациядляродителей«Рольдидактическихигрвразвитииребенкамладшегодошкольноговозраста» |
Декабрь | Консультациядляродителей«Игрыдлясенсорногоразвитиядетеймладшегодошкольноговозраста» Выставка«Игрыдлясенсорногоразвитиядетей3-4лет». |
Январь | Совместноемероприятие.«Сенсорныеигрыдляразвитиядетеймладшегодошкольноговозраста» Привлечениеродителейкизготовлениюигрипособийдлясенсорногоразвитиядетей |
Февраль | Памяткадляродителей«Чтотакоесенсорикаипочемуеенеобходиморазвивать» Консультациядляродителей«Учитьцветалегкоивесело» |
Март | Посещениеоткрытогозанятияоткрытогозанятияпосенсорике«Волшебнаяполянка» Индивидуальнаяработасродителями |
Апрель | Конкурсдляродителей«Дидактическаяиграпосенсорному развитию своими руками» Буклет для родителей «Знакомство с формой, величиной, цветом предмета» |
Май | Повторноеанкетирование«Определениезнанийродителейповопросамсенсорногоразвития» Индивидуальные консультации по запросам родителей |
Анкета«Определениезнанийродителейповопросамсенсорногоразвития»
Внимание,родители!
Врамкахпланированияработыпотеме«Сенсорноеразвитиедетейдошкольноговозраста»намнеобходимознатьваширассужденияподаннойтеме.Вашемувниманиюпредлагаетсяанкета:
1.Слышалиливычто-нибудьосенсорномразвитиеребёнка?
- да;
- нет.
2.Считаетеливынеобходимымразвитиеребёнкавданномнаправлении?
- считаюнужным;
- несчитаюнужным;
- затрудняюсьответить.
3.Готовыливыучаствоватьвсозданиивгруппеусловийдлясенсорноговоспитанияребёнка?
- да;
- нет.
4.Устраиваетливасинформацияосенсорномвоспитании,размещённаявгруппе?
- информацияотсутствует;
- янеобращаювниманиянаинформацию;
- информацияинтересная,нонеимеетпрактическойзначимостидляменя;
- нагляднаяинформацияинтереснаиполезнадляменя.
5.Оценитеуровеньразвитияувашегоребенкавсехвидоввосприятия:
- высокий;
- средний;
- низкий.
6.Имеютсялиувасдомаигрыпосенсорномуразвитию:
- да;
- нет;
- незнаю.
7.Вкакиеизнихчащевсеговашребенокиграетдома?
______________________________________________________________________________
8.Восвещениикакоговопросапосенсорномувоспитаниювынуждаетесь?
______________________________________________________________________________
Спасибозасотрудничество!
Мастер-классдляродителейпотеме:«Сенсорноеразвитиеребенка»
Цельмастер-класса:заинтересоватьродителейосуществлятьцеленаправленнуюработупоразвитиюмелкоймоторикиисенсорномуразвитиюребенка,черезизготовленияпособиясвоимируками.
Предварительнаяработа:
Подготовитьпрезентацию–«Игрыдлясенсорногоразвитияребенка»;
Подготовитьбуклетыпосенсорномуразвитию.
Провестианкетированиеродителейпосенсорномувоспитаниюдетей.
Сделатьзаготовкидляизготовленияигр.
Оборудование:
Проектор,презентация«Игрыдлясенсорногоразвитияребенка»;Прищепки,цветнойкартон,белаябумага,бархатнаябумага,наждачнаябумага,клей,ножницы,резинкицветные,гвоздикицветные.
Ход«Мастеркласса»:
–Добрыйвечер,уважаемыеродители.Ярадавидетьваснанашеммастер–классе«Сенсорноеразвитиедетей».
Анкетированиепоказало,чтоуродителейпокаещенедостаточныйуровенькомпетентностиввопросесенсорногоразвитиядетей.
-Инаверновыужеподготовилисьиможетсказать,чтотакоесенсорноеразвитие?(Ответыродителей).
Сенсорноеразвитиеребенка-эторазвитиееговосприятияиформированиепредставленийовнешнихсвойствахпредметов:ихформе,цвете,величине,положениивпространстве,атакжезапахе,вкусеит.п.
Значениесенсорногоразвитиявраннемидошкольномдетстветруднопереоценить.Именноэтотвозрастнаиболееблагоприятендлясовершенствованиядеятельностиоргановчувств,накопленияпредставленийобокружающеммире.
Существуетпятьсенсорныхсистем,спомощьюкоторыхчеловекпознаетмир.Назовитеих?(зрение,слух,вкус,осязание(тактильноечувство),обоняние(ощущениезапаха).
Вразвитиисенсорныхспособностейважнуюрольиграетосвоениесенсорныхэталонов–общепринятыхобразцовсвойствпредметов.Например,7цветоврадугииихоттенки,геометрическиефигуры,метрическаясистемамерипр.
Яприготовиладляваспрезентацию,гдевынаглядносможетеувидетьигрынаразвитиесенсорики.
Воспитательпоказываетродителямпрезентацию«Игрыдлясенсорногоразвитиядетей».
Дляразвитиясенсорныхспособностейсуществуютмножестворазличныхигриупражнений:книжка«Застежки»,«Курочкасцыплятами»,«Угостиконфеткой»,«Чудогвоздики».Сегодняяпредлагаювашемувниманиюмастер–класспоизготовлениюигрыназакреплениецветасиспользованиембельевыхприщепок.
Воспитательпоказывает,какизготовитьигру.
Сегоднямыпознакомилисьлишьсмалойчастьютого,чемВыможетезанятьВашдосугсребёнкомдома.Включайтесвоюфантазиюисамоеглавное,неуставайтепостоянноразговариватьсвашимималышами,называйтевсесвоидействия,явленияприроды,цветаиформы.Пустьребенокнаходитсявпостоянномпотокеинформации,несомневайтесь,этоегонеутомит.Чемнепринужденнеебудетобучение,темлегчеибыстрееонобудетпроходить.
Побуждайтеребенкакигре,наскольковозможно,играйтесмалышомвразвивающиеивеселыеигры.Участвуйтевигровомпроцессе.ЭтобудетотличнымспособомдляустановленияболеепрочнойсвязимеждуВамииВашимребенком!
Памяткадляродителей«Сенсорноеразвитиеивоспитаниеребенка3-4лет»
Важнойсоставляющейвразвитииребенка3-4летявляетсясенсорноеразвитие,котороенаправленнонаформированиеполноценноговосприятияокружающейдействительности,служитосновойпознаниямира.ОтуровнясенсорногоразвитияВашегоребенказависятегоуспешностьвумственной,физическойиэстетическойсферах.
Ввозрасте3-4летребенокактивноусваиваетсенсорныеэталоны.Ксенсорнымэталонамотносятобщепринятыецвета,величины,формы,пространственныеположения,вкус,запахит.д.
Вданномвозрастенеобходимоформироватьследующиеэталоны:
- формы–плоскостныегеометрическиефигурыиихназвания(7)(квадрат,круг,прямоугольник,овал,треугольник,звезда,крест).
- цвета–семьцветовспектра(красный,оранжевый,желтый,зеленый,голубой,синий,фиолетовый,атакжечерный,серый,белый)иназывать3-4цвета.
- величины–отношенияповеличинемеждупредметами(«большой»,«маленький»,«самыйбольшой»ит.д–сравнение).
- пространственные–расположениепредметоввпространстве(вверху,внизу,слева,справа,впереди,позади).
Вдомашнихусловияхпомочьразвитьсенсорныеэталоныребенкавыможетеследующимиспособами:
-спомощьюразнообразныхокружающихпредметовкакнапрогулкеводворе,такидомаВыможетесребенкомосваиватьтакиесенсорныесвойства:кактвердость,мягкость,хрупкость,пластичность(обратитевниманиенаигрушки,камушки,листочки,продуктыпитанияидругойокружающийребенкаматериал).
-домаестьвозможностьсравниватьтакиесенсорныесвойствакак:горячее/холодное,тяжелое/легкое,кислое/сладкое/горькоеидр.
Игрыдома,напрогулке,вмагазине:
Чтобываеткруглым?(квадратным,треугольнымит.д.)
Назовивсепредметывокругзеленогоцвета?(желтый,красныйит.д.)
Чтобольшеапельсинилимандаринка?
Чтослащеапельсинилимандаринка?Акакаяповкусумандаринка?Еслимывкомпотбросимсоль,авсупсахар?
Чтобольшемаленькийслонилибольшаямышка(медведьживойилиигрушечный)?
Гдележитигрушка?
УВасестьвозможностьпридумыватьсвоивариантыигр,детисудовольствиемвключаютсявних!
Развиватьсенсорикуможноспомощьюпродуктивнойдеятельностидетей:лепкаизглиныилипластилина,рисование,конструирование,аппликация,поделкиизразличногоматериала.
Сенсорныеигрушки:
коробочкасгеометрическимиформами;вкладыширазличныхразмеров;стаканчикидлявкладываниядругвдруга;разрезныекартинки(«Пазл»из6-12частей);пирамидки;лото;мозаика,домино,конструктор.
Играйтевместесдетьми!!!Поощряйтеинтересребенкакпредметамокруженияинеленитесьотвечатьнаеговопросы,большесравнивайте,сопоставляйтеиэкспериментируйтеитогдаВашмалышбудетсчитатьмиряркимиинтересным!
Консультациядляродителей«Сенсорноеразвитиеребенка3-4лет»
Чтомызнаемосенсорномразвитиидетейипочемутакважноприступатькнему,когдаребёнку3-4года?Начнёмстого,чтосенсорноеразвитие—этоактивноесовершенствованиевосприятияипредставленийкакоботдельныхэлементах,такиоцеломокружающеммире.
Сраннегодетствакрохунужнообучатьвслушиватьсявзвуки,всматриватьсявпроисходящиеявления,ощупыватьпредметы,такимобразомформируяунегоперцептивныедействия.
Стоитпонимать,чтонаучитьребёнкаобследоватьпредметпутёмвизуальногоиосязательногознакомстваснимнедостаточно.Чтобыпонятьособенностипредметадоконца,емунужнобудетнаучитьсясоотноситьегокачестваисвойстваскачествамиисвойствоспредметами.
Длятогочтобыребёнокнаучилсявыявлятькачестваисоотноситьихскачествамидругихпредметов,емупонадобятсямерки—такназываемыеэталоны,сложившиесяисторически.
Врамкахсенсорноговоспитаниябудетпроисходитьактивноесенсорноеразвитие,крометого,ребёнокнаучитсяпознаватьмирчерезличныйчувственныйопыт.Вомногомэффективностьфизическогоиумственноговоспитаниясвязанасуровнемсенсорногоразвитияребёнка,тоестьзависитотегоспособностислышать,осязатьивидетьвсёвокруг.
Почемунужноначинатьзаниматьсясмладшимидошкольниками
Вкаждомвозрастедетипроявляютбольшуюилименьшуючувствительностькразногородавоздействиям.Чеммладшеребёнок,темважнеедлянегочувственныйопыт.Враннемдошкольномвозрастедлямалышейоченьважнонаучитьсязнакомитьсясосновнымисвойствамипредметов.Именноэтотвозрастсчитаетсясамымподходящимдляактивногосенсорногоразвития.
Специалистыуверены,чтосенсорноеразвитиессовершенствованиемфункциональностиоргановчувствинакоплениемсведенийобокружающейсредевраннемвозрастеимеетнаиболееблагоприятныепрогнозы.
Можнодажесказатьболее:сенсорноеразвитиедетейввозрасте3-4летсцельюповышенияуровняинтеллектуальногоразвития—этонеотъемлемаячастьдошкольноговоспитания.ЕщёЛ.А.Венгеромбыларазработанапрограммапосенсорномувоспитаниюмладшихдошкольниковсиспользованиемдидактическихигр,окоторыхподробнеебудетсказанониже.Большаячастьэтихигрнаправленанасовершенствованиенавыковвосприятияпредметовсучетомихсвойств.
Чтонужнознатьосенсорныхэталонах
Нетникакойнеобходимостипрививатьдетямнавыкиработыссенсорнымиэталонамираньше3-4лет.Определённаяподготовительнаяработавэтомнаправленииможетвестись,нонеболее.Главное,чтобыпридостижениимладшегодошкольноговозрастадетибылиспособныусваиватьосновныесенсорныеэталоны,группируясвойствапредметов.
Сенсорноеиэстетическоеразвитиетесносвязанымеждусобой.Ребёнку,слёгкостьюразбирающемусявзвуках,цветахизапахах,доставитудовольствиенаблюдатьзаособенностямиокружающегомира,получаязарядбодростииэнергииотпроцесса.Еслиопытсенсорногоразвитияминимален,тоивоображениеокажетсявесьмаскудным.Гармоничноеинтеллектуальноеразвитиенеможетпроходитьбезразвитиявосприятия,иэтонормально.
Чтокасаетсяролисенсорногоразвитиявсудьбекаждогоребёнка,тоонанастолькозначима,чтосредствамиметодамсенсорноговоспитаниямладшихдошкольниковвдетскомсадустоитуделитьособоевнимание.
Вдошкольномвозрастедетипознаютявленияприроды,обучаютсяазамграмотыиматематики.Результатоввэтомпроцессеможнобудетдостичьисключительнопослеовладениязнаниямиосвойствахпредметов,причёмкаквнутренних,такивнешних.Так,например,чтобысрисоватьобычныйпредметскартинки,малышунужнобудетпроанализироватьегоразмеры,форму,цветипрочиепризнаки.
Тожекасаетсяиконструирования.Конструироватьудетей3-4летполучитсятолькопослетого,каконинаучатсяисследоватьпризнакипредметов,соотноситьсвойстваматериаладляработысосвойствамиобразца.Неумениеориентироватьсявовнешнихсвойствахпредметовстанетосновнойпричинойнеспособностиполученияобъективныхпредставленийоприроде,какживой,такинеживой.
Детимладшегодошкольноговозрастаучатсяусваиватьсенсорныеэталонывтечениедлительноговремени,ирезультатомвовсенебудетсчитатьсяспособностьназыватьсвойствапредметовилиобъектов.Говоритьотом,чтопроцессусвоенияпрошелгладко,можнобудетлишьвтомслучае,когдаребёнокнаучитсяпользоватьсячёткимипредставлениямиобособенностяхкаждогосвойстваисможетихприменятьдляанализа.
Задачисенсорноговоспитания
Дошкольника3-4летнужнообучатьдействиям,которыепомогутемупонятьпростуюистину:умениеопределятьвнешниепризнакинапрямуювлияетнаитоговуюдеятельность.Именнопоэтомутакважно,чтобыработасдошкольникамибылапостроенанапрактическихдействиях,позволяющихизучитьформупредметовсназываниемеёивыявлением.
Современеммалыши3-4летнаучатсясправлятьсясвычленениемформызрительно,делаявсёбольшеибольшеуспехов,пользуясьметодомпримеривания.Продолжительноеиспользованиеметодапримериванияпозволитмалышуотточитьнавыкзрительноговосприятияформысвозможностьюеёвычлененияизпредметовипоследующимсоотношениемсформойостальныхпредметов.
Конструированиедлядошкольников3-4лет—однаизнаиболеепродуктивныхдеятельностей,стимулирующихсенсорноеразвитие.Осуществлятьсенсорныепроцессывэтомслучаеможнобудетврамкахсамойдеятельности,анезаеёграницами,такимобразомраскрываяновыевозможностидляразвитиясенсорикидошкольниковбезограничений.
Впроцессеконструированиямалышиучатсявыделятьнетольковнешниепризнакипредметов,ноисовершенствуютпрактическиеипознавательныедействия.Умалышей,скоторымиввозрасте3-4летрегулярнозанимаютсяконструированием,хорошоразвитаспособностьзрительноговосприятияпредметасвозможностьюегоразборанадеталиипоследующегосборавмодель.
Какужеупоминалосьвыше,основнойвиддеятельностидетейдо3-4лет—этоигра.Именноиграускоряетпознавательноеисенсорноеразвитие.Важно,чтобывзрослыепоработалинадрасширениемкругозорадошкольника,создаваяусловиядляегоразвития.Игры,направленныенасенсорноевоспитание,должныбытьувлекательнымидлядошкольников,позволяющиминезаметнодлянихусваиватьнужныйматериалиполучатьбогатыйчувственныйопыт.
Беседасродителями«Рольигрывжизниребенка»
Играемвместесребенком.
Большинствосовременныхродителейзнают,чтоудетейраннегоидошкольноговозраставедущейдеятельностьюявляетсяигровая.Поэтомуониожидают,чтодетибудутзаниматьигройсебясами.Иискренненедоумевают,когдаэтогонепроисходит.Нанетерпеливыйвозглас:«Немешай!Иди,поиграй!»–маленькийребенокпродолжаетвертетьсяоколо,отвлекатьродителейотделаикапризничать.
Оченьчастоэтопроисходитпотому,чтодетипростонеумеютиграть.Действительно,именночерезигрумалышипознаютмир,осваиваютпростейшиебытовыенавыки,проигрываютжитейскиеситуации,пробуютсебявновыхролях.Игранетолькообучает,ноипозволяетмаленькомуребенкувдоступнойформеразобратьсясомногимипсихологическимиижитейскимипроблемами,которыепостоянновстаютунегонапути.Поэтомуродителивненавязчивойформемогутиспользоватьигрукакобучающееиликоррекционноесредство.
Однакомногиедетивсилувозрастаилииндивидуальныхособенностейнеспособнысамостоятельноперенестидействиеилисобытиевигру.Имтребуетсяпомощь.Иглавнымпомощником,конечно,будутмамаипапа.
Особенноважнасовместнаяиградлядетеймладшегодошкольноговозраста,тоестьмалышей3-4лет.Онипоканеотличаютсянеобходимойнаблюдательностью,достаточнымзапасомзнаний,уменийинавыков,необладаютнеобходимымсамоконтролемдлясамостоятельнойорганизацииигры.Затоименновиграхдетинабираютновыеслова,учатсядуматьииспользоватьнакопленныйжитейскийопыт,по-настоящемучувствуютипроживаютэмоции:смеются,боятся,злятся,радуются–исудовольствиемиспользуютразныеигрушкиилипредметы,развиваянавыкиманипуляции,говорянаучнымязыком.
Поэтому,дорогиеродители,оченьважно,чтобывыиграливместесосвоимидетьми.Иградетейневозникаетстихийно,онаскладываетсяподруководствомвзрослогоивсовместнойдеятельностисним.Вбудущем,когдаониусвоятнавыкигры,тосмогутделатьэтосами.Ворганизацииигрглавнымивопросамиявляютсядва:вочтоигратьикак.Переноситевигрувсе,чтоокружаетмаленькогоребенка.Можнопоигратьвмагазин,парикмахерскую,освоитьпрофессиюповараилисходитьпонарошкувгости.
Авоткакиграть,многиеродителинезнают.Вэтомвампомогутследующиерекомендации.
1.Играясребенком,опуститесьрядомсним,чтобывыбылиснимнаодномуровне.Темсамымвыпоказываете,чтовигревынаравных.
2.Подберитедляигрыяркиекрасивыеигрушки.Ихнедолжнобытьслишкоммного,иначедетскоевниманиебудетрассеиваться.Учитывайтеразмеригрушек.Слишкомбольшиеилислишкоммаленькиебудутнеудобнымаленькомуребенку.
3.Покупаяновуюигрушку,обязательнопокажите,какребенкувнееиграть.Неумеявнееиграть,малышбыстроутратиткподаркуинтерес.
4.Постепенносокращайтесвоеучастиевигре.Давайтеребенкувозможностьпроявитьсвоюактивность.
5.Озвучивайтевсевашидействия.Игранедолжнапроходитьвтишине.Новыезвуки,слова,жестыстимулируютребенкакактивнойречи.
6.Подберите«правильное»времядляигры.Малышнедолженхотетьспатьилиесть,бытьчем-торасстроенным.Лучшевсеговыделитьспециальноевремяврежимедняименнодляигр.
7.Повторяйтеигры.Ребенокможетнесразуполюбитьигруилизапомнитьправила.Акогдаиграужехорошоусвоена,начинайтефантазировать.Можнопоменятьгероевигрыилипредметы,аможноизменитьпоследовательность.Темсамымподнадоевшаяигравновьстанетинтереснойребенку.
Играэтоестественныйспособобучениясоциальнымнавыкам:соблюдениеправил,ожиданиесвоейочереди,переживаниенеудачи–всеэтопригодитьсяребенкувбудущем.Многиенастольныеигрыпозволяюторганизоватьдосугдлянесколькихдетейидажевзрослых,чтопозволяетигратьсемьямиибольшеобщатьсясдетьми.Ихотянадписинакоробкахобычноуказывают,чтоиграпредназначенадлядетейстаршетрехлет,онимогутзаинтересоватьимладшихдетишек,непрепятствуйтеихзнакомствусигрой
Еслиже,напротив,играслишкомсложнадлявашегоребенка,неволнуйтесь.Вседетитворческиеличностиимогутизобретатьсвоисобственныеспособыиспользованияизображенияилиэлементовигры.Онибудутсравниватьих,разглядыватькрасочныеузорынакартах,игратьфишкамиибросатькубик.Вамостаетсятолькоследить,чтобымелкиедеталинебылиоторваныипроглоченыюныминепоседами.
Консультациядляродителей«Рольдидактическихигрвразвитииребенкамладшегодошкольноговозраста»
Отечественныепедагогиипсихологисчитают,чтонаиболееблагоприятноразвитиеребенкапротекаетподвлияниемпродуманноговоспитанияиобучения,осуществляемогосучетомвозрастныхособенностейдетей.Вэтигодызакладываетсяфундаментдальнейшегоразвитияребенка.Длятогочтобымаленькиедетиовладелинеобходимымидвижениями,речью,другимижизненнонеобходимымиумениями,ихэтомунадонаучить.Вэтойсвязирольизначениедидактических(обучающих)игрввоспитаниииразвитиидетеймладшеговозрастаоченьвысока.
Вдидактическихиграхформируетсяпознавательнаядеятельностьребенка,активизируетсясампроцессобучения.Помимозакрепленияирасширения,имеющихсяуребенказнаний,вдидактическойигреунеговоспитываютсятакиекачества,какнаходчивость,сообразительность,инициатива,усидчивость,умениепреодолеватьтрудности,считатьсястоварищами,т.е.умениежитьвколлективесверстников.
Дидактическиеигрыкаксвоеобразноесредствообучения,отвечающееособенностямребенка,включенывсовременныепрограммыдошкольноговоспитания.Спомощьюдидактическихигрвоспитательосуществляетсенсорноевоспитаниедетей,развиваетпознавательныепроцессы(любознательность,пониманиевзаимосвязипростейшихявленийит.д.).Ониспользуетигрукаксредстворазвитиямышления,речи,воображения,памяти,расширенияизакрепленияпредставленийобокружающейжизни».
Дидактическаяигра-играпознавательная,направленнаянарасширение,углубление,систематизациюпредставленийдетейобокружающем,воспитаниепознавательныхинтересов,развитиепознавательныхспособностей.Характернойособенностьюдидактическихигрявляетсято,чтоонисоздаютсявзрослымисцельюобученияивоспитаниядетей,однако,созданныевдидактическихцелях,ониостаютсяиграми.
Дидактическиеигрыявляютсяоднимизкомпонентоввоспитательнойиобразовательнойработысдетьминарядусчтением,беседой,рисованием,пением,гимнастикой,трудом.
Дидактическаяигравыступаеткаксредствовсестороннеговоспитанияличностиребенка.Дидактическаяиграпредставляетсобоймногоплановое,сложноепедагогическоеявление:онаявляетсяиигровымметодомобучениядетейдошкольноговозраста,иформойобучения,исамостоятельнойигровойдеятельностью,исредствомвсестороннеговоспитанияличностиребенка.
Ониспособствуютразвитиюпознавательнойдеятельности,интеллектуальныхопераций,представляющихсобойосновуобучениядетей.Норебенкапривлекаетвигренеобучающаязадача,котораявнейзаложена,авозможностьпроявитьактивность,выполнитьигровоедействие,добитьсярезультата,выиграть.Однако,еслиребенокнеовладеетзнаниями,умственнымиоперациями,которыеопределеныобучающейзадачей,оннесможетуспешновыполнитьигровыедействия.Возможностьобучатьмаленькихдетейпосредствомактивнойинтереснойдлянихдеятельности–отличительнаяособенностьдидактическихигр.
Дидактическиеигрыразличаютсяпообучающемусодержанию,познавательнойдеятельностидетей,игровымдействиямиправилам,организацииивзаимоотношениямдетей,поролипедагога.
Дидактическиеигрыможноподразделитьпосодержанию:
-игрыпосенсорномувоспитанию,
-игрыпоознакомлениюсприродой,
-математическиеидр.
Подидактическомуматериалу:
-игрыспредметамиидидактическимиигрушками,
-настольно-печатныеигры,
-словесныеигры,
Дидактическиеигрыимеютбольшоезначениевразвитииребенкамладшегодошкольноговозраста.
Содержаниедидактическихигрформируетудетейправильноеотношениекявлениямобщественнойжизни,природе,предметамокружающегомира,систематизируетиуглубляетегознания.Вигредетиотражаютокружающуюжизньипознаютдоступныеихвосприятиюипониманиюфакты,явления(игрыскуклой«ОденемКатюнапрогулку»,«Напоимкуклучаем»,«Вгости»идр.).Такжедидактическиеигрыразвиваютсенсорныеспособностидетей,аигрысдидактическимиигрушками,укрепляютмелкуюмоторикурук.
Дидактическиеигрыразвиваютмышлениеиречьдетей.Пополняетсясловарьребенка,формируетсяправильная,речь,умениеправильновыражатьсвоимысли.Многиедидактическиеигрывызываютинтересктрудувзрослых,желаниесамимтрудиться.
Дидактическиеигрыслужатцелямхудожественноговоспитания,воспитаниялюбвикпрекрасному.Играсоздаетположительныйэмоциональныйподъем,вызываетхорошеесамочувствиеивместестемтребуетопределенногонапряжениянервнойсистемы.
Дидактическиеигрыимеютопределенноезначениевнравственномвоспитаниидетей.Вигредетиярковыражаютсоциальныечувства,стремятсяделатьвсесообща.Играукрепляетколлективныеэмоции,коллективныепереживания.Удетейформируютсянравственныепредставленияонормахповедения,овзаимоотношенияхсосверстникамиивзрослыми,оположительныхиотрицательныхкачествахличностиунихвырабатываетсяумениедействоватьвсредесверстников.
Вдидактическойигреобязательноналичиеувлекательнойзадачи,решениекоторойтребуетумственногоусилия,преодолениянекоторыхтрудностей.
Дидактизмвигредолженсочетатьсясзанимательностью,шуткой,юмором.Увлечениеигроймобилизуетумственнуюдеятельность,облегчаетвыполнениезадачи.Дидактическаяиграопираетсяназнания,ужеимеющиесяудетей,причемчастоводнойигреонимогутиспользоватьзнанияипредставления,полученныеназанятияхпоразнымразделампрограммы.
Дидактическиематериалыинастольно–печатныеигрыдолжныбытькрасочными,крупными,прочными,иметьпознавательноеидоступноесодержание.
Такимобразом,приправильномруководствеиграстановитсяшколойвоспитаниядетеймладшегодошкольноговозраста.Руководяигрой,взрослыйвоспитываетактивноестремлениедетейчто-тоузнавать,искать,проявлятьусилиеинаходить,обогащаетдуховныймирдетей.Аэтовсесодействуетумственномуиобщемуразвитию.
Консультациядляродителей«Игрыдлясенсорногоразвитиядетеймладшегодошкольноговозраста»
Сенсорноеразвитиеребенка–эторазвитиееговосприятияиформированиепредставленийовнешнихсвойствахпредметов:ихформе,цвете,величине,положениивпространстве,атакжезапахе,вкусеит.п.
Значениесенсорногоразвитиявраннемидошкольномдетстветруднопереоценить.Именноэтотвозрастнаиболееблагоприятендлясовершенствованиядеятельностиоргановчувств,формированиисенсорныхэталонов–цвет,форма,величина,накопленияпредставленийобокружающеммире.
Чтолюбятбольшевсегонасветеделатьдети?Конечно,играть!Детииграютдома,вдетскомсаду,наулице,вгостях.
Любоеувлекательноезанятиеобозначаетсядлянихсловом«игра».Черезигруребёнокпознаётокружающуюегодействительность,свойвнутренниймир.
Вмладенческомвозрастепосредствомигрыразвиваютсяорганычувствмалыша,происходитнакоплениезрительных,слуховых,тактильных,вкусовыхощущений.Вэтотпериодзакладываетсяосновапознавательнойдеятельностиифизическойактивностиребёнка.Малышсувлечениемисследуетпредметы,егоокружающие,применяяприэтомвседоступныеемуспособы:рассмотреть,потрогать,попробоватьнавкус.
Свозрастомиграстановитсяболееосмысленной,предметной,ноеёцель–познаниемира,остаётсянеизменной.
Уважаемыеродители,предлагаемвамоченьпростые,новтожевремяоченьинтересные,аглавноепознавательныеигры,которыевыможетеорганизоватьсдетьмипрямонакухне.Асамоеглавное,чтотакиеигрынетребуютособойподготовки,аматериаломдляигрпослужитто,чтолегконайтивдомекаждойхозяйки.
Игра«Песочница»накухне.
Возьмитеподносилиплоскоеблюдосяркимрисунком.Тонкимравномернымслоемрассыпьтепоподносулюбуюмелкуюкрупу.Проведитепальчикомребенкапокрупе.Получитсяяркаяконтрастнаялиния.Позвольтемалышусамомунарисоватьнескольколиний.Затемпопробуйтевместенарисоватькакие-нибудьпредметы(забор,дождик,волны,буквы.Такоерисованиеспособствуетразвитиюнетолькомелкоймоторикирук,ноимассажируетпальчикивашегомалыша.Иплюсковсемуразвитиефантазииивоображения.
Игра«Мозаикаизпробок».
Подберитепуговицыразногоцветаиразмера,аеще,можноиспользоватьразноцветныепробкиотпластиковыхбутылок.Сначалавыложитерисуноксами,затемпопроситемалышасделатьтожесамостоятельно.Послетого,какребенокнаучитсявыполнятьзаданиебезвашейпомощи,предложитеемупридумыватьсвоивариантырисунков.Изпуговичноймозаикиможновыложитьневаляшку,бабочку,снеговика,мячики,бусыит.д.
Втакихиграхмызакрепляемформированиесенсорногоэталона–цвет,аеслииспользоватьпуговицы,тоисенсорногоэталона–форма(круг,квадрат,треугольник,овал).
Игрыскрупами.
Детиоченьлюбятигрыскрупами,этонетолькоприятныетактильныеощущенияисамомассаж,ноивозможностьнемногопошалить.Ноздесьоченьважнопомнитьотехникебезопасности,ведьмыимеемделосмелкимичастицами.Надоследить,чтобывходеигрдетиничегонебраливрот,поэтомучащевсвоейработеяиспользуюфасольиболеекрупныекрупы.
Итак,давайтенемногопоиграем!Вглубокуюёмкостьнасыпаемфасольизапускаемвнеёрукииизображаем,какбудтомыначинаеммеситьтесто,приговаривая:
Месим,месимтесто,естьвпечиместо.
Будут-будутизпечиБулочкиикалачи.
Аеслииспользоватьфасольигорохвместе,тогдаребёнкуможнопредложитьотделитьмаленькоеотбольшого–опятьтакиеёВеличествоСенсорика!
Этолишьсмалойчастьютого,чемвыможетезанятьвашдосугсребёнкомдома.Включайтесвоюфантазиюисамоеглавное,неуставайтепостоянноразговариватьсвашимималышами,называйтевсесвоидействия,явленияприроды,цветаиформы.Пустьребенокнаходитсявпостоянномпотокеинформации,несомневайтесь,этоегонеутомит.Чемнепринужденнеебудетобучение,темлегчеибыстрееонобудетпроходить.
Побуждайтеребенкакигре,наскольковозможно,играйтесмалышомвразвивающиеивеселыеигры.Участвуйтевигровомпроцессе.Этобудетотличнымспособомдляустановленияболеепрочнойсвязимеждувамиивашимребенком.
Совместноемероприятие«Сенсорныеигрыдляразвитиядетеймладшегодошкольноговозраста»
Цель:
Повыситьпедагогическуюграмотностьродителейоролимелкоймоторикивразвитииречивоспитанников.
Задачи:
1.Акцентироватьвниманиеродителейназначимостиразличныхвидовдеятельностивразвитиимелкоймоторикирукиречевогоразвитиявоспитанников.
2.Заинтересоватьродителейактуальностьюданнойтемыипривлечьихксотрудничеству.
3.Познакомитьсразновидностямидидактическогоматериаладляразвитиямелкоймоторикииметодическойлитературойпотеме.
Предварительнаяработа:
Подготовитьвыставкудляродителей(сенсорныеигры,использующиесявдетскомсадувработесдетьми).
Оборудование:
Выставка«Игрыдлясенсорногоразвития»;
Игры:«Чудесныймешочек»(спредметамиразнойвеличиныиформы);«Золушка»(горох,фасоль,киндер–игрушки);«Мозаикаизбросовогоматериала»(пробки,пуговицы);«Рисуемнакрупе»(плоскиеблюда,мелкаякрупа);прищепки,картинки,белаябумага,клей,ножницы,пальчиковыекраски:красного,желтогоиоранжевогоцвета;ватмансизображениемсолнышка(безлучиков).
Образовательнаяобласть:Познавательноеразвитие.
Интеграциявобразовательныеобласти:Речевоеразвитие,Социально-коммуникативноеразвитие.
Повестка:
1.Выставкаигр.
2.Беседа«Сенсорноеразвитиеребенка».
3.Игротека.
4.Игранарефлексию«Солнышко».
Участники:детигруппы,родители,воспитатели.
Ходвстречи:
Воспитатель:Добрыйвечер,уважаемыеродители.Мырадывидетьваснанашеммастер–классе«Сенсорноеразвитиедетей».Повестканашейвстречи(знакомствосповесткой).
Воспитательпоказываетродителямвыставку«Игрыдлясенсорногоразвития».
Беседасродителями.
Воспитатель:Уважаемыеродители,чтотакоесенсорноеразвитие?(ответыродителей).
Сенсорноеразвитиеребенка-эторазвитиееговосприятияиформированиепредставленийовнешнихсвойствахпредметов:ихформе,цвете,величине,положениивпространстве,атакжезапахе,вкусеит.п.
Значениесенсорногоразвитиявраннемидошкольномдетстветруднопереоценить.Именноэтотвозрастнаиболееблагоприятендлясовершенствованиядеятельностиоргановчувств,накопленияпредставленийобокружающеммире.
Готовностьребенкакшкольномуобучениювзначительноймерезависитотегосенсорногоразвития.Исследования,проведенныедетскимипсихологами,показали,чтозначительнаячастьтрудностей,возникающихпереддетьмивходеначальногообучения(особеннов1классе,связанаснедостаточнойточностьюигибкостьювосприятия).
Существуетпятьсенсорныхсистем,спомощьюкоторыхчеловекпознаетмир.Назовитеих?(зрение,слух,осязание,обоняние,вкус).
Вразвитиисенсорныхспособностейважнуюрольиграетосвоениесенсорныхэталонов–общепринятыхобразцовсвойств-предметов.Например,7цветоврадугииихоттенки,геометрическиефигуры,метрическаясистемамерипр.
Дляразвитиясенсорныхспособностейсуществуютмножестворазличныхигриупражнений.Сегоднямыпредлагаемвашемувниманиюмастер-класссиграми,требующимиминимальныхзатратвремениисил,нополезныхдлясенсорногоразвитияиразвитиямелкоймоторикирукдетейданноговозраста.
Игротека.
Игра«Чудесныймешочек»
Дляигрыпонадобитсятканевоймешочекизплотнойнепрозрачнойткани,вкоторыйпомещаютсяразныепоформеифактурепредметы.Предлагаюопределитьнаощупькаждыйпредмет,незаглядываявмешочек.Такжевыможетеспрятатьвнегомузыкальныеинструменты,ребенокдолженугадатьпозвучанию,какойинструментспрятан.
Игра«Золушка»
Передвамилежатперемешанныесеменагороха,фасолиикиндер–игрушки.За30секунд,выдолжныихрассортировать.Когдаребенокнаучитсяделатьэтодостаточнобыстро,можноусложнитьзадание:например,завязатьемуглаза.
Воспитатель:Сенсорноеразвитиеиразвитиемелкоймоторикивтакихиграхнеразрывносвязаныдругсдругом.Предложитеребёнку,асейчаспопробуйтесами,выполнитьвоттакоеупражнение–надовзять1-нуфасолинкубольшимиуказательнымпальцем,потомбольшимисредним,потом–большимибезымянным…получается?Адеткамэтовыполнитьоченьтрудно!НуаеслидомаВыбудетеустраиватьвоттакиетренировки,томелкаямоторикавашегоребёнкабудетразвиватьсягораздобыстрее.Аесливконцеигрыребёнокоткопает«клад»(маленькаяигрушкаиликонфета,поверьте,восторгунебудетпредела!
Игра«Мозаикаизбросовогоматериала»
Подберитепожеланиюпуговицыразногоцветаиразмераилиразноцветныепробкиотпластиковыхбутылок.Выложитерисунок,этоможетбытьневаляшка,бабочка,снеговик,мячики,бусыит.д.Домаможетепредложитьребенкувыполнитьповашемуобразцу.Послетого,какребенокнаучитсявыполнятьзаданиебезвашейпомощи,предложитеемупридумыватьсвоивариантырисунков.Втакихиграхмызакрепляемформированиесенсорногоэталона–цвет,аеслииспользоватьпуговицы,тоисенсорногоэталона–форма(круг,квадрат,треугольник,овал).
Игра«Шагаемвпробках»
Нонестоитдалекоубиратьпробки,онимогутпомочьнамещеивразвитиимелкоймоторикиикоординациипальцеврук.Предлагаюустроить«лыжнуюэстафету».Двепробкиотпластиковыхбутылоккладемнастолерезьбойвверх.Это-«лыжи».Указательныйисреднийпальцывстаютвних,какноги.Двигаемсяна«лыжах»,делаяпошагунакаждыйударныйслог.
(Мыедемналыжах,мымчимсясгоры.Мылюбимзабавыхолоднойзимы).
Аеслизабылистихотворениепро«лыжи»,тогдавспомнимвсемизвестное.Какое?Ну,конечно!
(Мишкакосолапый,полесуидёт)
Здорово,еслималышбудетнетолько«шагать»спробкаминапальчиках,ноисопровождатьсвоюходьбулюбимымистихотворениями.
Пальчиковаягимнастикасприщепками«Гусенок»
Воспитатель:Усталипальчикиоттакойходьбы!Имтоженадоотдохнуть.Япредлагаюсделатьпальчиковуюгимнастику,которуюоченьлюбятВашималыши.Дляэтогонампонадобятсяобычныебельевыеприщепки.Бельевойприщепкой(проверьтенасвоихпальцах,чтобыонанебыласлишкомтугой,поочередно«кусаем»ногтевыефаланги(отуказательногокмизинцуиобратно)наударныеслогистихотворения:
«Раноутромвсталгусенок.Пальцыщиплетонспросонок!»(сменарук)
«Скореекормадайтемне.Мнеивсеймоейсемье!»
Игра«Рисуемнакрупе»
Возьмитеплоскоеблюдосяркимрисунком.Тонкимравномернымслоемрассыпьтепонемулюбуюмелкуюкрупу.Проведитепальчикомпокрупе.Получитсяяркаяконтрастнаялиния.Попробуйтенарисоватькакие-нибудьпредметы(забор,дождик,волны,буквы).Такоерисованиеспособствуетразвитиюнетолькомелкоймоторикирук,ноимассажируетпальчикиВашегомалыша.Иплюсковсемуразвитиефантазииивоображения.
Аесливзятькругизкартонаиприцепитькнемуприщепки,чтополучится?–Солнышко!Асолнышко,какое?–круглое!Акакогооноцвета?–желтое!Ивновьвдоступнойребёнкуформемызакрепляемпонятиеосновныхсенсорныхэталонов.
Аможновключитьвсюсвоюфантазиюиизкрасногокругаиприщепкисделать…-Яблоко.
Воспитатель:-Сегоднямыпознакомилисьлишьсмалойчастьютого,чемВыможетезанятьВашдосугсребёнкомдома.Включайтесвоюфантазиюисамоеглавное,неуставайтепостоянноразговариватьсвашимималышами,называйтевсесвоидействия,явленияприроды,цветаиформы.Пустьребенокнаходитсявпостоянномпотокеинформации,несомневайтесь,этоегонеутомит.Чемнепринужденнеебудетобучение,темлегчеибыстрееонобудетпроходить.Побуждайтеребенкакигре,наскольковозможно,играйтесмалышомвразвивающиеивеселыеигры.Участвуйтевигровомпроцессе.ЭтобудетотличнымспособомдляустановленияболеепрочнойсвязимеждуВамииВашимребенком!(раздатьродителямпамятки).
Привлечениеродителейкизготовлениюигрипособийдлясенсорногоразвитиядетей
Игровойматериал«Откройкоробочку»,«Украсьёлочкушарами»,«Сложипирамидку»,«Соберикарандашивстаканы»,«Начтопохожафигура?»,«Разноцветныешумелки»,«Кточтоуслышит?»,«Угадайнавкус»,«Чемпахнет?»,«Сюрприз»,«Пересыпалочки»,"Озорныеладошки»,«Тонет,нетонет»,«Тактильнаякоробка»,«Теплый–холодный»,«Маленькийсекрет»,«Застёжки»,«Закрутиленточку»,«Поиграемсприщепками»,«Мягкийконструктор»,«Разложичашкипоцветнымтарелочкам»,«Сенсорныйконструктор»,«Сенсорноепанноспуговицами»,«Шнуровка».
Памяткадляродителей«Чтотакоесенсорикаипочемуеенеобходиморазвивать»
Главнойсоставляющейполноценногоразвитиядетейвраннемвозрастеявляетсясенсорноеразвитие.
Сенсорноеразвитие-предполагаетформированиеуребёнкапроцессоввосприятияипредставленийопредметах,объектахиявленияхокружающегомира.
Сенсорноеразвитиеосуществляетсятольковпроцессесенсорноговоспитания,когдаудетейцеленаправленноформируютсяэталонныепредставленияоцвете,форме,величине,опризнакахисвойствахразличныхпредметовиматериалов,ихположениевпространстве.
Занятияпосенсорике, направленынаформированиеполноценноговосприятияокружающейдействительности,служатосновойпознаниямира,первойступеньюкоторогоявляетсячувственныйопыт.Успешностьумственного,физического,эстетическоговоспитаниявзначительнойстепенизависитотуровнясенсорногоразвитиядетей,т.е.оттогонасколькосовершенноребенокслышит,видит,осязаетокружающее.
Значениесенсорноговоспитаниясостоитвтом,чтооно:
-являетсяосновойдляинтеллектуальногоразвития;
-упорядочиваетхаотичныепредставленияребенка,полученныепривзаимодействиисвнешниммиром;
-совершенствуетдвигательныефункции(развитиеобщей,ручной,моторики,формированиеграфомоторныхнавыков);
-тактильно-двигательноевосприятие,
-развитиеслуховоговосприятия,
-развитиезрительноговосприятия,
-восприятиеформы,величины,цвета,
-восприятиеособыхсвойствпредметов(вкус,запах,вес),
-восприятиепространстваивремени;
-развиваетнаблюдательность;
-готовиткреальнойжизни;
-позитивновлияетнаэстетическоечувство;
-являетсяосновойдляразвитиявоображения;
-развиваетвнимание;
-даетребенкувозможностьовладетьновымиспособамипредметно-познавательнойдеятельности;
-обеспечиваетосвоениенавыковучебнойдеятельности;
-влияетнарасширениесловарногозапасаребенка;
-влияетнаразвитиезрительной,слуховой,моторной,образнойидр.видовпамяти.
Дидактическиеигрывключаютвсебясенсорноевосприятиеребенка,соднойстороныониучитываютвозрастные,нравственныемотивыдеятельностииграющее,сдругой-принципдобровольности,правосамостоятельноговыбора,самовыражение.
Вповседневнойжизниребеноксталкиваетсясмногообразиемформкрасок-этоилюбимыеигрушкииокружающиепредметы.Видитонипроизведенияискусства-картины,скульптуры,слышитмузыку;ноеслиусвоениеэтихзнанийпроисходитстихийно,безруководствавзрослых,оночастооказываетсяповерхностным.Здесьиприходитнапомощьсенсорноевоспитание-последовательное,планомерноеознакомлениедетейссенсорнойкультуройчеловечества.
Вкаждомвозрастепередсенсорнымвоспитаниемстоятсвоизадачи.
Враннемдетственакапливаютсяпредставленияоцвете,форме,величине.Важно,чтобыэтипредставлениябылиразнообразными.Этозначит,чторебенканадознакомитьсовсемиразновидностямисвойств-всемицветамиспектра,сгеометрическимиформами-круг,овал,квадрат,прямоугольник,треугольник,шар,куб,кирпич.Развиватьпознавательныеиречевыеумения-определятьцвет,размер,формупредметовпутемзрительного,осязательногоидвигательногообследования,сравнения.Пониматьииспользоватьвречислова-названиявеличиниформ.
Всреднемдошкольномвозрастеудетейформируютсясенсорныеэтапы-устойчивые,закрепленныевречипредставленияоцвете,геометрическихфигурах,отношенияхповеличинемеждунесколькимипредметами.Одновременносформированиемэталоновнеобходимоучитьдетейспособамобследованиепредметов:ихгруппировкепоцвету,формевокругобразцов-эталонов,выполнениювсеболеесложныхдействий.Вкачествеособойзадачивыступаетнеобходимостьразвиватьудетейаналитическоевосприятие-умениеразбиратьсявсочетаниицветов,расчленятьформупредметов,выделятьотдельныевеличины.
Встаршемдошкольномвозрасте,приусвоенииграмотыбольшуюрольиграетфонематическийслух-точнееразличениеречевыхзвуков-различениевосприятияначертаниябукв.Низкийуровеньсенсорногоразвитиясильноснижаетвозможностьуспешногообученияребенкавшколе.
Консультациядляродителей«Учитьцветалегкоивесело»
Какизвестно,младшийдошкольникпосуществующимнормативамдолженуверенноразличатьиназывать4основныхцвета(красный,синий,жёлтый,зелёный),астаршиедошкольникизнатьцветарадуги,названиеоттенковизнатьправиласмешиванияцветов.Вреальностивсё,какобычносовсемнетак:некоторыетрёхлеткивиртуозноотличаютрозовыйотпурпурного,аестьшестилетки,которыеупорнопродолжаютпутатьзелёныйцветисиний,приэтомвовсенеобязательно,чтопервыеявляютсявундеркиндами,аувторыхпроблемысразвитием.Простодетиобладаютспособностьюзапоминатьивыделятьдлясебято,чтоиминтересноипропускатьмимоушейвсёостальное.
Многиеродителибеспокоятся,чтоихребёнокужедостиг3-хлет,азапомнитьцветаещёникакнеможет.Спешимуспокоитьвас,способностьориентироватьсяиназыватьцветауребёнкаформируетсядо5-тилет.Намкажется,чтоэтотакпросто:покажикрасныйкубикилизелёноеведёркоиребёноквсёзапомнил,ноневсётакбыстро.Малышучитсясначалаотделятьнужныйемуцветотдругого.Затемоттенкиодногоцветагруппирует.Ну,аужтолькопотомучитсяназыватьцвета.Какжепомочьемувэтом?
Игра–вотсамыйдейственныйспособизучитьцвета.Рекомендуемсначалаобследоватьтепредметы,игрушки,которыеособеннонравятсядетяминазыватьихцвета(красноеплатье,желтыйбантик,синийсвитер,зелёныймячит.д.)Затемпопытайтесьсравниватьпредметы.Например:нашамашиназелёная,кактравкаилилисточки;мячик–красный,какяблокоилиягодкаит.п.Обязательнообъяснитеребёнку,чтоодинитотжепредметбываетразногоцвета:яблокобываетзелёное,красноеижёлтое.Приэтомпокажитенагляднолибомуляжияблок,либорассмотритеихвмагазиненавитрине.Далееможнопобуждатьребёнкакдействию:принесикраснуютарелочку,дайжёлтоеполотенцеит.д.
Интереснаиувлекательнаиграсконфетамивразноцветныхфантиках,которыеможносмастеритьвместесдетьми.Обернитепластилиновыешарикиилидеревянныепалочкицветнойбумагой,сложитевсёводнувазу.Попроситеребёнкаразложить«конфеты»потарелочкамтакогожецвета.Всекрасныеконфетыположивкраснуютарелочку,авсесиние–всинююит.д.Поэтойжесхемеможноорганизоватьиигру«Цветочек»Дляэтогоизцветногокартонавырезаютсякружочки,подбираютсяприщепкисоответствующихцветов.Предложитеребёнкунасинийкружочекприцепитьсиниеприщепки,назелёныйкружочек–зелёныеит.д.Такимобразом,вынетолькопоможетеребёнкузапомнитьцвета,ноизадействуетемышлениеимелкуюмоторикупальцеврук.
Обязательнорисуйтевместесосвоимчадом.Можновзятьтрафаретыилираскраскиидатьзадание:закрасьмячсинимцветом,асолнышко–жёлтым.Большоеподспорьевзакреплениицветавамокажетигра«Одинцвет»Дляэтогонеобходимосконцентрироватьвниманиеребёнканаодномцвете.Тоестьпредложитьребёнкунайтииназватьпредметыодногоцвета.Например:чтобываеткрасногоцвета?(яблоко,кубик,мяч,машина,платьеит.д.,ажёлтогоцвета?(солнышко,колобок,репка,бантикит.д.)ит.п.
Взаключениехочетсяпосоветоватьнезаставлятьребёнкаизучатьчто-тонасильно.Постарайтесьвызватьинтерескобучениюяркойигрушкой(кубики,мозаика,лото,домино,вкладышиипрочее,совместнойработой.Наконец,простовесёлойпесенкой,добрымстихотворением,игрой.Нереагируйтеостронанеудачиипромахидетей.Скореевсего,еслиигратьрегулярно,проблемвопределениицветаунегоневозникнет.
Буклетдляродителей«Дидактическиеигрыдлясенсорногоразвития»
Игры,которыеспособствуютусвоениюсенсорныхэталонов,развиваютнаблюдательность,внимание,влияютнаразвитиезрительной,слуховой,образнойпамяти.
«Собериматрёшку»Сначалавозьмите2матрёшкиисоберитеихсребёнком,обращаявниманиемалышанаразмеригрушки,затемдобавьтеещё2фигурки.Можнопомогатьребёнкусоветом:«Возьмисамуюмаленькую»ит.д.Еслиребёноксправляетсясзаданием,добавьтеещёоднуматрёшку.
«Подберицвет»Приготовьтепо5кругов(листиков,грибков,рыбокит.д.)двухцветов.Положитепоодномупредметукаждогоцветапередребёнкомипредложитеразложитьостальныена2группыпоцвету.Сделайтепервыйвыборсами,затемдействуетребёнок.Послетого,когдазаданиевыполненоможно,предложитьраскладыватьпредметына3-4группы.
«Прятки»Приготовьте5большихи5маленькихкругов,квадратов,овалов,треугольников,прямоугольников.Попроситеребёнка«спрятать»маленькиефигурызабольшими(обязательнопокажите,чтомаленькуюфигурулегконакрытьбольшой,тогдамаленькуюфигурунебудетвидно).Параллельноспонятиями«большой»-«маленький»можноотрабатыватьпонятие«такойже»:когдаребёнокпытаетсянакрытьоднубольшуюфигурудругой,обратитееговниманиенато,чтоониодинаковые,такиеже.
«Подбериобразцы»Приготовьтедвамешочка,ивкаждыйположитеобразцытканиразличнойфактуры.Предложитеребёнку,неглядя,достатьобразецизодногомешочкаизатемискатьтакойженаощупьвдругоммешочке.Сначалаобразцовдолжнобыть2-3,еслижемалышсправляетсясзаданием,количествоможноувеличитьдо6-7.Обсудитесребёнком,какиеэтиобразцынаощупь:гладкие,пушистые,шершавыеит.д.
«Найдитакойже»Приготовьте5большихи5малыхкругов.Смешайтекруги,покажитеихребенкусословами:«Этикругиразные».Покажитесначалабольшие,затеммаленькиекругипоодному(«Этокругибольшие,аэтомаленькие»).
Большиекругискладывайтеводнусторону,амаленькие–вдругую.
Своидействияпоясняйте.Приложитедвамаленькихкругадругкдругу,подчеркните,чтоониодинаковые.
Присортировкетретьейпарыкруговспросите,куданужнокластьбольшой,акуда–маленькийкруг.Ребенокраскладываеткруги.
Каквариантыможноиспользоватьквадратитреугольник,кругиквадратипр.
«Спасимышку»
Цель:продолжатьобучатьдетейразличениюцветов,подборуодинаковыхцветовнаглазспоследующейпроверкой(приложение,наложение);учитьориентироватьсянацветкакназначимыйпризнак;упражнятьввыделениизаданногоцветаизнескольких,закреплятьумениеправильноназыватькрасный,синий,желтый,зеленыйцвета.
Оборудование:плоскостныедомики-норкиосновныхцветовизкартонасизображениеммышки;картонныепрямоугольники«двери»аналогичныхцветов.
Ходигры:детямраздаютсядомикисизображениеммышки.Упедагога«двери»разныхцветоввперемешку.Педагогпроситспрятатьсвоюмышкуоткошкиипредлагаетподобрать«дверь»такогожецвета,чтобыееспасти.
«Сложикартинку»
Цель:упражнятьдетейвсоставлениицелогопредметаизегочастейсопоройнацвет;учитьанализироватьэлементарнуюконтурнуюсхему;развиватьпространственноемышление,воспитыватьволю,усидчивость,целеустремленность.
Оборудование:карточкисизображениемигрушек,животных,предметовокружающегомира;деталиизображенийэтихпредметовтакихжецветов.
Ходигры:детирассматриваюткартинкуи,ориентируясьнацвет,составляюттакоежеизображениеизпредложенныхдеталей.
«Угадайпредметпоконтуруинайдинаощупь»
Цель:Учитьсоотноситьзрительныйобразпредметас тактильно-двигательным.
Оборудование:Точечныеизображенияпредметов,муляжи,«чудесныймешочек».
Ходигры:Передребенкомкарточкисточечнымизображениемпредметов.Упедагога«чудесныймешочек»смуляжами.Ребенокугадываетпредметпоконтуру,называетего,азатемнаощупьнаходитданныйпредметвмешочке,достаетегоиприкладываеткточечномуизображению.
«Найдипредметнаощупьиподберисхему»
Цель:Развиватьзрительноевосприятие,мышление,учитьузнаватьнаощупьзнакомыепредметы.
Оборудование:Карточки–схемысизображениемцветаиформыпредметов–овощейилифруктов,муляжи,«чудесныймешочек».
Ходигры:Передребенкомкарточка–схемасизображениемцветаиформыпредметов.Упедагога«чудесныймешочек».Ребенокнаощупьнаходитпредмет,называетидостаетего.Затемкпредметунаходитсоответствующуюкарточку–схему.
«Найдикартинкуисобери»
Цель:Развитиезрительноговосприятия,мелкоймоторики.
Оборудование:Емкостьскрупой,разрезнаякартинка.
Ходигры:Передребенкомемкостьскрупой,вкрупеспрятанычастиразрезнойкартинки.Ребенкупредлагаетсянайтиразрезнуюкартинкуисобратьее.Призатруднениипредлагаетсяобразецкартинки.
«Слеписнеговика»
Цель:Развитиезрительноговосприятия,мышления,мелкоймоторики.
Оборудование:Деталиснеговиканалипучках.
Ходигры:Педагогпредлагаетребенкукакое-либозадание.Послеправильновыполненногозаданияребенокполучаетоднуилинесколькодеталейснеговика(большойкруг,маленькийкруг,морковка,ведроит.д.).Ребенкупредлагается«слепить»снеговикаизпредложенныхдеталей.
«Красивыйузор»
Цель:Развитиемелкоймоторики,зрительноговосприятия.
Оборудование:Карточкисобразцамиузоровизгеометрическихфигур,чистыекарточкидлядетей,геометрическиефигуры,тарелочки.
Ходигры:Передребенкомкарточкасобразцомузораизгеометрическихфигур.Чистаякарточкаигеометрическиефигурынатарелочках.Ребеноквыбираетнеобходимыегеометрическиефигурыисоставляетузорнасвоейкарточкепообразцу.
«Разноцветныйкубик»
Цель:Развитиезрительноговосприятия,мелкоймоторики.
Оборудование:Разноцветныйкубик,картинкисизображениемпредметовкрасного,желтого,зеленогоисинегоцвета.
Ходигры:Передребенкомкартинкиикубик,граникоторогораскрашенывкрасный,желтый,зеленыйисинийцвета.Ребенокбросаеткубикинаходит(называет)картинкутакогоцвета,которыйвыпалнакубике.
Ценностьэтихигриупражненийнетольковтом,чтодетипознаютсвойства:цвет,форму,величину,-ноивтом,что,благодарязаложенномувиграхэлементусамоконтроля,онипозволяюторганизоватьболееилименеесамостоятельнуюдеятельностьмаленькихдетей,развиватьумениеигратьрядомсдругими,немешаяим.
Конспектоткрытогозанятияпосенсорикевовтороймладшейгруппе«Волшебнаяполянка».
Цель:Обогащатьсенсорныйопытдетей
Задачи:
Образовательные:
1.умениеразличатьпредметыпоцвету,формеивеличине;называтьцвета(красный,синий,желтый,зеленый);
2.закреплятьпредставлениеовалаикруга,способствоватьразвитиюразличныхвидовработдетей,входеобразовательнойдеятельности;
Развивающие:
1.развиватьмелкуюмоторикурук,тактильность,воображение;
2.развиватьречь,внимание,логическоемышление,память;вызватьжеланиеотвечатьнавопросы;
Воспитательные:
1.воспитыватьинтерескпознаниюокружающегомира;
2.воспитыватьдружескоевзаимоотношения,вежливостьпоотношениюктоварищам;
3.воспитыватьудетейчувствоотзывчивости,добра;желаниепомочь;
4.способствоватьсозданиюудетейрадостногоэмоциональногонастроя.
Здоровьесберегающие:
1.Создаватьблагоприятныеусловиядляэмоционально-положительноговосприятияматериала;
2.Избегатьпереутомлениядетейимышечногонапряжения;
3.Укреплятьпсихическоеифизическоездоровьедетей.
Методыиприемы:
Словесные:(пояснение,вопросы,объяснение,повторениеиуточнение,напоминание,указаниекдействию,художественноеслово).
Наглядные:(демонстрацияпредметов,рисунков,показспособовдействияипостроениеобразов).
Практические:(показупражнения,поручения,физкультминутка).
Стимулирующие:(похвала,поощрение,подчеркиваниедостижений,ситуацияуспеха).
Игровые:(созданиесюжетнойигровойситуации,внезапноепоявлениеобъектов,голосагероев)
Оборудованиеиматериалы:обручзеленогоцвета,бабочка,цветоксинегоцвета,кругиизкартона(красные,желтые,зеленые,синие,коробочкасприщепкамиразныхцветов(красные,желтые,зеленые,синие,цветныебабочки(красные,синие,желтые,зеленые,магнитнаядоска-мольберт,д/игры,раздаточныйматериалнакаждогоребенка.
Словарнаяработа:круг,серединка,лепестки,стебель,красный,синий,зеленый,желтый.
Предварительнаяработа:проведениед/и«Подберипоцвету»,«Найдипару»,«Веселыеприщепки»,разучиваниепальчиковойигры«Цветы»,«Дружба»,рассматриваниеиллюстрацийобабочках,цветахифизкультминутка.
Ходобразовательнойдеятельности
Воспитатель:
—Дети,сегоднякнамвгруппупришлигости.Давайтепоприветствуемих:улыбнемсяипокажемсвоехорошеенастроение.
Соберемсядружновкруг,
Тымойдругиятвойдруг.
Дружнозарукивозьмемся
Идругдругуулыбнемся!
Воспитательидетисобралисьвозлезеленогообруча.
(Раздаетсястуквдверь.Воспитательидетпосмотретьктовгостипришел.)
Влетаетвгруппубабочка,подлетаеткдетям,видитнаволшебнойполянкенетцветов.(расстроилась)
Воспитатель:
-Бабочка,почемутытакаярасстроенная?
-Почемужебабочкарасстроилась?(наволшебнойполянкенеткрасивыхцветов).
-Начтолюбитсадитьсябабочка?(нацветы).
—Бабочка,нерасстраивайся,ребятатебепомогутсделатьцветочки.Носначала,вспомним,изчегосостоитцветок.(Детисадятсянастульчики перед магнитной доской-мольберт).
—Ребята,поможембабочкесделатькрасивыецветочки?(поможем, но сначала поиграемвволшебнуюигру«Дружба»)
Пальчиковаяигра«Дружба».
-Дружатвнашейгруппедевочкиимальчики
(соединятьпальцывзамок)
Свамимыподружиммаленькиепальчики
(касаниекончиковпальцевобеихрук)
Раз,два,три,четыре,пять–начинаеммысчитать
(парноекасаниепальцевотмизинцев,встряхнутьруки)
Раз,два,три,четыре,пять–мызакончилисчитать(рукивниз,встряхнутькистями).
Воспитатель:
-Молодцы! Затем показываю на мольбертеволшебнуюполянку,гдемногобабочекиразноцветныхцветов,атеперьотправимсявстрану,гдеживутзамечательныебабочки(Детивстаютиподходятнаковрик,гдележитбольшойсинийкругвсерединецветка)
-Как называется эта часть у цветка?Какойформысерединауцветочка?Какогоцветасерединкауцветка?Чтоещеестьуволшебногоцветка?(ответыдетей-лепестки,круг,желтогоцвета,стебельилисточки).
-Дети показывают лепестки у цветка(синего).
—Серединкаилепесткиуцветкаразныеилиодинаковыепоцвету?(одинаковые).
Воспитатель:
-Ребята,сейчасяпокажу,каксделатьцветокдлябабочки.(воспитательпоказываетиобъясняет,какспомощьюприщепокикругасделатьцветок).
Воспитатель:(береткругжелтогоцвета)–этосередина.Теперьнамнужнылепестки.Алепесткиунасбудутприщепки,которыемыбудемприцеплятькнашемукругу.(воспитательберетприщепкииприцепляетккругу).
Воспитатель:Ребята,какогоцветауменякруг?(желтого).
Какогоцветалепестки–прищепки?(красного).
Воспитатель:Давайтесвамисделаемдлябабочекволшебнуюполянкуцветов.Теперьразомнемсваминашипальчики.Пальчиковаяигра«Цветы».
Нашинежныецветкираспускаютлепестки. Поднять кисти рук вверх сопоройналокти,пальчикисобранывщепоть,раскрытьпальчики.
Ветерокчутьдышит,лепесткиколышет.Плавноераскачиваниераскрытыхпальчиковвлево-вправо.
Нашиалыецветкизакрываютлепестки.Собратьпальчикиобеихруквщепоть.
Тихозасыпают,головойкачают.Плавноераскачиваниепальчиков,собранныхвщепоть,влево-вправо.
Воспитатель:
-Молодцы,атеперьотправляемсявсвоюволшебнуюмастерскую.
-Ребята,подойдитекстолуивыберитесерединкудляосновысвоегоцветка.(Детиподходяткстолу,выбираютсерединкудляцветкаиотвечаютнавопросы.Какогоцветавзяликруг).Садятсязастолыивыбираютизкоробочкисприщепками–лепестки.Вовремясамостоятельнойработывоспитательспрашиваетукаждогоребенка,какогоцветаонделаетволшебныйцветокдлябабочек?
Воспитатель:
-Воткакиекрасивыецветыунасполучились.Тебенравятсянашицветы,бабочка?(бабочкаполетала).Видим,чтопонравились.
-Ребята,давайтеотнесемнашицветынаволшебнуюполянкудлябабочек.(детивыполняютзадания)
Физкультминутка.
Налугурастутцветы
Небывалойкрасоты.(Потягивания—рукивстороны.)
Ксолнцутянутсяцветы.
Снимипотянисьиты.(Потягивания—рукивверх.)
Ветердуетиногда,
Толькоэтонебеда.(Детимашутруками,изображаяветер.)
Наклоняютсяцветочки,
Опускаютлепесточки.(Наклоны.)
Апотомопятьвстают
Ипо-прежнемуцветут
Воспитатель:
-Ребята,нашаволшебнаябабочкаприлетеланеодна.Онасвоихподружекбабочекпривелакнамвгости.Возьмитепооднойбабочке(бабочкилежатнастоле).
Томочка,какогоцветаутебябабочка?(красного).Посадиеенакрасныйцветок.
Полина,какогоцветаутебябабочка?(зеленого).Посадиеенацветоктакогожецветаит.д.
Молодцыребята,всеволшебныебабочкиселинаполянкенасвоицветочки.
Ребята,волшебныебабочкипрощаютсяснами.Импоралететьнасвоюволшебнуюполянку.Онинамговорятогромноеспасибо!
Итог:«Чтомыделалисегодня,чтобырадоватьнашихбабочек»(Ответыдетейиграли,делалицветы).Увасвсеудалось!Вывсемолодцы!
Буклетдляродителей«Знакомствосформой,величиной,цеветомпредмета»
ЗНАКОМСТВОСЦВЕТОМПРЕДМЕТОВ
Этапыформированияпредставленияоцветепредметов
1этап–идентификацияпредметовпопризнакуцвета.Показываютребенку“парные”идентичныеигрушки,отличающиесятолькопоцвету,приэтомобязательнооднаизигрушекдолжнабытькрасногоцвета,таккаконнаиболееинтенсивновоздействуетипривлекаетвниманиеребенка,аконтрастнаяигрушкасинегоилизеленогоцвета.
2этап–соотнесениецветапредметасэталономцвета.Цветаизучаютсявследующемпорядке,сначалакрасный,синий,желтый,зеленый,затемфиолетовый,оранжевыйивпоследнююочередь,черныйибелый.Предметыдаютсябезфона.Толькопоследостижениярезультатаможноиспользоватьфоннакартоне.
3этап–выборпредметаопределенногоцветапословеснойинструкциивзрослого.Ребенкупредлагаювыбратьвсекрасные,синиеит.д.предметы.Отрабатываюреакциюнаречевуюинструкцию.Наданномэтапеначинаюработатьнеболеечемдвумяцветами.
4этап–формированиесловесногообозначенияцветапредмета.Отрабатываютсребенкомназваниецветанаопределенныхпредметах.
5этап–обучениеобобщениюиклассификациипредметовпопризнакуцвета.
6этап–обучениепередачицветапредметоввпродуктивнойдеятельности.Закреплениепостоянногопризнакацветазапредметом.
Используюигрытипа“Помогихудожнику”,“Раскрасьсоответствующимцветом”,аппликации.
7этап–формированиепредставленияоботтенкахцвета.
Предлагаютребенку3позиции,одинцветкрасный,другойцветсветлеекрасного,третийцветтемнеекрасного.Оттенкиизучаютсявпоследовательности:красный,синий,желтый,зеленый.Навыкиобязательнозакрепляювпродуктивнойдеятельности.
ЗНАКОМСТВОСФОРМОЙПРЕДМЕТОВ
Этапыформированияпредставленияоформепредметов
1этап–идентификацияпредметоввцелом.Берутдвеидентичныеигрушкииодну–контрастную.Учатсравниватьпредметы,инаходитьсходство.
2этапа–идентификацияпредметовпоформе.Необходимоучитывать,чторебенокпервоначальноусваиваетобъемнуюформу.
3этап–соотнесениеформыпредметасэталономформы.Дляобученияправильномусоотнесениюпредметасэталономформы–используется“Почтовыеящики”сдвумяпрорезями.
4этап–выборгеометрическойфигурыпословеснойинструкции.
5этап–формированиеуменияобозначатьформупредмета.Длязакрепленияэтогоуменияскладываютгеометрическиефигурыизсчетныхпалочек.
6этап–обобщениеодно–илиразноцветныхгеометрическихфигур.Наэтомэтапеиспользуюгеометрическиефигурытолькоодногоцветаиразмера.
7этап–классификацияпоформе.Наэтомэтапеобучаютклассификацииодноцветных,затемразноцветныхгеометрическихфигурок.
8этап–нахождениевокружающеммирепредметовопределеннойформы.
ЗНАКОМСТВОСВЕЛИЧИНОЙПРЕДМЕТОВ
Формироватьпредставленияовеличинеможнотолькопослеосвоенияребенкомпредставленийоформеицвете.
1этап–формированиепредставленияобольшихималенькихпредметах.
2этап–формированиепредставленияодлинепредмета:“Длинный–короткий”.
3этап–формированиепредставленияоширине:“Широкий–узкий”.
4этап–формированиепредставленияовысоте:“Снизу–вверх”.
5этап–построениерядовпопризнаку(начинаяс3-хэлементовдо10).
Длязакрепленияпонятияовеличинепоиграйтесдетьми:
1."Ктоскореесвернетленту".Возьмитедлиннуюикороткуюленту,начнитесоревноваться,ктопервыйсвернетленту.Естественно,побеждаеттот,укоголентакороче.Послеэтогоразложителентынастолетак,чтобыразницаихбылахорошовидна,ноничегонеговорите.Затемпоменяйтесьсребенкомлентами,послеэтогоразложителентыопятьнастол,ипредложитеребенкусамомувыбратьленту.Спросите,почемуонхочетэтуленту.Послеответаребенка,назовителенты:"короткая",«длинная","Короткаялентасвертываетсябыстро,адлиннаямедленно".
2.«Сломаннаялесенка»
3.«Матрешки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план взаимодействия с родителями (первая младшая группа)
Перспективный план взаимодействия с родителями в первой младшей группе....
Перспективный план взаимодействия с родителями 1 младшая группа
План работы на год с родителями 1 младшей группы...
Перспективный план взаимодействия с родителями 2 младшей группы ( с использованием современных форм сотрудничества с родительским коллективом) семейный клуб «Дети – наше будущее».
№Название мероприятияСодержание (кратко)СрокиОтветственные1Оформление «Уголка для родителей»Советы и рекомендации, сетка занятий, режим дня.СентябрьВоспитатель2Анкетирование родителей вновь прибывших ...
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников ранней группы
Цель: объединение усилий семьи и детского сада для развития и воспитания детей раннего возраста...
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников (младшая группа)
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников (младшая группа)...
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников младшей группы на 2022 - 2023 учебный год
Составлен на основерабочей программы совместной деятельности педагогас детьми 3-4 лет, младшая группа(принято на педагогическом совете №1 от 06 09 2022 г)...
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников младшей группы (3-4 года) на 2021 - 2022 учебный год
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанниковмладшей группы (3-4 года)на 2021 - 2022 учебный год...