В помощь родителям по предупреждению заикания у детей.
статья
Уважаемые родители, надеюсь, моя статья позволит вам больше узнать о причинах возникновения заикания у детей и мерах предупреждения этого речевого недуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В помощь родителям по предупреждению заикания у детей | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
В помощь родителям по предупреждению заикания у детей
Краткая аннотация статьи
Перегрузка нервной системы в сочетании с произносительными трудностями вначале обусловливает развитие в коре головного мозга застойных очагов возбуждения, способствующих появлению заикания.
Предрасполагающие факторы возникновения заикания:
- легковозбудимые дети со слабой нервной системой;
- подражание;
- детские страхи;
- нарушение режима;
- психоэмоциональная обстановка в семье;
- ребёнок-левша.
Заикание у детей значительно ослабевает в условиях речи, непосредственно связанной с практической деятельностью.
Совместная работа врачей, логопеда и родителей приводит к вылечиванию болезни.
В работе логопеда в настоящее время всё чаще приходится встречаться с детьми, страдающими заиканием, которое является весьма сложным и наиболее тяжелым речевым дефектом.
Заикание – расстройство темпа и ритма речи, сопровождающееся кратковременной задержкой звуков, слогов или их повторением. В современной медико-педагогической практике заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Вероятность возникновения заикание появляется в возрасте от 2 до 3 лет, чаще в 2-3 года – период овладения фразой речью. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще чем у девочек. Чаще заикание возникает у легковозбудимых детей со слабой нервной системой. Какие же факторы провоцируют заикание?
Я наблюдала такую картину: девочке 1 год 8 месяцев, она общительна, любознательна. Мама с бабушкой, гуляя с малышкой, при встрече с очередным знакомым с гордостью демонстрируют достижения своего чада. Раз семь за прогулку девочке приходится рассказывать все стихи и сказки, которые она знает. Все сведения о маме, о папе, бабушках, дедушках. К двум с половиной годам у ребёнка возникло заикание, девочка стала неуверенна в себе, мнительна, очень ранимая. В данном случае причиной появления заикания явилось непосильная для нее речевая нагрузка, декламация сложных по содержанию и больших по объёму стихотворений, запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту ребёнка. В этом случае перегрузка нервной системы в сочетании с произносительными трудностями вначале привела к логоневрозу.
У моей знакомой растет чудесный сын. Малыш очень подвижный, умный. Мама его выделяется одной характерной особенностью – быстро и много говорит. Приветствуя быстроту реакции сына в играх, общении со сверстниками, она никогда не обращала внимание на темп речи своего малыша. Поэтому ребёнок, подражая маме, стремясь быстрее высказать свою мысль, всё чаще стал «спотыкаться» на некоторых звуках, и началось заикание.
И ещё одна история с возникновением заикания у малыша двух лет. Молодые родители очень устают со своим непоседливым, очень подвижным сыном. Чтобы хоть как-то его утихомирить, мама начала его пугать: «Сейчас Бабай придёт. Бабай заберёт. Там Бабай сидит». В результате малыш теперь боится оставаться один в комнате, стал беспокойнее, раздражительнее, плохо засыпает, спит тревожно. Страх внушался недолго, но последствия стали стойкими и вызвали эпизодическое заикание: в моменты общения с незнакомыми людьми, расстройств по поводу невыполненных требований малыша, когда его оставляют одного.
Детские страхи чаще возникают именно по вине родителей, которые, не задумываясь о последствиях, закладывают в сознании ребёнка мысль о существовании ситуаций, якобы несущих в себе угрозу его здоровью и жизни. Угрожающими объектами становятся отрицательные персонажи сказок, некоторые животные врачи.
Далеко не всегда дети, перенесшие испуг, начинают после этого заикаться. В большинстве случаев имеются какие-то предпосылки, на фоне которых воздействие психотравмы (например, испуга) вызывает нарушение речи.
К таким предполагающим факторам относятся определённые черты характера, а также нарушение режима сна и питания ребёнка. Различного рода сильные звуковые раздражители, источниками которых являются компьютер, телевизор, видеомагнитофон и др. Отрицательную роль играют и грубое обращение с ребёнком, громкие окрики, употребление резких слов в его адрес. Перенасыщенность впечатлений дня, которые в психике впечатлительного ребёнка отражаются очень сильно, обусловливает в коре головного мозга застойные очаги возбуждения. И родители часто провоцируют плохое засыпание и неспокойный сон ребёнка, читая ему перед сном сказки, рассказы. Которые могут вызвать повышенную эмоциональную реакцию, разрешают смотреть вечерние телепередачи или играть в подвижные шумные игры, долго сидеть за компьютером перед сном.
Причиной, располагающими к логоневрозу, могут быть и частые ссоры взрослых в присутствии детей, пьянство родителей, напряженная обстановка в семье. Известный детский психоневролог М. И. Иогихес очень точно указывал на основу трагедии нервного ребёнка, в которой лежит длительное общение с нервным окружением. Он высказывал мысль, что если каждый из взрослых спокоен среди спокойных людей и становится нервным среди нервничающих, то ребёнок ещё в большей степени воспринимает весь жизненный темп и реактивность окружающих его лиц.
Иногда дети начинают заикаться, подражая кому-то из взрослых, страдающих заиканием или другими дефектами речи. Причиной заикания могут стать и постоянные стрессы, вызванные, например, неприязненными отношениями с воспитательницей или няней в детском саду.
Ещё одна проблема, которая тревожит родителей: ребёнок – левша. Мне неоднократно приходится консультировать родителей и наблюдать развитие таких детей. Особого внимания требуют дети, которые лучше всего владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда от того, что этих детей насильно заставляют всё делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребёнка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданное повторение звуков в момент речи, речь на вдохе, – переучивать его вообще нельзя. При насильственном переучивании леворуких детей, а значит грубом вмешательстве в работу мозга, последствия могут повлиять на ухудшение здоровья ребёнка: появление различных невротических и неврозоподобных состояний (депрессия, страхи, ночной энурез, заикание, нервные тики и др.).
Цель моей беседы с родителями о заикании - проинформировать о причинах возникновения этого тяжелого дефекта речи и помочь предупредить этот недуг. Родителям хочу посоветовать: в случае задержки психического и речевого развития, слишком ускоренного темпа речи, нарушения речевого дыхания немедленно обращаться к специалистам.
Врачебную помощь таким детям могут оказать психоневролог, невролог, логопед. Полного эффекта в лечении заикания можно достичь только при условии применения комплексного метода. Медицинская реабилитация – фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия. Заикание – симптом разных заболеваний, а не самостоятельная болезнь, проявлением которой оно является. Только совместная работа врачей, логопеда и родителей приводит к вылечиванию болезней. Исправлять заикание целесообразнее всего в дошкольном возрасте.
Как логопед хочу обратить внимание родителей на тот факт, что заикание у детей значительно ослабевает в условиях речи, непосредственно связанной с практической деятельностью: изготовление простейших поделок из бумаги, картона, приготовление ёлочных украшений, лепка из пластилина. В процессе работы просите ребёнка проговаривать, как он делает ту или иную вещь, в какой последовательности выполняет, какой материал использует. Это помогает воспитывать, правильную, плавную, без запинок речь. Должна предупредить родителей: нельзя допускать, чтобы при ребёнке говорили о его заикании, демонстрировали его дефект другим лицам.
Истина – болезнь легче предупредить, чем вылечить – общеизвестна. Поэтому семье принадлежит главная роль в обеспечении полноценного физически и интеллектуально развитого ребёнка, укреплении его психики, стойкого равновесия нервной системы, что в конечном счете исключает предпосылки для возникновения заикания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предупреждение заикания у детей
Как и почему проявляется заикание у ребенка и как предупредить его....
Предупреждение заикания у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей и педагогов по предупреждению заикания у детей дошкольного возраста....
Предупреждение заикания у детей
Для того чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду....
Консультация для родителей "Предупреждение заикания у детей"
В статье выделены несколько групп детей с фактором риска по заиканию.Обращается внимание на важность создания условий для нормального соматического и нервно-психического развития детей....
Консультация для родителей "Предупреждение заикания у детей"
В консультации представлены причины возникновения заикания у детей, советы родителям, как себя вести, чтобы у ребёнка не возникло заикание....
Консультация для родителей: «Рекомендации родителям по преодолению заикания у детей»
Преодоление заикания - это сложный, трудоёмкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода и создание благоприятных условий для ребёнка. Родителям необходимо руководствоваться определён...
Предупреждение заикания у детей
Консультация для родителей детей дошкольного возраста, что делать, чтобы у ребёнка не появилось заикание....