Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников 2 младшей группы
учебно-методический материал (младшая группа)

Алексеева Екатерина Владимировна

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников 1 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_plan_raboty_s_roditelyami_2_gruppa.docx61.11 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников 2младшейгруппы.

Месяцы

Названиемероприятия

Сентябрь

Анкета«Определениезнанийродителейповопросамсенсорногоразвития»

Мастер-классдляродителейпотеме:«Сенсорноеразвитиеребенка»

Октябрь

Памяткадляродителей«Сенсорноеразвитиеивоспитаниеребенка3-4лет»

Консультациядляродителей«Сенсорноеразвитиеребенка3-4лет»

Ноябрь

Беседасродителями«Рольигрывжизниребенка»

Консультациядляродителей«Рольдидактическихигрвразвитииребенкамладшегодошкольноговозраста»

Декабрь

Консультациядляродителей«Игрыдлясенсорногоразвитиядетеймладшегодошкольноговозраста»

Выставка«Игрыдлясенсорногоразвитиядетей3-4лет».

Январь

Совместноемероприятие.«Сенсорныеигрыдляразвитиядетеймладшегодошкольноговозраста»

Привлечениеродителейкизготовлениюигрипособийдлясенсорногоразвитиядетей

Февраль

Памяткадляродителей«Чтотакоесенсорикаипочемуеенеобходиморазвивать»

Консультациядляродителей«Учитьцветалегкоивесело»

Март

Посещениеоткрытогозанятияоткрытогозанятияпосенсорике«Волшебнаяполянка»

Индивидуальнаяработасродителями

Апрель

Конкурсдляродителей«Дидактическаяиграпосенсорному развитию своими руками»

Буклет для родителей «Знакомство с формой, величиной, цветом предмета»

Май

Повторноеанкетирование«Определениезнанийродителейповопросамсенсорногоразвития»

Индивидуальные консультации по запросам родителей


Анкета«Определениезнанийродителейповопросамсенсорногоразвития»

Внимание,родители!

Врамкахпланированияработыпотеме«Сенсорноеразвитиедетейдошкольноговозраста»намнеобходимознатьваширассужденияподаннойтеме.Вашемувниманиюпредлагаетсяанкета:

1.Слышалиливычто-нибудьосенсорномразвитиеребёнка?

  • да;
  • нет.

2.Считаетеливынеобходимымразвитиеребёнкавданномнаправлении?

  • считаюнужным;
  • несчитаюнужным;
  • затрудняюсьответить.

3.Готовыливыучаствоватьвсозданиивгруппеусловийдлясенсорноговоспитанияребёнка?

  • да;
  • нет.

4.Устраиваетливасинформацияосенсорномвоспитании,размещённаявгруппе?

  • информацияотсутствует;
  • янеобращаювниманиянаинформацию;
  • информацияинтересная,нонеимеетпрактическойзначимостидляменя;
  • нагляднаяинформацияинтереснаиполезнадляменя.

5.Оценитеуровеньразвитияувашегоребенкавсехвидоввосприятия:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

6.Имеютсялиувасдомаигрыпосенсорномуразвитию:

  • да;
  • нет;
  • незнаю.

7.Вкакиеизнихчащевсеговашребенокиграетдома?

______________________________________________________________________________

8.Восвещениикакоговопросапосенсорномувоспитаниювынуждаетесь?

______________________________________________________________________________


Спасибозасотрудничество!


Мастер-классдляродителейпотеме:«Сенсорноеразвитиеребенка»

Цельмастер-класса:заинтересоватьродителейосуществлятьцеленаправленнуюработупоразвитиюмелкоймоторикиисенсорномуразвитиюребенка,черезизготовленияпособиясвоимируками.

Предварительнаяработа:

Подготовитьпрезентацию–«Игрыдлясенсорногоразвитияребенка»;

Подготовитьбуклетыпосенсорномуразвитию.

Провестианкетированиеродителейпосенсорномувоспитаниюдетей.

Сделатьзаготовкидляизготовленияигр.

Оборудование:
Проектор,презентация«Игрыдлясенсорногоразвитияребенка»;Прищепки,цветнойкартон,белаябумага,бархатнаябумага,наждачнаябумага,клей,ножницы,резинкицветные,гвоздикицветные.

Ход«Мастеркласса»:

–Добрыйвечер,уважаемыеродители.Ярадавидетьваснанашеммастер–классе«Сенсорноеразвитиедетей».

Анкетированиепоказало,чтоуродителейпокаещенедостаточныйуровенькомпетентностиввопросесенсорногоразвитиядетей.

-Инаверновыужеподготовилисьиможетсказать,чтотакоесенсорноеразвитие?(Ответыродителей).

Сенсорноеразвитиеребенка-эторазвитиееговосприятияиформированиепредставленийовнешнихсвойствахпредметов:ихформе,цвете,величине,положениивпространстве,атакжезапахе,вкусеит.п.

Значениесенсорногоразвитиявраннемидошкольномдетстветруднопереоценить.Именноэтотвозрастнаиболееблагоприятендлясовершенствованиядеятельностиоргановчувств,накопленияпредставленийобокружающеммире.

Существуетпятьсенсорныхсистем,спомощьюкоторыхчеловекпознаетмир.Назовитеих?(зрение,слух,вкус,осязание(тактильноечувство),обоняние(ощущениезапаха).

Вразвитиисенсорныхспособностейважнуюрольиграетосвоениесенсорныхэталонов–общепринятыхобразцовсвойствпредметов.Например,7цветоврадугииихоттенки,геометрическиефигуры,метрическаясистемамерипр.

Яприготовиладляваспрезентацию,гдевынаглядносможетеувидетьигрынаразвитиесенсорики.

Воспитательпоказываетродителямпрезентацию«Игрыдлясенсорногоразвитиядетей».

Дляразвитиясенсорныхспособностейсуществуютмножестворазличныхигриупражнений:книжка«Застежки»,«Курочкасцыплятами»,«Угостиконфеткой»,«Чудогвоздики».Сегодняяпредлагаювашемувниманиюмастер–класспоизготовлениюигрыназакреплениецветасиспользованиембельевыхприщепок.

Воспитательпоказывает,какизготовитьигру.

Сегоднямыпознакомилисьлишьсмалойчастьютого,чемВыможетезанятьВашдосугсребёнкомдома.Включайтесвоюфантазиюисамоеглавное,неуставайтепостоянноразговариватьсвашимималышами,называйтевсесвоидействия,явленияприроды,цветаиформы.Пустьребенокнаходитсявпостоянномпотокеинформации,несомневайтесь,этоегонеутомит.Чемнепринужденнеебудетобучение,темлегчеибыстрееонобудетпроходить.

Побуждайтеребенкакигре,наскольковозможно,играйтесмалышомвразвивающиеивеселыеигры.Участвуйтевигровомпроцессе.ЭтобудетотличнымспособомдляустановленияболеепрочнойсвязимеждуВамииВашимребенком!


Памяткадляродителей«Сенсорноеразвитиеивоспитаниеребенка3-4лет»

Важнойсоставляющейвразвитииребенка3-4летявляетсясенсорноеразвитие,котороенаправленнонаформированиеполноценноговосприятияокружающейдействительности,служитосновойпознаниямира.ОтуровнясенсорногоразвитияВашегоребенказависятегоуспешностьвумственной,физическойиэстетическойсферах.

Ввозрасте3-4летребенокактивноусваиваетсенсорныеэталоны.Ксенсорнымэталонамотносятобщепринятыецвета,величины,формы,пространственныеположения,вкус,запахит.д.

Вданномвозрастенеобходимоформироватьследующиеэталоны:

  • формы–плоскостныегеометрическиефигурыиихназвания(7)(квадрат,круг,прямоугольник,овал,треугольник,звезда,крест).
  • цвета–семьцветовспектра(красный,оранжевый,желтый,зеленый,голубой,синий,фиолетовый,атакжечерный,серый,белый)иназывать3-4цвета.
  • величины–отношенияповеличинемеждупредметами(«большой»,«маленький»,«самыйбольшой»ит.д–сравнение).
  • пространственные–расположениепредметоввпространстве(вверху,внизу,слева,справа,впереди,позади).

Вдомашнихусловияхпомочьразвитьсенсорныеэталоныребенкавыможетеследующимиспособами:

-спомощьюразнообразныхокружающихпредметовкакнапрогулкеводворе,такидомаВыможетесребенкомосваиватьтакиесенсорныесвойства:кактвердость,мягкость,хрупкость,пластичность(обратитевниманиенаигрушки,камушки,листочки,продуктыпитанияидругойокружающийребенкаматериал).

-домаестьвозможностьсравниватьтакиесенсорныесвойствакак:горячее/холодное,тяжелое/легкое,кислое/сладкое/горькоеидр.

Игрыдома,напрогулке,вмагазине:

Чтобываеткруглым?(квадратным,треугольнымит.д.)

Назовивсепредметывокругзеленогоцвета?(желтый,красныйит.д.)

Чтобольшеапельсинилимандаринка?

Чтослащеапельсинилимандаринка?Акакаяповкусумандаринка?Еслимывкомпотбросимсоль,авсупсахар?

Чтобольшемаленькийслонилибольшаямышка(медведьживойилиигрушечный)?

Гдележитигрушка?

УВасестьвозможностьпридумыватьсвоивариантыигр,детисудовольствиемвключаютсявних!

Развиватьсенсорикуможноспомощьюпродуктивнойдеятельностидетей:лепкаизглиныилипластилина,рисование,конструирование,аппликация,поделкиизразличногоматериала.

Сенсорныеигрушки:

коробочкасгеометрическимиформами;вкладыширазличныхразмеров;стаканчикидлявкладываниядругвдруга;разрезныекартинки(«Пазл»из6-12частей);пирамидки;лото;мозаика,домино,конструктор.

Играйтевместесдетьми!!!Поощряйтеинтересребенкакпредметамокруженияинеленитесьотвечатьнаеговопросы,большесравнивайте,сопоставляйтеиэкспериментируйтеитогдаВашмалышбудетсчитатьмиряркимиинтересным!


Консультациядляродителей«Сенсорноеразвитиеребенка3-4лет»

Чтомызнаемосенсорномразвитиидетейипочемутакважноприступатькнему,когдаребёнку3-4года?Начнёмстого,чтосенсорноеразвитие—этоактивноесовершенствованиевосприятияипредставленийкакоботдельныхэлементах,такиоцеломокружающеммире.

Сраннегодетствакрохунужнообучатьвслушиватьсявзвуки,всматриватьсявпроисходящиеявления,ощупыватьпредметы,такимобразомформируяунегоперцептивныедействия.

Стоитпонимать,чтонаучитьребёнкаобследоватьпредметпутёмвизуальногоиосязательногознакомстваснимнедостаточно.Чтобыпонятьособенностипредметадоконца,емунужнобудетнаучитьсясоотноситьегокачестваисвойстваскачествамиисвойствоспредметами.

Длятогочтобыребёнокнаучилсявыявлятькачестваисоотноситьихскачествамидругихпредметов,емупонадобятсямерки—такназываемыеэталоны,сложившиесяисторически.

Врамкахсенсорноговоспитаниябудетпроисходитьактивноесенсорноеразвитие,крометого,ребёнокнаучитсяпознаватьмирчерезличныйчувственныйопыт.Вомногомэффективностьфизическогоиумственноговоспитаниясвязанасуровнемсенсорногоразвитияребёнка,тоестьзависитотегоспособностислышать,осязатьивидетьвсёвокруг.

Почемунужноначинатьзаниматьсясмладшимидошкольниками

Вкаждомвозрастедетипроявляютбольшуюилименьшуючувствительностькразногородавоздействиям.Чеммладшеребёнок,темважнеедлянегочувственныйопыт.Враннемдошкольномвозрастедлямалышейоченьважнонаучитьсязнакомитьсясосновнымисвойствамипредметов.Именноэтотвозрастсчитаетсясамымподходящимдляактивногосенсорногоразвития.

Специалистыуверены,чтосенсорноеразвитиессовершенствованиемфункциональностиоргановчувствинакоплениемсведенийобокружающейсредевраннемвозрастеимеетнаиболееблагоприятныепрогнозы.

Можнодажесказатьболее:сенсорноеразвитиедетейввозрасте3-4летсцельюповышенияуровняинтеллектуальногоразвития—этонеотъемлемаячастьдошкольноговоспитания.ЕщёЛ.А.Венгеромбыларазработанапрограммапосенсорномувоспитаниюмладшихдошкольниковсиспользованиемдидактическихигр,окоторыхподробнеебудетсказанониже.Большаячастьэтихигрнаправленанасовершенствованиенавыковвосприятияпредметовсучетомихсвойств.

Чтонужнознатьосенсорныхэталонах

Нетникакойнеобходимостипрививатьдетямнавыкиработыссенсорнымиэталонамираньше3-4лет.Определённаяподготовительнаяработавэтомнаправленииможетвестись,нонеболее.Главное,чтобыпридостижениимладшегодошкольноговозрастадетибылиспособныусваиватьосновныесенсорныеэталоны,группируясвойствапредметов.

Сенсорноеиэстетическоеразвитиетесносвязанымеждусобой.Ребёнку,слёгкостьюразбирающемусявзвуках,цветахизапахах,доставитудовольствиенаблюдатьзаособенностямиокружающегомира,получаязарядбодростииэнергииотпроцесса.Еслиопытсенсорногоразвитияминимален,тоивоображениеокажетсявесьмаскудным.Гармоничноеинтеллектуальноеразвитиенеможетпроходитьбезразвитиявосприятия,иэтонормально.

Чтокасаетсяролисенсорногоразвитиявсудьбекаждогоребёнка,тоонанастолькозначима,чтосредствамиметодамсенсорноговоспитаниямладшихдошкольниковвдетскомсадустоитуделитьособоевнимание.

Вдошкольномвозрастедетипознаютявленияприроды,обучаютсяазамграмотыиматематики.Результатоввэтомпроцессеможнобудетдостичьисключительнопослеовладениязнаниямиосвойствахпредметов,причёмкаквнутренних,такивнешних.Так,например,чтобысрисоватьобычныйпредметскартинки,малышунужнобудетпроанализироватьегоразмеры,форму,цветипрочиепризнаки.

Тожекасаетсяиконструирования.Конструироватьудетей3-4летполучитсятолькопослетого,каконинаучатсяисследоватьпризнакипредметов,соотноситьсвойстваматериаладляработысосвойствамиобразца.Неумениеориентироватьсявовнешнихсвойствахпредметовстанетосновнойпричинойнеспособностиполученияобъективныхпредставленийоприроде,какживой,такинеживой.

Детимладшегодошкольноговозрастаучатсяусваиватьсенсорныеэталонывтечениедлительноговремени,ирезультатомвовсенебудетсчитатьсяспособностьназыватьсвойствапредметовилиобъектов.Говоритьотом,чтопроцессусвоенияпрошелгладко,можнобудетлишьвтомслучае,когдаребёнокнаучитсяпользоватьсячёткимипредставлениямиобособенностяхкаждогосвойстваисможетихприменятьдляанализа.

Задачисенсорноговоспитания

Дошкольника3-4летнужнообучатьдействиям,которыепомогутемупонятьпростуюистину:умениеопределятьвнешниепризнакинапрямуювлияетнаитоговуюдеятельность.Именнопоэтомутакважно,чтобыработасдошкольникамибылапостроенанапрактическихдействиях,позволяющихизучитьформупредметовсназываниемеёивыявлением.

Современеммалыши3-4летнаучатсясправлятьсясвычленениемформызрительно,делаявсёбольшеибольшеуспехов,пользуясьметодомпримеривания.Продолжительноеиспользованиеметодапримериванияпозволитмалышуотточитьнавыкзрительноговосприятияформысвозможностьюеёвычлененияизпредметовипоследующимсоотношениемсформойостальныхпредметов.

Конструированиедлядошкольников3-4лет—однаизнаиболеепродуктивныхдеятельностей,стимулирующихсенсорноеразвитие.Осуществлятьсенсорныепроцессывэтомслучаеможнобудетврамкахсамойдеятельности,анезаеёграницами,такимобразомраскрываяновыевозможностидляразвитиясенсорикидошкольниковбезограничений.

Впроцессеконструированиямалышиучатсявыделятьнетольковнешниепризнакипредметов,ноисовершенствуютпрактическиеипознавательныедействия.Умалышей,скоторымиввозрасте3-4летрегулярнозанимаютсяконструированием,хорошоразвитаспособностьзрительноговосприятияпредметасвозможностьюегоразборанадеталиипоследующегосборавмодель.

Какужеупоминалосьвыше,основнойвиддеятельностидетейдо3-4лет—этоигра.Именноиграускоряетпознавательноеисенсорноеразвитие.Важно,чтобывзрослыепоработалинадрасширениемкругозорадошкольника,создаваяусловиядляегоразвития.Игры,направленныенасенсорноевоспитание,должныбытьувлекательнымидлядошкольников,позволяющиминезаметнодлянихусваиватьнужныйматериалиполучатьбогатыйчувственныйопыт.


Беседасродителями«Рольигрывжизниребенка»

Играемвместесребенком.

Большинствосовременныхродителейзнают,чтоудетейраннегоидошкольноговозраставедущейдеятельностьюявляетсяигровая.Поэтомуониожидают,чтодетибудутзаниматьигройсебясами.Иискренненедоумевают,когдаэтогонепроисходит.Нанетерпеливыйвозглас:«Немешай!Иди,поиграй!»–маленькийребенокпродолжаетвертетьсяоколо,отвлекатьродителейотделаикапризничать.

Оченьчастоэтопроисходитпотому,чтодетипростонеумеютиграть.Действительно,именночерезигрумалышипознаютмир,осваиваютпростейшиебытовыенавыки,проигрываютжитейскиеситуации,пробуютсебявновыхролях.Игранетолькообучает,ноипозволяетмаленькомуребенкувдоступнойформеразобратьсясомногимипсихологическимиижитейскимипроблемами,которыепостоянновстаютунегонапути.Поэтомуродителивненавязчивойформемогутиспользоватьигрукакобучающееиликоррекционноесредство.

Однакомногиедетивсилувозрастаилииндивидуальныхособенностейнеспособнысамостоятельноперенестидействиеилисобытиевигру.Имтребуетсяпомощь.Иглавнымпомощником,конечно,будутмамаипапа.

Особенноважнасовместнаяиградлядетеймладшегодошкольноговозраста,тоестьмалышей3-4лет.Онипоканеотличаютсянеобходимойнаблюдательностью,достаточнымзапасомзнаний,уменийинавыков,необладаютнеобходимымсамоконтролемдлясамостоятельнойорганизацииигры.Затоименновиграхдетинабираютновыеслова,учатсядуматьииспользоватьнакопленныйжитейскийопыт,по-настоящемучувствуютипроживаютэмоции:смеются,боятся,злятся,радуются–исудовольствиемиспользуютразныеигрушкиилипредметы,развиваянавыкиманипуляции,говорянаучнымязыком.

Поэтому,дорогиеродители,оченьважно,чтобывыиграливместесосвоимидетьми.Иградетейневозникаетстихийно,онаскладываетсяподруководствомвзрослогоивсовместнойдеятельностисним.Вбудущем,когдаониусвоятнавыкигры,тосмогутделатьэтосами.Ворганизацииигрглавнымивопросамиявляютсядва:вочтоигратьикак.Переноситевигрувсе,чтоокружаетмаленькогоребенка.Можнопоигратьвмагазин,парикмахерскую,освоитьпрофессиюповараилисходитьпонарошкувгости.

Авоткакиграть,многиеродителинезнают.Вэтомвампомогутследующиерекомендации.

1.Играясребенком,опуститесьрядомсним,чтобывыбылиснимнаодномуровне.Темсамымвыпоказываете,чтовигревынаравных.

2.Подберитедляигрыяркиекрасивыеигрушки.Ихнедолжнобытьслишкоммного,иначедетскоевниманиебудетрассеиваться.Учитывайтеразмеригрушек.Слишкомбольшиеилислишкоммаленькиебудутнеудобнымаленькомуребенку.

3.Покупаяновуюигрушку,обязательнопокажите,какребенкувнееиграть.Неумеявнееиграть,малышбыстроутратиткподаркуинтерес.

4.Постепенносокращайтесвоеучастиевигре.Давайтеребенкувозможностьпроявитьсвоюактивность.

5.Озвучивайтевсевашидействия.Игранедолжнапроходитьвтишине.Новыезвуки,слова,жестыстимулируютребенкакактивнойречи.

6.Подберите«правильное»времядляигры.Малышнедолженхотетьспатьилиесть,бытьчем-торасстроенным.Лучшевсеговыделитьспециальноевремяврежимедняименнодляигр.

7.Повторяйтеигры.Ребенокможетнесразуполюбитьигруилизапомнитьправила.Акогдаиграужехорошоусвоена,начинайтефантазировать.Можнопоменятьгероевигрыилипредметы,аможноизменитьпоследовательность.Темсамымподнадоевшаяигравновьстанетинтереснойребенку.

Играэтоестественныйспособобучениясоциальнымнавыкам:соблюдениеправил,ожиданиесвоейочереди,переживаниенеудачи–всеэтопригодитьсяребенкувбудущем.Многиенастольныеигрыпозволяюторганизоватьдосугдлянесколькихдетейидажевзрослых,чтопозволяетигратьсемьямиибольшеобщатьсясдетьми.Ихотянадписинакоробкахобычноуказывают,чтоиграпредназначенадлядетейстаршетрехлет,онимогутзаинтересоватьимладшихдетишек,непрепятствуйтеихзнакомствусигрой

Еслиже,напротив,играслишкомсложнадлявашегоребенка,неволнуйтесь.Вседетитворческиеличностиимогутизобретатьсвоисобственныеспособыиспользованияизображенияилиэлементовигры.Онибудутсравниватьих,разглядыватькрасочныеузорынакартах,игратьфишкамиибросатькубик.Вамостаетсятолькоследить,чтобымелкиедеталинебылиоторваныипроглоченыюныминепоседами.


Консультациядляродителей«Рольдидактическихигрвразвитииребенкамладшегодошкольноговозраста»

Отечественныепедагогиипсихологисчитают,чтонаиболееблагоприятноразвитиеребенкапротекаетподвлияниемпродуманноговоспитанияиобучения,осуществляемогосучетомвозрастныхособенностейдетей.Вэтигодызакладываетсяфундаментдальнейшегоразвитияребенка.Длятогочтобымаленькиедетиовладелинеобходимымидвижениями,речью,другимижизненнонеобходимымиумениями,ихэтомунадонаучить.Вэтойсвязирольизначениедидактических(обучающих)игрввоспитаниииразвитиидетеймладшеговозрастаоченьвысока.

Вдидактическихиграхформируетсяпознавательнаядеятельностьребенка,активизируетсясампроцессобучения.Помимозакрепленияирасширения,имеющихсяуребенказнаний,вдидактическойигреунеговоспитываютсятакиекачества,какнаходчивость,сообразительность,инициатива,усидчивость,умениепреодолеватьтрудности,считатьсястоварищами,т.е.умениежитьвколлективесверстников.
Дидактическиеигрыкаксвоеобразноесредствообучения,отвечающееособенностямребенка,включенывсовременныепрограммыдошкольноговоспитания.Спомощьюдидактическихигрвоспитательосуществляетсенсорноевоспитаниедетей,развиваетпознавательныепроцессы(любознательность,пониманиевзаимосвязипростейшихявленийит.д.).Ониспользуетигрукаксредстворазвитиямышления,речи,воображения,памяти,расширенияизакрепленияпредставленийобокружающейжизни».

Дидактическаяигра-играпознавательная,направленнаянарасширение,углубление,систематизациюпредставленийдетейобокружающем,воспитаниепознавательныхинтересов,развитиепознавательныхспособностей.Характернойособенностьюдидактическихигрявляетсято,чтоонисоздаютсявзрослымисцельюобученияивоспитаниядетей,однако,созданныевдидактическихцелях,ониостаютсяиграми.

Дидактическиеигрыявляютсяоднимизкомпонентоввоспитательнойиобразовательнойработысдетьминарядусчтением,беседой,рисованием,пением,гимнастикой,трудом.

Дидактическаяигравыступаеткаксредствовсестороннеговоспитанияличностиребенка.Дидактическаяиграпредставляетсобоймногоплановое,сложноепедагогическоеявление:онаявляетсяиигровымметодомобучениядетейдошкольноговозраста,иформойобучения,исамостоятельнойигровойдеятельностью,исредствомвсестороннеговоспитанияличностиребенка.
Ониспособствуютразвитиюпознавательнойдеятельности,интеллектуальныхопераций,представляющихсобойосновуобучениядетей.Норебенкапривлекаетвигренеобучающаязадача,котораявнейзаложена,авозможностьпроявитьактивность,выполнитьигровоедействие,добитьсярезультата,выиграть.Однако,еслиребенокнеовладеетзнаниями,умственнымиоперациями,которыеопределеныобучающейзадачей,оннесможетуспешновыполнитьигровыедействия.Возможностьобучатьмаленькихдетейпосредствомактивнойинтереснойдлянихдеятельности–отличительнаяособенностьдидактическихигр.

Дидактическиеигрыразличаютсяпообучающемусодержанию,познавательнойдеятельностидетей,игровымдействиямиправилам,организацииивзаимоотношениямдетей,поролипедагога.

Дидактическиеигрыможноподразделитьпосодержанию:

-игрыпосенсорномувоспитанию,

-игрыпоознакомлениюсприродой,

-математическиеидр.

Подидактическомуматериалу:

-игрыспредметамиидидактическимиигрушками,

-настольно-печатныеигры,

-словесныеигры,

Дидактическиеигрыимеютбольшоезначениевразвитииребенкамладшегодошкольноговозраста.

Содержаниедидактическихигрформируетудетейправильноеотношениекявлениямобщественнойжизни,природе,предметамокружающегомира,систематизируетиуглубляетегознания.Вигредетиотражаютокружающуюжизньипознаютдоступныеихвосприятиюипониманиюфакты,явления(игрыскуклой«ОденемКатюнапрогулку»,«Напоимкуклучаем»,«Вгости»идр.).Такжедидактическиеигрыразвиваютсенсорныеспособностидетей,аигрысдидактическимиигрушками,укрепляютмелкуюмоторикурук.

Дидактическиеигрыразвиваютмышлениеиречьдетей.Пополняетсясловарьребенка,формируетсяправильная,речь,умениеправильновыражатьсвоимысли.Многиедидактическиеигрывызываютинтересктрудувзрослых,желаниесамимтрудиться.

Дидактическиеигрыслужатцелямхудожественноговоспитания,воспитаниялюбвикпрекрасному.Играсоздаетположительныйэмоциональныйподъем,вызываетхорошеесамочувствиеивместестемтребуетопределенногонапряжениянервнойсистемы.

Дидактическиеигрыимеютопределенноезначениевнравственномвоспитаниидетей.Вигредетиярковыражаютсоциальныечувства,стремятсяделатьвсесообща.Играукрепляетколлективныеэмоции,коллективныепереживания.Удетейформируютсянравственныепредставленияонормахповедения,овзаимоотношенияхсосверстникамиивзрослыми,оположительныхиотрицательныхкачествахличностиунихвырабатываетсяумениедействоватьвсредесверстников.

Вдидактическойигреобязательноналичиеувлекательнойзадачи,решениекоторойтребуетумственногоусилия,преодолениянекоторыхтрудностей.

Дидактизмвигредолженсочетатьсясзанимательностью,шуткой,юмором.Увлечениеигроймобилизуетумственнуюдеятельность,облегчаетвыполнениезадачи.Дидактическаяиграопираетсяназнания,ужеимеющиесяудетей,причемчастоводнойигреонимогутиспользоватьзнанияипредставления,полученныеназанятияхпоразнымразделампрограммы.

Дидактическиематериалыинастольно–печатныеигрыдолжныбытькрасочными,крупными,прочными,иметьпознавательноеидоступноесодержание.

Такимобразом,приправильномруководствеиграстановитсяшколойвоспитаниядетеймладшегодошкольноговозраста.Руководяигрой,взрослыйвоспитываетактивноестремлениедетейчто-тоузнавать,искать,проявлятьусилиеинаходить,обогащаетдуховныймирдетей.Аэтовсесодействуетумственномуиобщемуразвитию.


Консультациядляродителей«Игрыдлясенсорногоразвитиядетеймладшегодошкольноговозраста»

Сенсорноеразвитиеребенка–эторазвитиееговосприятияиформированиепредставленийовнешнихсвойствахпредметов:ихформе,цвете,величине,положениивпространстве,атакжезапахе,вкусеит.п.

Значениесенсорногоразвитиявраннемидошкольномдетстветруднопереоценить.Именноэтотвозрастнаиболееблагоприятендлясовершенствованиядеятельностиоргановчувств,формированиисенсорныхэталонов–цвет,форма,величина,накопленияпредставленийобокружающеммире.

Чтолюбятбольшевсегонасветеделатьдети?Конечно,играть!Детииграютдома,вдетскомсаду,наулице,вгостях.

Любоеувлекательноезанятиеобозначаетсядлянихсловом«игра».Черезигруребёнокпознаётокружающуюегодействительность,свойвнутренниймир.

Вмладенческомвозрастепосредствомигрыразвиваютсяорганычувствмалыша,происходитнакоплениезрительных,слуховых,тактильных,вкусовыхощущений.Вэтотпериодзакладываетсяосновапознавательнойдеятельностиифизическойактивностиребёнка.Малышсувлечениемисследуетпредметы,егоокружающие,применяяприэтомвседоступныеемуспособы:рассмотреть,потрогать,попробоватьнавкус.

Свозрастомиграстановитсяболееосмысленной,предметной,ноеёцель–познаниемира,остаётсянеизменной.

Уважаемыеродители,предлагаемвамоченьпростые,новтожевремяоченьинтересные,аглавноепознавательныеигры,которыевыможетеорганизоватьсдетьмипрямонакухне.Асамоеглавное,чтотакиеигрынетребуютособойподготовки,аматериаломдляигрпослужитто,чтолегконайтивдомекаждойхозяйки.

Игра«Песочница»накухне.

Возьмитеподносилиплоскоеблюдосяркимрисунком.Тонкимравномернымслоемрассыпьтепоподносулюбуюмелкуюкрупу.Проведитепальчикомребенкапокрупе.Получитсяяркаяконтрастнаялиния.Позвольтемалышусамомунарисоватьнескольколиний.Затемпопробуйтевместенарисоватькакие-нибудьпредметы(забор,дождик,волны,буквы.Такоерисованиеспособствуетразвитиюнетолькомелкоймоторикирук,ноимассажируетпальчикивашегомалыша.Иплюсковсемуразвитиефантазииивоображения.

Игра«Мозаикаизпробок».

Подберитепуговицыразногоцветаиразмера,аеще,можноиспользоватьразноцветныепробкиотпластиковыхбутылок.Сначалавыложитерисуноксами,затемпопроситемалышасделатьтожесамостоятельно.Послетого,какребенокнаучитсявыполнятьзаданиебезвашейпомощи,предложитеемупридумыватьсвоивариантырисунков.Изпуговичноймозаикиможновыложитьневаляшку,бабочку,снеговика,мячики,бусыит.д.

Втакихиграхмызакрепляемформированиесенсорногоэталона–цвет,аеслииспользоватьпуговицы,тоисенсорногоэталона–форма(круг,квадрат,треугольник,овал).

Игрыскрупами.

Детиоченьлюбятигрыскрупами,этонетолькоприятныетактильныеощущенияисамомассаж,ноивозможностьнемногопошалить.Ноздесьоченьважнопомнитьотехникебезопасности,ведьмыимеемделосмелкимичастицами.Надоследить,чтобывходеигрдетиничегонебраливрот,поэтомучащевсвоейработеяиспользуюфасольиболеекрупныекрупы.

Итак,давайтенемногопоиграем!Вглубокуюёмкостьнасыпаемфасольизапускаемвнеёрукииизображаем,какбудтомыначинаеммеситьтесто,приговаривая:

Месим,месимтесто,естьвпечиместо.

Будут-будутизпечиБулочкиикалачи.

Аеслииспользоватьфасольигорохвместе,тогдаребёнкуможнопредложитьотделитьмаленькоеотбольшого–опятьтакиеёВеличествоСенсорика!

Этолишьсмалойчастьютого,чемвыможетезанятьвашдосугсребёнкомдома.Включайтесвоюфантазиюисамоеглавное,неуставайтепостоянноразговариватьсвашимималышами,называйтевсесвоидействия,явленияприроды,цветаиформы.Пустьребенокнаходитсявпостоянномпотокеинформации,несомневайтесь,этоегонеутомит.Чемнепринужденнеебудетобучение,темлегчеибыстрееонобудетпроходить.

Побуждайтеребенкакигре,наскольковозможно,играйтесмалышомвразвивающиеивеселыеигры.Участвуйтевигровомпроцессе.Этобудетотличнымспособомдляустановленияболеепрочнойсвязимеждувамиивашимребенком.


Совместноемероприятие«Сенсорныеигрыдляразвитиядетеймладшегодошкольноговозраста»

Цель:

Повыситьпедагогическуюграмотностьродителейоролимелкоймоторикивразвитииречивоспитанников.

Задачи:

1.Акцентироватьвниманиеродителейназначимостиразличныхвидовдеятельностивразвитиимелкоймоторикирукиречевогоразвитиявоспитанников.

2.Заинтересоватьродителейактуальностьюданнойтемыипривлечьихксотрудничеству.

3.Познакомитьсразновидностямидидактическогоматериаладляразвитиямелкоймоторикииметодическойлитературойпотеме.

Предварительнаяработа:

Подготовитьвыставкудляродителей(сенсорныеигры,использующиесявдетскомсадувработесдетьми).

Оборудование:

Выставка«Игрыдлясенсорногоразвития»;

Игры:«Чудесныймешочек»(спредметамиразнойвеличиныиформы);«Золушка»(горох,фасоль,киндер–игрушки);«Мозаикаизбросовогоматериала»(пробки,пуговицы);«Рисуемнакрупе»(плоскиеблюда,мелкаякрупа);прищепки,картинки,белаябумага,клей,ножницы,пальчиковыекраски:красного,желтогоиоранжевогоцвета;ватмансизображениемсолнышка(безлучиков).

Образовательнаяобласть:Познавательноеразвитие.

Интеграциявобразовательныеобласти:Речевоеразвитие,Социально-коммуникативноеразвитие.

Повестка:

1.Выставкаигр.

2.Беседа«Сенсорноеразвитиеребенка».

3.Игротека.

4.Игранарефлексию«Солнышко».

Участники:детигруппы,родители,воспитатели.

Ходвстречи:

Воспитатель:Добрыйвечер,уважаемыеродители.Мырадывидетьваснанашеммастер–классе«Сенсорноеразвитиедетей».Повестканашейвстречи(знакомствосповесткой).

Воспитательпоказываетродителямвыставку«Игрыдлясенсорногоразвития».

Беседасродителями.

Воспитатель:Уважаемыеродители,чтотакоесенсорноеразвитие?(ответыродителей).

Сенсорноеразвитиеребенка-эторазвитиееговосприятияиформированиепредставленийовнешнихсвойствахпредметов:ихформе,цвете,величине,положениивпространстве,атакжезапахе,вкусеит.п.

Значениесенсорногоразвитиявраннемидошкольномдетстветруднопереоценить.Именноэтотвозрастнаиболееблагоприятендлясовершенствованиядеятельностиоргановчувств,накопленияпредставленийобокружающеммире.

Готовностьребенкакшкольномуобучениювзначительноймерезависитотегосенсорногоразвития.Исследования,проведенныедетскимипсихологами,показали,чтозначительнаячастьтрудностей,возникающихпереддетьмивходеначальногообучения(особеннов1классе,связанаснедостаточнойточностьюигибкостьювосприятия).

Существуетпятьсенсорныхсистем,спомощьюкоторыхчеловекпознаетмир.Назовитеих?(зрение,слух,осязание,обоняние,вкус).

Вразвитиисенсорныхспособностейважнуюрольиграетосвоениесенсорныхэталонов–общепринятыхобразцовсвойств-предметов.Например,7цветоврадугииихоттенки,геометрическиефигуры,метрическаясистемамерипр.

Дляразвитиясенсорныхспособностейсуществуютмножестворазличныхигриупражнений.Сегоднямыпредлагаемвашемувниманиюмастер-класссиграми,требующимиминимальныхзатратвремениисил,нополезныхдлясенсорногоразвитияиразвитиямелкоймоторикирукдетейданноговозраста.

Игротека.

Игра«Чудесныймешочек»

Дляигрыпонадобитсятканевоймешочекизплотнойнепрозрачнойткани,вкоторыйпомещаютсяразныепоформеифактурепредметы.Предлагаюопределитьнаощупькаждыйпредмет,незаглядываявмешочек.Такжевыможетеспрятатьвнегомузыкальныеинструменты,ребенокдолженугадатьпозвучанию,какойинструментспрятан.

Игра«Золушка»

Передвамилежатперемешанныесеменагороха,фасолиикиндер–игрушки.За30секунд,выдолжныихрассортировать.Когдаребенокнаучитсяделатьэтодостаточнобыстро,можноусложнитьзадание:например,завязатьемуглаза.

Воспитатель:Сенсорноеразвитиеиразвитиемелкоймоторикивтакихиграхнеразрывносвязаныдругсдругом.Предложитеребёнку,асейчаспопробуйтесами,выполнитьвоттакоеупражнение–надовзять1-нуфасолинкубольшимиуказательнымпальцем,потомбольшимисредним,потом–большимибезымянным…получается?Адеткамэтовыполнитьоченьтрудно!НуаеслидомаВыбудетеустраиватьвоттакиетренировки,томелкаямоторикавашегоребёнкабудетразвиватьсягораздобыстрее.Аесливконцеигрыребёнокоткопает«клад»(маленькаяигрушкаиликонфета,поверьте,восторгунебудетпредела!

Игра«Мозаикаизбросовогоматериала»

Подберитепожеланиюпуговицыразногоцветаиразмераилиразноцветныепробкиотпластиковыхбутылок.Выложитерисунок,этоможетбытьневаляшка,бабочка,снеговик,мячики,бусыит.д.Домаможетепредложитьребенкувыполнитьповашемуобразцу.Послетого,какребенокнаучитсявыполнятьзаданиебезвашейпомощи,предложитеемупридумыватьсвоивариантырисунков.Втакихиграхмызакрепляемформированиесенсорногоэталона–цвет,аеслииспользоватьпуговицы,тоисенсорногоэталона–форма(круг,квадрат,треугольник,овал).

Игра«Шагаемвпробках»

Нонестоитдалекоубиратьпробки,онимогутпомочьнамещеивразвитиимелкоймоторикиикоординациипальцеврук.Предлагаюустроить«лыжнуюэстафету».Двепробкиотпластиковыхбутылоккладемнастолерезьбойвверх.Это-«лыжи».Указательныйисреднийпальцывстаютвних,какноги.Двигаемсяна«лыжах»,делаяпошагунакаждыйударныйслог.

(Мыедемналыжах,мымчимсясгоры.Мылюбимзабавыхолоднойзимы).

Аеслизабылистихотворениепро«лыжи»,тогдавспомнимвсемизвестное.Какое?Ну,конечно!

(Мишкакосолапый,полесуидёт)

Здорово,еслималышбудетнетолько«шагать»спробкаминапальчиках,ноисопровождатьсвоюходьбулюбимымистихотворениями.

Пальчиковаягимнастикасприщепками«Гусенок»

Воспитатель:Усталипальчикиоттакойходьбы!Имтоженадоотдохнуть.Япредлагаюсделатьпальчиковуюгимнастику,которуюоченьлюбятВашималыши.Дляэтогонампонадобятсяобычныебельевыеприщепки.Бельевойприщепкой(проверьтенасвоихпальцах,чтобыонанебыласлишкомтугой,поочередно«кусаем»ногтевыефаланги(отуказательногокмизинцуиобратно)наударныеслогистихотворения:

«Раноутромвсталгусенок.Пальцыщиплетонспросонок!»(сменарук)

«Скореекормадайтемне.Мнеивсеймоейсемье!»

Игра«Рисуемнакрупе»

Возьмитеплоскоеблюдосяркимрисунком.Тонкимравномернымслоемрассыпьтепонемулюбуюмелкуюкрупу.Проведитепальчикомпокрупе.Получитсяяркаяконтрастнаялиния.Попробуйтенарисоватькакие-нибудьпредметы(забор,дождик,волны,буквы).Такоерисованиеспособствуетразвитиюнетолькомелкоймоторикирук,ноимассажируетпальчикиВашегомалыша.Иплюсковсемуразвитиефантазииивоображения.

Аесливзятькругизкартонаиприцепитькнемуприщепки,чтополучится?–Солнышко!Асолнышко,какое?–круглое!Акакогооноцвета?–желтое!Ивновьвдоступнойребёнкуформемызакрепляемпонятиеосновныхсенсорныхэталонов.

Аможновключитьвсюсвоюфантазиюиизкрасногокругаиприщепкисделать…-Яблоко.

Воспитатель:-Сегоднямыпознакомилисьлишьсмалойчастьютого,чемВыможетезанятьВашдосугсребёнкомдома.Включайтесвоюфантазиюисамоеглавное,неуставайтепостоянноразговариватьсвашимималышами,называйтевсесвоидействия,явленияприроды,цветаиформы.Пустьребенокнаходитсявпостоянномпотокеинформации,несомневайтесь,этоегонеутомит.Чемнепринужденнеебудетобучение,темлегчеибыстрееонобудетпроходить.Побуждайтеребенкакигре,наскольковозможно,играйтесмалышомвразвивающиеивеселыеигры.Участвуйтевигровомпроцессе.ЭтобудетотличнымспособомдляустановленияболеепрочнойсвязимеждуВамииВашимребенком!(раздатьродителямпамятки).


Привлечениеродителейкизготовлениюигрипособийдлясенсорногоразвитиядетей

Игровойматериал«Откройкоробочку»,«Украсьёлочкушарами»,«Сложипирамидку»,«Соберикарандашивстаканы»,«Начтопохожафигура?»,«Разноцветныешумелки»,«Кточтоуслышит?»,«Угадайнавкус»,«Чемпахнет?»,«Сюрприз»,«Пересыпалочки»,"Озорныеладошки»,«Тонет,нетонет»,«Тактильнаякоробка»,«Теплый–холодный»,«Маленькийсекрет»,«Застёжки»,«Закрутиленточку»,«Поиграемсприщепками»,«Мягкийконструктор»,«Разложичашкипоцветнымтарелочкам»,«Сенсорныйконструктор»,«Сенсорноепанноспуговицами»,«Шнуровка».


Памяткадляродителей«Чтотакоесенсорикаипочемуеенеобходиморазвивать»

Главнойсоставляющейполноценногоразвитиядетейвраннемвозрастеявляетсясенсорноеразвитие.

Сенсорноеразвитие-предполагаетформированиеуребёнкапроцессоввосприятияипредставленийопредметах,объектахиявленияхокружающегомира.

Сенсорноеразвитиеосуществляетсятольковпроцессесенсорноговоспитания,когдаудетейцеленаправленноформируютсяэталонныепредставленияоцвете,форме,величине,опризнакахисвойствахразличныхпредметовиматериалов,ихположениевпространстве.

Занятияпосенсорике, направленынаформированиеполноценноговосприятияокружающейдействительности,служатосновойпознаниямира,первойступеньюкоторогоявляетсячувственныйопыт.Успешностьумственного,физического,эстетическоговоспитаниявзначительнойстепенизависитотуровнясенсорногоразвитиядетей,т.е.оттогонасколькосовершенноребенокслышит,видит,осязаетокружающее.

Значениесенсорноговоспитаниясостоитвтом,чтооно:

-являетсяосновойдляинтеллектуальногоразвития;

-упорядочиваетхаотичныепредставленияребенка,полученныепривзаимодействиисвнешниммиром;

-совершенствуетдвигательныефункции(развитиеобщей,ручной,моторики,формированиеграфомоторныхнавыков);

-тактильно-двигательноевосприятие,

-развитиеслуховоговосприятия,

-развитиезрительноговосприятия,

-восприятиеформы,величины,цвета,

-восприятиеособыхсвойствпредметов(вкус,запах,вес),

-восприятиепространстваивремени;

-развиваетнаблюдательность;

-готовиткреальнойжизни;

-позитивновлияетнаэстетическоечувство;

-являетсяосновойдляразвитиявоображения;

-развиваетвнимание;

-даетребенкувозможностьовладетьновымиспособамипредметно-познавательнойдеятельности;

-обеспечиваетосвоениенавыковучебнойдеятельности;

-влияетнарасширениесловарногозапасаребенка;

-влияетнаразвитиезрительной,слуховой,моторной,образнойидр.видовпамяти.

Дидактическиеигрывключаютвсебясенсорноевосприятиеребенка,соднойстороныониучитываютвозрастные,нравственныемотивыдеятельностииграющее,сдругой-принципдобровольности,правосамостоятельноговыбора,самовыражение.

Вповседневнойжизниребеноксталкиваетсясмногообразиемформкрасок-этоилюбимыеигрушкииокружающиепредметы.Видитонипроизведенияискусства-картины,скульптуры,слышитмузыку;ноеслиусвоениеэтихзнанийпроисходитстихийно,безруководствавзрослых,оночастооказываетсяповерхностным.Здесьиприходитнапомощьсенсорноевоспитание-последовательное,планомерноеознакомлениедетейссенсорнойкультуройчеловечества.

Вкаждомвозрастепередсенсорнымвоспитаниемстоятсвоизадачи.

Враннемдетственакапливаютсяпредставленияоцвете,форме,величине.Важно,чтобыэтипредставлениябылиразнообразными.Этозначит,чторебенканадознакомитьсовсемиразновидностямисвойств-всемицветамиспектра,сгеометрическимиформами-круг,овал,квадрат,прямоугольник,треугольник,шар,куб,кирпич.Развиватьпознавательныеиречевыеумения-определятьцвет,размер,формупредметовпутемзрительного,осязательногоидвигательногообследования,сравнения.Пониматьииспользоватьвречислова-названиявеличиниформ.

Всреднемдошкольномвозрастеудетейформируютсясенсорныеэтапы-устойчивые,закрепленныевречипредставленияоцвете,геометрическихфигурах,отношенияхповеличинемеждунесколькимипредметами.Одновременносформированиемэталоновнеобходимоучитьдетейспособамобследованиепредметов:ихгруппировкепоцвету,формевокругобразцов-эталонов,выполнениювсеболеесложныхдействий.Вкачествеособойзадачивыступаетнеобходимостьразвиватьудетейаналитическоевосприятие-умениеразбиратьсявсочетаниицветов,расчленятьформупредметов,выделятьотдельныевеличины.

Встаршемдошкольномвозрасте,приусвоенииграмотыбольшуюрольиграетфонематическийслух-точнееразличениеречевыхзвуков-различениевосприятияначертаниябукв.Низкийуровеньсенсорногоразвитиясильноснижаетвозможностьуспешногообученияребенкавшколе.


Консультациядляродителей«Учитьцветалегкоивесело»

Какизвестно,младшийдошкольникпосуществующимнормативамдолженуверенноразличатьиназывать4основныхцвета(красный,синий,жёлтый,зелёный),астаршиедошкольникизнатьцветарадуги,названиеоттенковизнатьправиласмешиванияцветов.Вреальностивсё,какобычносовсемнетак:некоторыетрёхлеткивиртуозноотличаютрозовыйотпурпурного,аестьшестилетки,которыеупорнопродолжаютпутатьзелёныйцветисиний,приэтомвовсенеобязательно,чтопервыеявляютсявундеркиндами,аувторыхпроблемысразвитием.Простодетиобладаютспособностьюзапоминатьивыделятьдлясебято,чтоиминтересноипропускатьмимоушейвсёостальное.

Многиеродителибеспокоятся,чтоихребёнокужедостиг3-хлет,азапомнитьцветаещёникакнеможет.Спешимуспокоитьвас,способностьориентироватьсяиназыватьцветауребёнкаформируетсядо5-тилет.Намкажется,чтоэтотакпросто:покажикрасныйкубикилизелёноеведёркоиребёноквсёзапомнил,ноневсётакбыстро.Малышучитсясначалаотделятьнужныйемуцветотдругого.Затемоттенкиодногоцветагруппирует.Ну,аужтолькопотомучитсяназыватьцвета.Какжепомочьемувэтом?

Игра–вотсамыйдейственныйспособизучитьцвета.Рекомендуемсначалаобследоватьтепредметы,игрушки,которыеособеннонравятсядетяминазыватьихцвета(красноеплатье,желтыйбантик,синийсвитер,зелёныймячит.д.)Затемпопытайтесьсравниватьпредметы.Например:нашамашиназелёная,кактравкаилилисточки;мячик–красный,какяблокоилиягодкаит.п.Обязательнообъяснитеребёнку,чтоодинитотжепредметбываетразногоцвета:яблокобываетзелёное,красноеижёлтое.Приэтомпокажитенагляднолибомуляжияблок,либорассмотритеихвмагазиненавитрине.Далееможнопобуждатьребёнкакдействию:принесикраснуютарелочку,дайжёлтоеполотенцеит.д.

Интереснаиувлекательнаиграсконфетамивразноцветныхфантиках,которыеможносмастеритьвместесдетьми.Обернитепластилиновыешарикиилидеревянныепалочкицветнойбумагой,сложитевсёводнувазу.Попроситеребёнкаразложить«конфеты»потарелочкамтакогожецвета.Всекрасныеконфетыположивкраснуютарелочку,авсесиние–всинююит.д.Поэтойжесхемеможноорганизоватьиигру«Цветочек»Дляэтогоизцветногокартонавырезаютсякружочки,подбираютсяприщепкисоответствующихцветов.Предложитеребёнкунасинийкружочекприцепитьсиниеприщепки,назелёныйкружочек–зелёныеит.д.Такимобразом,вынетолькопоможетеребёнкузапомнитьцвета,ноизадействуетемышлениеимелкуюмоторикупальцеврук.

Обязательнорисуйтевместесосвоимчадом.Можновзятьтрафаретыилираскраскиидатьзадание:закрасьмячсинимцветом,асолнышко–жёлтым.Большоеподспорьевзакреплениицветавамокажетигра«Одинцвет»Дляэтогонеобходимосконцентрироватьвниманиеребёнканаодномцвете.Тоестьпредложитьребёнкунайтииназватьпредметыодногоцвета.Например:чтобываеткрасногоцвета?(яблоко,кубик,мяч,машина,платьеит.д.,ажёлтогоцвета?(солнышко,колобок,репка,бантикит.д.)ит.п.

Взаключениехочетсяпосоветоватьнезаставлятьребёнкаизучатьчто-тонасильно.Постарайтесьвызватьинтерескобучениюяркойигрушкой(кубики,мозаика,лото,домино,вкладышиипрочее,совместнойработой.Наконец,простовесёлойпесенкой,добрымстихотворением,игрой.Нереагируйтеостронанеудачиипромахидетей.Скореевсего,еслиигратьрегулярно,проблемвопределениицветаунегоневозникнет.


Буклетдляродителей«Дидактическиеигрыдлясенсорногоразвития»

Игры,которыеспособствуютусвоениюсенсорныхэталонов,развиваютнаблюдательность,внимание,влияютнаразвитиезрительной,слуховой,образнойпамяти.

«Собериматрёшку»Сначалавозьмите2матрёшкиисоберитеихсребёнком,обращаявниманиемалышанаразмеригрушки,затемдобавьтеещё2фигурки.Можнопомогатьребёнкусоветом:«Возьмисамуюмаленькую»ит.д.Еслиребёноксправляетсясзаданием,добавьтеещёоднуматрёшку.

«Подберицвет»Приготовьтепо5кругов(листиков,грибков,рыбокит.д.)двухцветов.Положитепоодномупредметукаждогоцветапередребёнкомипредложитеразложитьостальныена2группыпоцвету.Сделайтепервыйвыборсами,затемдействуетребёнок.Послетого,когдазаданиевыполненоможно,предложитьраскладыватьпредметына3-4группы.

«Прятки»Приготовьте5большихи5маленькихкругов,квадратов,овалов,треугольников,прямоугольников.Попроситеребёнка«спрятать»маленькиефигурызабольшими(обязательнопокажите,чтомаленькуюфигурулегконакрытьбольшой,тогдамаленькуюфигурунебудетвидно).Параллельноспонятиями«большой»-«маленький»можноотрабатыватьпонятие«такойже»:когдаребёнокпытаетсянакрытьоднубольшуюфигурудругой,обратитееговниманиенато,чтоониодинаковые,такиеже.

«Подбериобразцы»Приготовьтедвамешочка,ивкаждыйположитеобразцытканиразличнойфактуры.Предложитеребёнку,неглядя,достатьобразецизодногомешочкаизатемискатьтакойженаощупьвдругоммешочке.Сначалаобразцовдолжнобыть2-3,еслижемалышсправляетсясзаданием,количествоможноувеличитьдо6-7.Обсудитесребёнком,какиеэтиобразцынаощупь:гладкие,пушистые,шершавыеит.д.

«Найдитакойже»Приготовьте5большихи5малыхкругов.Смешайтекруги,покажитеихребенкусословами:«Этикругиразные».Покажитесначалабольшие,затеммаленькиекругипоодному(«Этокругибольшие,аэтомаленькие»).

Большиекругискладывайтеводнусторону,амаленькие–вдругую.

Своидействияпоясняйте.Приложитедвамаленькихкругадругкдругу,подчеркните,чтоониодинаковые.

Присортировкетретьейпарыкруговспросите,куданужнокластьбольшой,акуда–маленькийкруг.Ребенокраскладываеткруги.

Каквариантыможноиспользоватьквадратитреугольник,кругиквадратипр.

«Спасимышку»

Цель:продолжатьобучатьдетейразличениюцветов,подборуодинаковыхцветовнаглазспоследующейпроверкой(приложение,наложение);учитьориентироватьсянацветкакназначимыйпризнак;упражнятьввыделениизаданногоцветаизнескольких,закреплятьумениеправильноназыватькрасный,синий,желтый,зеленыйцвета.

Оборудование:плоскостныедомики-норкиосновныхцветовизкартонасизображениеммышки;картонныепрямоугольники«двери»аналогичныхцветов.

Ходигры:детямраздаютсядомикисизображениеммышки.Упедагога«двери»разныхцветоввперемешку.Педагогпроситспрятатьсвоюмышкуоткошкиипредлагаетподобрать«дверь»такогожецвета,чтобыееспасти.

«Сложикартинку»

Цель:упражнятьдетейвсоставлениицелогопредметаизегочастейсопоройнацвет;учитьанализироватьэлементарнуюконтурнуюсхему;развиватьпространственноемышление,воспитыватьволю,усидчивость,целеустремленность.

Оборудование:карточкисизображениемигрушек,животных,предметовокружающегомира;деталиизображенийэтихпредметовтакихжецветов.

Ходигры:детирассматриваюткартинкуи,ориентируясьнацвет,составляюттакоежеизображениеизпредложенныхдеталей.

«Угадайпредметпоконтуруинайдинаощупь»

Цель:Учитьсоотноситьзрительныйобразпредметас тактильно-двигательным.

Оборудование:Точечныеизображенияпредметов,муляжи,«чудесныймешочек».

Ходигры:Передребенкомкарточкисточечнымизображениемпредметов.Упедагога«чудесныймешочек»смуляжами.Ребенокугадываетпредметпоконтуру,называетего,азатемнаощупьнаходитданныйпредметвмешочке,достаетегоиприкладываеткточечномуизображению.

«Найдипредметнаощупьиподберисхему»

Цель:Развиватьзрительноевосприятие,мышление,учитьузнаватьнаощупьзнакомыепредметы.

Оборудование:Карточки–схемысизображениемцветаиформыпредметов–овощейилифруктов,муляжи,«чудесныймешочек».

Ходигры:Передребенкомкарточка–схемасизображениемцветаиформыпредметов.Упедагога«чудесныймешочек».Ребенокнаощупьнаходитпредмет,называетидостаетего.Затемкпредметунаходитсоответствующуюкарточку–схему.

«Найдикартинкуисобери»

Цель:Развитиезрительноговосприятия,мелкоймоторики.

Оборудование:Емкостьскрупой,разрезнаякартинка.

Ходигры:Передребенкомемкостьскрупой,вкрупеспрятанычастиразрезнойкартинки.Ребенкупредлагаетсянайтиразрезнуюкартинкуисобратьее.Призатруднениипредлагаетсяобразецкартинки.

«Слеписнеговика»

Цель:Развитиезрительноговосприятия,мышления,мелкоймоторики.

Оборудование:Деталиснеговиканалипучках.

Ходигры:Педагогпредлагаетребенкукакое-либозадание.Послеправильновыполненногозаданияребенокполучаетоднуилинесколькодеталейснеговика(большойкруг,маленькийкруг,морковка,ведроит.д.).Ребенкупредлагается«слепить»снеговикаизпредложенныхдеталей.

«Красивыйузор»

Цель:Развитиемелкоймоторики,зрительноговосприятия.

Оборудование:Карточкисобразцамиузоровизгеометрическихфигур,чистыекарточкидлядетей,геометрическиефигуры,тарелочки.

Ходигры:Передребенкомкарточкасобразцомузораизгеометрическихфигур.Чистаякарточкаигеометрическиефигурынатарелочках.Ребеноквыбираетнеобходимыегеометрическиефигурыисоставляетузорнасвоейкарточкепообразцу.

«Разноцветныйкубик»

Цель:Развитиезрительноговосприятия,мелкоймоторики.

Оборудование:Разноцветныйкубик,картинкисизображениемпредметовкрасного,желтого,зеленогоисинегоцвета.

Ходигры:Передребенкомкартинкиикубик,граникоторогораскрашенывкрасный,желтый,зеленыйисинийцвета.Ребенокбросаеткубикинаходит(называет)картинкутакогоцвета,которыйвыпалнакубике.

Ценностьэтихигриупражненийнетольковтом,чтодетипознаютсвойства:цвет,форму,величину,-ноивтом,что,благодарязаложенномувиграхэлементусамоконтроля,онипозволяюторганизоватьболееилименеесамостоятельнуюдеятельностьмаленькихдетей,развиватьумениеигратьрядомсдругими,немешаяим.


Конспектоткрытогозанятияпосенсорикевовтороймладшейгруппе«Волшебнаяполянка».

Цель:Обогащатьсенсорныйопытдетей

Задачи:

Образовательные:

1.умениеразличатьпредметыпоцвету,формеивеличине;называтьцвета(красный,синий,желтый,зеленый);

2.закреплятьпредставлениеовалаикруга,способствоватьразвитиюразличныхвидовработдетей,входеобразовательнойдеятельности;

Развивающие:

1.развиватьмелкуюмоторикурук,тактильность,воображение;

2.развиватьречь,внимание,логическоемышление,память;вызватьжеланиеотвечатьнавопросы;

Воспитательные:

1.воспитыватьинтерескпознаниюокружающегомира;

2.воспитыватьдружескоевзаимоотношения,вежливостьпоотношениюктоварищам;

3.воспитыватьудетейчувствоотзывчивости,добра;желаниепомочь;

4.способствоватьсозданиюудетейрадостногоэмоциональногонастроя.

Здоровьесберегающие:

1.Создаватьблагоприятныеусловиядляэмоционально-положительноговосприятияматериала;

2.Избегатьпереутомлениядетейимышечногонапряжения;

3.Укреплятьпсихическоеифизическоездоровьедетей.

Методыиприемы:

Словесные:(пояснение,вопросы,объяснение,повторениеиуточнение,напоминание,указаниекдействию,художественноеслово).

Наглядные:(демонстрацияпредметов,рисунков,показспособовдействияипостроениеобразов).

Практические:(показупражнения,поручения,физкультминутка).

Стимулирующие:(похвала,поощрение,подчеркиваниедостижений,ситуацияуспеха).

Игровые:(созданиесюжетнойигровойситуации,внезапноепоявлениеобъектов,голосагероев)

Оборудованиеиматериалы:обручзеленогоцвета,бабочка,цветоксинегоцвета,кругиизкартона(красные,желтые,зеленые,синие,коробочкасприщепкамиразныхцветов(красные,желтые,зеленые,синие,цветныебабочки(красные,синие,желтые,зеленые,магнитнаядоска-мольберт,д/игры,раздаточныйматериалнакаждогоребенка.

Словарнаяработа:круг,серединка,лепестки,стебель,красный,синий,зеленый,желтый.

Предварительнаяработа:проведениед/и«Подберипоцвету»,«Найдипару»,«Веселыеприщепки»,разучиваниепальчиковойигры«Цветы»,«Дружба»,рассматриваниеиллюстрацийобабочках,цветахифизкультминутка.

Ходобразовательнойдеятельности

Воспитатель:

—Дети,сегоднякнамвгруппупришлигости.Давайтепоприветствуемих:улыбнемсяипокажемсвоехорошеенастроение.

Соберемсядружновкруг,

Тымойдругиятвойдруг.

Дружнозарукивозьмемся

Идругдругуулыбнемся!

Воспитательидетисобралисьвозлезеленогообруча.

(Раздаетсястуквдверь.Воспитательидетпосмотретьктовгостипришел.)

Влетаетвгруппубабочка,подлетаеткдетям,видитнаволшебнойполянкенетцветов.(расстроилась)

Воспитатель:

-Бабочка,почемутытакаярасстроенная?

-Почемужебабочкарасстроилась?(наволшебнойполянкенеткрасивыхцветов).

-Начтолюбитсадитьсябабочка?(нацветы).

—Бабочка,нерасстраивайся,ребятатебепомогутсделатьцветочки.Носначала,вспомним,изчегосостоитцветок.(Детисадятсянастульчики перед магнитной доской-мольберт).

—Ребята,поможембабочкесделатькрасивыецветочки?(поможем, но сначала поиграемвволшебнуюигру«Дружба»)

Пальчиковаяигра«Дружба».

-Дружатвнашейгруппедевочкиимальчики

(соединятьпальцывзамок)

Свамимыподружиммаленькиепальчики

(касаниекончиковпальцевобеихрук)

Раз,два,три,четыре,пять–начинаеммысчитать

(парноекасаниепальцевотмизинцев,встряхнутьруки)

Раз,два,три,четыре,пять–мызакончилисчитать(рукивниз,встряхнутькистями).

Воспитатель:

-Молодцы! Затем показываю на мольбертеволшебнуюполянку,гдемногобабочекиразноцветныхцветов,атеперьотправимсявстрану,гдеживутзамечательныебабочки(Детивстаютиподходятнаковрик,гдележитбольшойсинийкругвсерединецветка)

-Как называется эта часть у цветка?Какойформысерединауцветочка?Какогоцветасерединкауцветка?Чтоещеестьуволшебногоцветка?(ответыдетей-лепестки,круг,желтогоцвета,стебельилисточки).

-Дети показывают лепестки у цветка(синего).

—Серединкаилепесткиуцветкаразныеилиодинаковыепоцвету?(одинаковые).

Воспитатель:

-Ребята,сейчасяпокажу,каксделатьцветокдлябабочки.(воспитательпоказываетиобъясняет,какспомощьюприщепокикругасделатьцветок).

Воспитатель:(береткругжелтогоцвета)–этосередина.Теперьнамнужнылепестки.Алепесткиунасбудутприщепки,которыемыбудемприцеплятькнашемукругу.(воспитательберетприщепкииприцепляетккругу).

Воспитатель:Ребята,какогоцветауменякруг?(желтого).

Какогоцветалепестки–прищепки?(красного).

Воспитатель:Давайтесвамисделаемдлябабочекволшебнуюполянкуцветов.Теперьразомнемсваминашипальчики.Пальчиковаяигра«Цветы».

Нашинежныецветкираспускаютлепестки. Поднять кисти рук вверх сопоройналокти,пальчикисобранывщепоть,раскрытьпальчики.

Ветерокчутьдышит,лепесткиколышет.Плавноераскачиваниераскрытыхпальчиковвлево-вправо.

Нашиалыецветкизакрываютлепестки.Собратьпальчикиобеихруквщепоть.

Тихозасыпают,головойкачают.Плавноераскачиваниепальчиков,собранныхвщепоть,влево-вправо.

Воспитатель:

-Молодцы,атеперьотправляемсявсвоюволшебнуюмастерскую.

-Ребята,подойдитекстолуивыберитесерединкудляосновысвоегоцветка.(Детиподходяткстолу,выбираютсерединкудляцветкаиотвечаютнавопросы.Какогоцветавзяликруг).Садятсязастолыивыбираютизкоробочкисприщепками–лепестки.Вовремясамостоятельнойработывоспитательспрашиваетукаждогоребенка,какогоцветаонделаетволшебныйцветокдлябабочек?

Воспитатель:

-Воткакиекрасивыецветыунасполучились.Тебенравятсянашицветы,бабочка?(бабочкаполетала).Видим,чтопонравились.

-Ребята,давайтеотнесемнашицветынаволшебнуюполянкудлябабочек.(детивыполняютзадания)

Физкультминутка.

Налугурастутцветы

Небывалойкрасоты.(Потягивания—рукивстороны.)

Ксолнцутянутсяцветы.

Снимипотянисьиты.(Потягивания—рукивверх.)

Ветердуетиногда,

Толькоэтонебеда.(Детимашутруками,изображаяветер.)

Наклоняютсяцветочки,

Опускаютлепесточки.(Наклоны.)

Апотомопятьвстают

Ипо-прежнемуцветут

Воспитатель:

-Ребята,нашаволшебнаябабочкаприлетеланеодна.Онасвоихподружекбабочекпривелакнамвгости.Возьмитепооднойбабочке(бабочкилежатнастоле).

Томочка,какогоцветаутебябабочка?(красного).Посадиеенакрасныйцветок.

Полина,какогоцветаутебябабочка?(зеленого).Посадиеенацветоктакогожецветаит.д.

Молодцыребята,всеволшебныебабочкиселинаполянкенасвоицветочки.

Ребята,волшебныебабочкипрощаютсяснами.Импоралететьнасвоюволшебнуюполянку.Онинамговорятогромноеспасибо!

Итог:«Чтомыделалисегодня,чтобырадоватьнашихбабочек»(Ответыдетейиграли,делалицветы).Увасвсеудалось!Вывсемолодцы!

Буклетдляродителей«Знакомствосформой,величиной,цеветомпредмета»

ЗНАКОМСТВОСЦВЕТОМПРЕДМЕТОВ

Этапыформированияпредставленияоцветепредметов

1этап–идентификацияпредметовпопризнакуцвета.Показываютребенку“парные”идентичныеигрушки,отличающиесятолькопоцвету,приэтомобязательнооднаизигрушекдолжнабытькрасногоцвета,таккаконнаиболееинтенсивновоздействуетипривлекаетвниманиеребенка,аконтрастнаяигрушкасинегоилизеленогоцвета.

2этап–соотнесениецветапредметасэталономцвета.Цветаизучаютсявследующемпорядке,сначалакрасный,синий,желтый,зеленый,затемфиолетовый,оранжевыйивпоследнююочередь,черныйибелый.Предметыдаютсябезфона.Толькопоследостижениярезультатаможноиспользоватьфоннакартоне.

3этап–выборпредметаопределенногоцветапословеснойинструкциивзрослого.Ребенкупредлагаювыбратьвсекрасные,синиеит.д.предметы.Отрабатываюреакциюнаречевуюинструкцию.Наданномэтапеначинаюработатьнеболеечемдвумяцветами.

4этап–формированиесловесногообозначенияцветапредмета.Отрабатываютсребенкомназваниецветанаопределенныхпредметах.

5этап–обучениеобобщениюиклассификациипредметовпопризнакуцвета.

6этап–обучениепередачицветапредметоввпродуктивнойдеятельности.Закреплениепостоянногопризнакацветазапредметом.

Используюигрытипа“Помогихудожнику”,“Раскрасьсоответствующимцветом”,аппликации.

7этап–формированиепредставленияоботтенкахцвета.

Предлагаютребенку3позиции,одинцветкрасный,другойцветсветлеекрасного,третийцветтемнеекрасного.Оттенкиизучаютсявпоследовательности:красный,синий,желтый,зеленый.Навыкиобязательнозакрепляювпродуктивнойдеятельности.

ЗНАКОМСТВОСФОРМОЙПРЕДМЕТОВ

Этапыформированияпредставленияоформепредметов

1этап–идентификацияпредметоввцелом.Берутдвеидентичныеигрушкииодну–контрастную.Учатсравниватьпредметы,инаходитьсходство.

2этапа–идентификацияпредметовпоформе.Необходимоучитывать,чторебенокпервоначальноусваиваетобъемнуюформу.

3этап–соотнесениеформыпредметасэталономформы.Дляобученияправильномусоотнесениюпредметасэталономформы–используется“Почтовыеящики”сдвумяпрорезями.

4этап–выборгеометрическойфигурыпословеснойинструкции.

5этап–формированиеуменияобозначатьформупредмета.Длязакрепленияэтогоуменияскладываютгеометрическиефигурыизсчетныхпалочек.

6этап–обобщениеодно–илиразноцветныхгеометрическихфигур.Наэтомэтапеиспользуюгеометрическиефигурытолькоодногоцветаиразмера.

7этап–классификацияпоформе.Наэтомэтапеобучаютклассификацииодноцветных,затемразноцветныхгеометрическихфигурок.

8этап–нахождениевокружающеммирепредметовопределеннойформы.

ЗНАКОМСТВОСВЕЛИЧИНОЙПРЕДМЕТОВ

Формироватьпредставленияовеличинеможнотолькопослеосвоенияребенкомпредставленийоформеицвете.

1этап–формированиепредставленияобольшихималенькихпредметах.

2этап–формированиепредставленияодлинепредмета:“Длинный–короткий”.

3этап–формированиепредставленияоширине:“Широкий–узкий”.

4этап–формированиепредставленияовысоте:“Снизу–вверх”.

5этап–построениерядовпопризнаку(начинаяс3-хэлементовдо10).

Длязакрепленияпонятияовеличинепоиграйтесдетьми:

1."Ктоскореесвернетленту".Возьмитедлиннуюикороткуюленту,начнитесоревноваться,ктопервыйсвернетленту.Естественно,побеждаеттот,укоголентакороче.Послеэтогоразложителентынастолетак,чтобыразницаихбылахорошовидна,ноничегонеговорите.Затемпоменяйтесьсребенкомлентами,послеэтогоразложителентыопятьнастол,ипредложитеребенкусамомувыбратьленту.Спросите,почемуонхочетэтуленту.Послеответаребенка,назовителенты:"короткая",«длинная","Короткаялентасвертываетсябыстро,адлиннаямедленно".

2.«Сломаннаялесенка»

3.«Матрешки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план взаимодействия с родителями (первая младшая группа)

Перспективный план взаимодействия  с родителями в первой младшей группе....

Перспективный план взаимодействия с родителями 1 младшая группа

План  работы на год с родителями 1 младшей группы...

Перспективный план взаимодействия с родителями 2 младшей группы ( с использованием современных форм сотрудничества с родительским коллективом) семейный клуб «Дети – наше будущее».

№Название мероприятияСодержание (кратко)СрокиОтветственные1Оформление «Уголка для родителей»Советы и рекомендации, сетка занятий, режим дня.СентябрьВоспитатель2Анкетирование родителей вновь прибывших ...

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников ранней группы

Цель: объединение усилий семьи и детского сада для развития и  воспитания детей раннего возраста...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников (младшая группа)

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников (младшая группа)...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников младшей группы на 2022 - 2023 учебный год

Составлен на основерабочей программы совместной деятельности педагогас детьми 3-4 лет, младшая группа(принято на педагогическом совете №1 от 06 09 2022 г)...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников младшей группы (3-4 года) на 2021 - 2022 учебный год

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанниковмладшей группы (3-4 года)на 2021 - 2022 учебный год...